«Мам, меня травят в школе»: жертвы буллинга о причинах и последствиях

icon 04/03/2021
icon 07:50
Главная новость Важная новость
«Мам, меня травят в школе»: жертвы буллинга о причинах и последствиях

Автор:

По данным опроса проект «Дорога к миру», около 30% респондентов из Тулы или их детей сталкивались с конфликтами в образовательных учреждениях.

И это только верхушка айсберга, ведь есть те, кто молчит, боится, а может даже и не видит, как разворачивается трагедия.

«Тульские новости» о школьном буллинге, его жертвах и способах борьбы с ним

«3 года испытаний»

Оксана (здесь и далее имена героев материала изменены согласно требованиям законодательства. — Прим. ред.) — мама троих дочек, одна из которых подверглась школьной травле. Первый вопрос, который возникает - почему не ушли сразу, как узнали о буллинге?

- Все началось в 7 классе, когда у школьников проходит жесткий пубертат. Дети начинают друг друга «дергать» и кто реагирует смешнее всего, воспринимает ближе к сердцу, они и имеют больше всего шансов стать жертвой. Ей и оказалась моя Ирина (имя изменено. — Прим. Ред.). Почему некоторые считают, что первый вариант сбежать — лучший? Мы с дочкой обсуждали, как ей помочь, может лучше уйти из школы. И где гарантии, что другой класс будет лучше?, - говорит Оксана.

Решили пробовать справляться с проблемой сначала на месте, а уже потом делать вывод: оставаться или нет. Тем более, сама дочка боялась переходить в другую школу, думая, что будет только хуже. Говорила, что в этом классе всех знает. Знает и что от кого ожидать.

Зачинщиками травли стала пара девочек. До этой ситуации у Ирины были друзья в классе, но после они стали отпадать. Ей доставалось за то, что много читает и носит книги в школу. Перестала читать. Иногда доходило до «смешного». Кто-то из одноклассников читал пост ее мамы в ВК про поездку на Северный Ледовитый океан.

- Нормальные родители в Турции отдыхают. Дочка попросила больше не писать, либо совсем скрыть страницу, - рассказала героиня.

Среди «подстрекал» были и некоторые родители. Они делали скрины замечаний, которые были написаны Оксаной в родительский чат, и отправляли детям.

Это продолжалось почти три года. От всех нападок одноклассников девочка нашла способ защиты, который оказался разрушительным. Она ушла в себя. После у нее диагностируют депрессивное расстройство и панические атаки, а это курс таблеток и терапия.

- Проблема нашей ситуации не в детях, а во взрослых. Одноклассники это делали, потому что они один раз попробовали, а наказания за это не последовало. Круто, погнали. Все эти групповые процессы должен рулить взрослый человек. Если он не вмешивается, то ситуация заходит в тупик. Я ходила в школу, когда меня просила дочь, все показывала, но обратной связи от педагогического коллектива не было. Если бы они взялись за конфликт в самом начале, подключили бы специалистов, медиаторов, были совсем другие последствия. Сейчас ведётся работа по сплочению класса, совместное разрешение проблемы, но поздно, - отметила Оксана.

Психологи Наталья Тресенова и Сергей Гридчин работали со случаями последствия буллинга и рассказали, как выявить школьный буллинг и чем он опасен.

Как распознать травлю в школе? 

- Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда.

- Возвращается из школы подавленным.

- Часто плачет без очевидных причин.

- Никогда не вспоминает никого из одноклассников.

- Одинок.

- Очень мало говорит о своей школьной жизни.

- Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Чем опасен школьный буллинг?

Одним из наиболее серьезных последствий насилия является высокий риск суицидального поведения у пострадавших.В случаях длительного пребывания в ситуации буллинга и при отсутствии помощи и поддержки со стороны, дети и подростки могут рассматривать самоубийство как избавление от страданий, так как они утрачивают надежду на положительное решение проблемы. Суицидальные мысли и попытки, которые отмечаются у жертв травли в 5 раз чаще, чем у остальных школьников.

У пострадавших от насилия последствия могут проявляться в течение многих лет в виде посттравматических стрессовых расстройств, тревожности, беспокойства и т.д.

Также многих волнует вопрос, почему другие дети не вступаются за жертву?

Дети - свидетели насилия, чувствуют, что происходящее – неправильно, но не могут найти выход из ситуации. У них велик страх того, что заступившись за жертву, они сами могут стать жертвой, поэтому часто становятся наблюдателями либо подыгрывают агрессору.

«До сих пор оглядываюсь назад, идя по улице»

Ирине (имя изменено. — Прим. ред.) 36 лет, у нее есть семья, дети и любимое дело, но до сих пор она вспоминает травлю в своей школе, как страшный сон.

Все началось с того, что она просто не дала списать ответы со стола преподавателя однокласснице. За это она "заплатила" своим здоровьем и психикой.

- После уроков меня подкараулили у школы несколько человек и избили. В тот день я получила сотрясение мозга. Какое-то время я не приходила в класс, а когда вернулась, все делали вид, что меня нет. Травля была не только со стороны класса, но и некоторых учителей. Они говорили, что я пошла против коллектива, подначивали остальных, чтобы меня проучили, - вспоминает с дрожью в голосе Ирина.

Это произошло в выпускных классах, почти перед экзаменами.

- После случая была работа над собой и постоянный страх, что меня будут караулить. До сих пор оглядываюсь назад, идя по улице, - рассказывает жертва буллинга.

Сейчас у Ирины две дочки и одна из них стала зачинщицей жестокого обращения с одноклассницей. Для мамы был шок, что ее ребенок может такое сделать, ведь сама Ирина была жертвой агрессии.

- Дочь сказала, что она с подружками заигралась, и они не понимали, что девочке обидно и больно. Она смеялась, а они ее связывали. Благо конфликт разрешили мирно, с детьми провели воспитательную работу. И тут я поняла, насколько важна здоровая атмосфера взаимоотношений в педагогическом коллективе, ведь именно их вмешательство помогло избежать более плачевных последствий, - отметила Ирина.

Психологи Наталья Тресенова и Сергей Гридчин отмечают, что родителям сложно поверить в то, что их  ребенок обижает других.

Обратите пристальное внимание, ваш ребенок может быть обидчиком, если он:

- Не сочувствует другим.

- Ценит агрессивность.

- Любит командовать.

- Проявляет наглость победителя, который не любит проигрывать.

- Часто ругается с братьями и сестрами.

- Импульсивный.

Важно отнестись к этому серьезно. Нельзя воспринимать буллинг как что-то временное. Если вас не волнует, как это скажется на вашем ребенке, вспомните о том, что страдает кто-то другой.

Несколько советов для родителей, если их дети выступают агрессором:

- Поговорите с ребенком, узнайте, почему он обижает других.

- Установив причину, постарайтесь избавиться от нее или нивелировать ее влияние.

- Научите ребенка сопереживать другим.

- Обратитесь к психологу за помощью в разрешении проблем ребенка.

- Задайтесь вопросом, о своем поведении в отношении вашего окружения. Не обижаете ли вы кого. И если да-найдите силы и возможность для изменения такого поведения. Не можете самостоятельно справиться с проблемой, обратитесь за помощью к специалисту.

Как бороться с буллингом?

Один из методов профилактики и борьбы с травлей — школьные службы примирения, еще их называют школами медиации.

-  Задача школьных служб примирения (медиации) –урегулировать конфликтные отношения между участниками образовательного процесса. Важно проработать причины возникшей проблемы и восстановить доброжелательные отношения. Ведь затяжные конфликты или невмешательство взрослых в травлю детей могут привести к тяжелым и непоправимым последствиям для самих детей. Главное понимать, что в классе происходит, иногда педагоги и родители могут не заметить или дать неправильную оценку ситуации. Надо четко отличать конфликт от буллинга (травли). В первом случае, как правило, стороны равноправны, во втором – есть жертва и агрессор.

Острые проблемы решаются лучше за круглым столом, где можно договориться о взаимоприемлемых вариантах – это и есть служба примирения. Если конфликт сложный и в нем задействованы администрация школы и родители - есть территориальные службы медиации. Мы также стремимся к тому, чтобы технологиям медиации обучались не только специалисты и школьные педагоги, но и сами дети, родители. Это поможет поддерживать доброжелательную атмосферу в школьном коллективе, - рассказала Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталья Зыкова.

Если ребенок уже подвергся травле, что делать ему и родителям?

Ребенок, подвергшийся издевательствам, нуждается в помощи своей семьии школы. Никто не может справиться с издевательствами в одиночку.  Для ребенка важно понять, что буллинг не пройдет сам по себе и обратиться к тому, кому он доверяет, желательно взрослому (учитель, родитель) и рассказать ему о случившемся. Разговор может помочь понять ситуацию, справиться с чувствами и найти союзника в преодолении ситуации.

Если ваш ребенок нашел смелость рассказать вам о травле в школе, отнеситесь к этому серьезно, слушайте не перебивая, не оценивая, уважая его чувства и мнение.

Куда обратиться, если ваш ребенок стал жертвой школьного буллинга

Тула

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Кризисный центр помощи женщинам»: http://www.kriziscentr71.ru, 8 (4872) 309-778, tcson.kriziscentr@tularegion.ru. Адрес: г. Тула, ул. Демонстрации, д. 11.

Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области «Областной центр «ПОМОЩЬ»: 8-4872-31-22-53, gou.tcdk.pomosh@tularegion.ru, www.центр-помощь.рф. Адрес: г. Тула, ул. Буденного, д. 50А.

Ассоциация дополнительного профессионального образования «Научно-исследовательский образовательный центр»: http://www.ass-dpo-nioc.ru, +79038407545, doroshenko_tula@mail.ru. Адрес: г. Тула, ул. Дмитрия Ульянова, д. 15.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения»: psiholog_centr@tularegion.org ,  8(4872)47-31-01,  http://preocentr.ru/ . Адрес: г. Тула, ул. Галкина, 17.

Щекино

Муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района»: http://mmschekino.ru, 8(48751)5-63-42, sh.mku.cod@tularegion.org. Адрес: г. Щекино,  ул. Заводская, д. 34

Плавск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» (МБУ ДО МО Плавский район «ЦППМСП «Доверие»): oleg.shibaev@tularegion.org, www.doverieplavsk.narod.ru . Адрес: г. Плавск, ул. Ленина, дом 4.

Богородицк  

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр сопровождения детей»: 8 (48761) 2-24-49, mudotcsd.bogorod@tularegion.org, http://www.centr-russia71.ru/. Адрес: г. Богородицк, ул. Пролетарская, д. 59.

Новомосковск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр»: http://dooc-nsk.ucoz.ru/, 8 (48762) 2-44-40, 8 (48762) 2-43-33, 8(950)910-94-45, dooc.nmsk@tularegio.ru, Адрес: г. Новомосковск, ул. Первомайская, д. 21.

Венев

МУ «Центр обеспечения деятельности системы образования» муниципальное образование Веневский район: obrvenev@tularegion.org, http://obr71.ru/ +79531916000,  8 (48745)2-55-21. Адрес : г. Венев, ул. Володарского, д. 19.

Ефремов

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»: http://ddyut.ru, 8 (48741) 6-26-62, ddt.efremov@tularegion.org. Адрес г. Ефремов, ул. Свердлова, д. 45

 

Автор: Мария Аверкина