Итоги сферы ЖКХ за 2016 год: в трудах и борьбе

icon 02/01/2017
icon 12:10
Главная новость Важная новость
Итоги сферы ЖКХ за 2016 год: в трудах и борьбе

Автор:

Подводя итоги 2016 года, надо признать, что в сфере ЖКХ он выдался несколько более спокойным, чем в предыдущие периоды. Не было никаких глобальных войн за передел рынка - так, мелкие позиционные конфликты. Да еще отмечался ряд проблем, «переползающих» из года в год.

Рейтинги хорошие и разные

И если уж вспоминать о наиболее ярких событиях в сфере ЖКХ Тульской области за 2016 год, то нельзя не признать, что первое место среди них, безусловно, занимает появление рейтингов управляющих компаний.

Выстраивание «укашек» по ранжиру в зависимости от различных показателей их работы стало для Тульской области делом новым и неизведанным. Неудивительно, что первый «блин», приготовленный в мае 2016 года, как водится, вышел «комом».

Напомним, на брифинге для СМИ начальник Государственной жилищной инспекции Тульской области Алексей Бирюлин рассказал, что созданный рейтинг позволит максимально комплексно оценить работу управляющих компаний. Что участники рейтинга смогут получить объективную оценку и устранить допущенные нарушения. А потребителям услуг рейтинг поможет сориентироваться на рынке ЖКХ.

Однако представители многих управляющих компаний и ряд экспертов думали об этом рейтинге совсем по-другому.

Вот как его прокомментировала эксперт в сфере ЖКХ, тульский блогер Тамара Коурова: 

«Представленный начальником ГЖИ ТО А. Бирюлиным рейтинг УК абсолютно не отвечает объективным оценкам. Критерии, применённые ГЖИ, не отражают истинную картину. Считаю, что УК должны были быть распределены по группам в зависимости от: количества обслуживаемых домов, по площадям, количеству жильцов, по году постройки домов и т. д. Они же все УК включили в один список. В результате в лучшие попали УК, обслуживающие один или несколько домов, а в аутсайдерах оказались крупные, крепкие УК, имеющие большой опыт работы».

Получив множество подобных негативных оценок, составители рейтинга в дальнейшем учли эти предложения экспертов. В результате во втором рейтингепоявился новый критерий оценки деятельности управляющих компаний, который учитывал фактический износ, то есть, средний возраст домов.

В свою очередь, по оценке Бирюлина, предыдущее рейтингование сильно подействовало на «управленцев». Некоторые компании повысили платежную дисциплину. Улучшилось и исполнение предписаний от ГЖИ.

Наконец, 20 декабря жителям области был презентован итоговый в этом году, третий рейтинг управляющих компаний.  

В него вошли уже 145 организаций (в первом было 132).

Напомним, ориентироваться в рейтинге по-прежнему можно с помощью цветовой градации.

Таким образом, в «зеленую зону» вошли 45 лучших УК (было 26).

В «желтой зоне»  - средние УК, которых стало 80 (было 66).

В «красной зоне» - худшие УК, их сейчас 20 (было 40).

Как отметил в ходе брифинга, посвященного выходу третьего рейтинга УК, Алексей Бирюлин, рейтингование явно подействовало на управляющие компании. Некоторые из них начали лучше платить ресурсникам. Хотя общая задолженность предприятий сферы ЖКХ перед ресурсоснабжающими организациями все еще остается значительной.

Все УК исполнили выданные им предписания ГЖИ,  сейчас неисполненных нет. Компании стали  лучше взаимодействовать с жителями, стало меньше жалоб.

В общем, кто хотел измениться к лучшему,  тот изменился.  Кто не хотел, тот будет расплачиваться за плохую работу, - подытожил Алексей Бирюлин.

Правда, к рейтингу есть вопросы. Например, УК «РЭМС» почему-то выкинули из рейтинга только на основании того, что было возбуждено уголовное дело. Никаких других причин озвучено не было. Ситуация выглядит странно, учитывая, что компания продолжает работать и обслуживать дома.

Двое дерутся – третий не встревай!

Кстати, в ходе брифинга начальник областного ГЖИ отметил одну появившуюся на горизонте тульского ЖКХ негативную тенденцию. В свои имущественные споры УК стали втягивать жителей.

В этом году мы неоднократно писали о случаях, когда две компании не могли «поделить» какой-нибудь дом. Причем, ни разу споры не возникали из-за сталинской «двухэтажки». Нет, обычно предметом конфликта становился такой «лакомый кусок» как многоподъездный девятиэтажный дом – ну, на самый худой конец, пятиэтажный. И события, как правило, происходили следующим образом.

Работает на доме какая-нибудь УК. И тут появляется другая, которой этот дом очень нравится по количеству плательщиков за ЖКУ. В результате онаначинает смотреть на него, как кошка на сало. Но просто так положить аппетитный «кусок» на свою «тарелку» нельзя. Поэтому используются всевозможные хитрые ходы.

Наиболее распространенный из них – воспитание в среде жителей «пятой колонны». Для этого УК-завоевательница всячески обихаживает часть собственников, заверяя их в своей необыкновенной заботливости и работоспособности. После чего инициирует общее собрание собственников – иногда даже несколько следующих друг за другом собраний. Подготавливаются итоговые протоколы таких мероприятий – в которых, разумеется, большинство жителей руками и ногами проголосовали за УК-завоевательницу.

Хотя потом нередко выясняется, что это самое большинство жителей о проведении собраний даже и не слышало. А в списках проголосовавших, оказывается, в числе прочих расписались как давно умершие собственники квартир, так и грудные младенцы. Или же лица, которые собственниками жилья не являются и потому голосовать неправомочны.

Причем, весь этот «праздник жизни» мог сопровождаться спиливанием на техпомещениях домов замков, принадлежавших прежним УК, и навешиванием новых. А еще - похищением документов, угрозами и прочими «милыми шалостями».

Еще раз напомним – мы ничего не придумали, о таких случаях нам в этом году неоднократно рассказывали жители «попавших под дележку» домов. Люди обращались в редакцию «Тульских новостей», потому что буквально не знали, что им делать – ни одна властная или проверяющая инстанция на их жалобы не реагировала. И, таким образом, не помогала людям отстоять законное, дарованное собственникам Жилищным кодексом РФ право на самостоятельный выбор управляющей компании.

Не без гордости скажем: после неоднократных публикаций, обращений за комментариями к юристам, представителям городской власти и ГЖИ нам удалось помочь жителям нескольких тульских домов.

А вот как на последнем брифинге прокомментировал подобные истории Алексей Бирюлин:

«Самое плохое,  когда УК пытаются вмешивать в свои проблемы собственников.  Бывает,  что разные УК организуют  общие собрания на одном и том же доме.  Такие случаи мы отслеживаем и протоколы общих собраний тщательно проверяем.Если мы видим,  что УК вовлекли собственников в судебный процесс,  мы ждем решения судов. Пусть лучше жители месяц не получат квитанции,  чем получат двойные квитанции».

В общем, как выяснилось на практике, отстоять свое право на выбор УК жители все-таки могут. Нужно только набраться упорства и терпения. Можно еще обратиться за помощью в СМИ – как показали события этого года, такой ход не всегда наверняка, но действует.

ОДН преткновения

Напомним, что если не установлен общедомовой прибор учета, то всем жильцам ОДН начисляют по нормативу.

Грубо говоря, в домах, не оборудованных лифтами, электроотопительными и электрообогревательными установками для целей горячего водоснабжения норматив составляет, в кВт.ч в месяц на кв. метр: 1,51. Таким образом, при одноставочном тарифе 3,87руб/кВт.ч для средней квартиры площадью 35 кв.м. ОДН составит 204,52 руб.

Однако некоторым тулякам от АО «ТНС энерго Тула» приходили квитанции с трех-четырехзначными суммами начислений за ОДН. Естественно, люди возмущались.

Итак, что же нужно делать?

Нередко при смене управляющей компании новая УК вписывает в договор мелким шрифтом (или просто где-нибудь в середине, куда мало кто заглядывает) пункт, что сверхнормативное потребление ОДН оплачивают сами жители. Ну а собственники, не ознакомившись как следует с договором управления, его одобряют. Чтобы потом возмущаться: откуда такие суммы???

Так что же это такое – сверхнормативное потребление?

Сюда могут входить как потери электроэнергии из-за неисправности общедомового оборудования, так воровство ресурса кем-либо из жителей или просто его расход каким-либо магазинчиком, притулившимся на первом этаже дома и не имеющим своего отдельного счетчика. А нередко в эту статью «запихивают» обычные долги жителей-неплательщиковза «коммуналку».

Коротко говоря, когда УК не хочет работать, она старается финансовые потери от своего безделья переложить на жителей.

А чтобы этого не происходило – дорогие туляки! Ну следите вы, ради Бога, за тем, какие договоры подписываете, и как работает ваша УК! Потому что этого кроме вас никто не сделает, и никто вам не поможет, если вы ради собственных интересов не хотите пальцем шевельнуть...

Жители, обнаружив несуразные суммы в своих платежках, должны первым делом проверить свои договоры управления. И если обнаружится, что они своими руками утвердили себе кабальные условия, то возможно два варианта.

Первый: инициировать общее собрание собственников и на нем добиваться от УК, чтобы она сама оплачивала сверхнормативный ОДН. Потому что этот показатель специально задумывался его разработчиками, чтобы заставить УК заниматься вопросами энергосбережения.

Второй. Если УК уперлась и на соглашение не идет – переизбрать ее на другую, более сговорчивую. Выбирать сегодня есть из чего: третий рейтинг УК опубликован многими СМИ и вывешен на сайте ГЖИ.

Если же никаких подозрительных условий в договоре управления нет, тут остается только жаловаться в ГЖИ, прокуратуру – ну и, в первую очередь, пытаться самим разобраться, откуда оно такое ОДН набежало.

«Ударной» работой – по капремонту

Говоря об итогах года в сфере ЖКХ, нельзя не упомянуть о капремонте.

Обсуждать достоинства и недостатки этой программы довольно сложно. Даже среди экспертов федерального уровня еще не затихли споры о том, насколько соответствует закону сбор средств на капремонт твоего дома, который произойдет неизвестно когда.

А на местном уровне успех программы зависит от множества различных факторов. И порой один из самых главных – добросовестность подрядчика, выполняющего капремонт. По жалобам жителей органы прокуратуры уже выявили и наказали ряд «бракоделов», в результате «ударной» работы которых отремонтированные дома стали еще более ветхими, чем были.

Возникает вопрос: почему жителям понадобилось добираться со своими жалобами до органов прокуратуры? На уровне регионального министерства строительства и ЖКХ постоянно отчитываются о самой тщательной комиссионной приемке всех выполненных работ по капремонту. Выходит, не такая уж эта приемка тщательная!

И второй момент. Здесь мы даже ничего пояснять не будем – приведем только цифры и факты, опубликованные на сайте Фонда капитального ремонта Тульской области.

По плану капремонта на 2015 год по состоянию на 12.12.2016 выполнено 1770 видов работ по капитальному ремонту общего имущества из запланированных к ремонту 1804 видов работ в 387 многоквартирных домах. Это составляет 98,11% от запланированного объема.

По плану капремонта на 2016 год по состоянию на 12.12.2016 выполнено 1935 вида работ по капитальному ремонту общего имущества из запланированных к ремонту 2107 видов работ в 983 многоквартирных домах. Это составляет 91,8% от запланированного объема.

Добавим: в 2016 году на вошедших в программу домах ремонтировали только крыши, фасады и проводили электромонтажные работы. Тогда как в 2015 году ремонтировали все внутридомовые инженерные системы, а вдобавок к тому устанавливали общедомовые приборы учета потребления ресурсов.

Что-либо здесь комментировать, думается, не нужно.

Аварийное и неиссякаемое

Так же как не требуется комментарий к информации, опубликованной Коллегией Счетной палаты РФ.

Согласно приведенным данным, Тульская область вошла в число проблемных регионов, в которых сохраняются самые негативные тенденции.

Так, установленный показатель 2015 г. по площади аварийного жилья по состоянию на 1 октября 2016 года не был достигнут наряду с Тульской - в Саратовской, Амурской, Тверской, Ивановской областях, Забайкальском крае, республиках Коми, Тыва, Дагестан, Карелия.

Показатель 2015 г. по количеству расселяемых граждан не был достигнут на указанную отчетную дату наряду с Тульской - в Амурской, Саратовской, Тверской, Вологодской, Ивановской, Липецкой, Самарской областях, республиках Коми, Тыва, Дагестан, Карелия, Адыгея, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках, Забайкальском и Приморском краях.

За девять месяцев 2016 г. у 25 регионов выполнение годового целевого показателя по расселяемой площади на 2016 г. составило менее чем 30%. При этом в 10 регионах – наряду с Тульской в Амурской, Ивановской, Саратовской, Тверской областях, республиках Дагестан, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальский край - переселение (по данным на 1 октября 2016 г.) не начато.

По результатам рассмотрения отчета Счетной палаты за первое полугодие 2016 г. Фондом ЖКХ внесены изменения в порядок перечисления средств в региональные бюджеты. Предусмотрено их перечисление по одобренным заявкам в полном объеме при условии принятия регионом обязательства обеспечить в течение 60 дней заключение контрактов, необходимых для завершения расселения аварийного жилищного фонда. Ну и, «за все хорошее», по состоянию на 15 ноября 2016 г. средства дополнительной финансовой поддержки на общую сумму 1,4 млрд руб. или 21,5% в бюджеты как Тульской, так Саратовской и Рязанской областей, а также республик Карелия и Тыва, не перечислены.

Вот данные сайта федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ от 18 декабря 2016 года.

В список аварийного жилищного фонда Тульской области включено 1 299 аварийных домов, всего 321,65 тыс. кв.м.

Расселено:

c 2008 г. по 2012 г.

59.69 тыс.кв.м

в 2013 г.

18.46 тыс.кв.м

в 2014 г.

63.45 тыс.кв.м

в 2015 г.

55.74 тыс.кв.м

Осталось расселить:

с 2016 г. по 2017 г.

164.13тыс.кв.м.

Общая оценка отчетного периода 2014-2015 годов:

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда по «Тульская область» отстает от графика более 3-х месяцев, так как площадь аварийных домов («107.12 тыс.кв.м.») составляет более 20% (еще в марте было 10% - ред.) от площади всех аварийных домов, расселяемых в отчетный период 2014-2015 гг. («279.94 тыс.кв.м» - в марте было «59.40 тыс.кв.м.»).

При этом отстает от графика более 3-х месяцев расселение 337 домов (54.80 тыс. кв.м – в марте было 22.09 тыс.кв.м).

Отстает от графика до 3-х месяцев расселение 446 домов (107.12 тыс.кв.м), тогда как в марте - 83 домов (10,16 тыс.кв.м).

По 36 домам расселение идет по графику (6,81 тыс.кв.м); в марте было по 31 дому (7,03 тыс.кв.м).

По 432 домам (11,21 тыс.кв.м) завершено расселение в этап 2014-2015 годов; в марте было по 103 домам (20,13 тыс.кв.м).

По 33 домам необходимо уточнить данные.

По 20 домам имеется информация о гражданах, не переселенных в связи с непредвиденными обстоятельствами (судебный спор, принятие наследства, неизвестность местопребывания и другие обстоятельства) – 6,59 тыс.кв.м.

По 4 домам завершено расселение до 2014 года включительно (0.90 тыс.кв.м). 

 

Расселение не начиналось: в районах Алексинском, Арсеньевском, Белевском, Веневском, Дубенском, Ефремовском, Каменском, Куркинском, Ленинском, Плавском, Тепло-Огаревском, Чернском, Щекинском, р.п.Новогуровский, Славный.

Расселение отстает от графика до 3-х месяцев: в районах Заокском, Кимовском, г.Донской.

Расселение отстает от графика более 3-х месяцев: в Суворовском районе.

Расселение идет по графику: в районах Воловском и Одоевском.

Вывод: с 2008 по 2015 годы включительно в Тульской области, по данным на 18 декабря 2016 года, было расселено 197.34 тыс.кв.м аварийного жилья.

Напомним: при экс-губернаторе Владимире Груздеве планировалось расселить за один только 2016 год «всего лишь» 208,54 тыс.кв.м аварийного жилья.