Жители Ясной Поляны: «Поселок наш позабыт и позаброшен всеми»

icon 13/07/2018
icon 18:20

©

Ясная Поляна – поселок воинской славы в Щекинском районе Тульской области. Там находится всемирно известная усадьба классика русской литературы, Льва Николаевича Толстого. На сайте усадьбы о деревне говорится так:

«Покосившиеся бревенчатые избенки, утонувшие в земле избы-мазанки, соломенные крыши – вот традиционный пейзаж Ясной Поляны тех лет. И сегодня неизменными остаются основные атрибуты деревни, дошедшие до нас со времен Льва Толстого... Сохранились и некоторые дома, которые помнят [писателя].»

И действительно, у случайного посетителя деревни может сложиться впечатление, что со времен Толстого здесь ничего не изменилось – только несколько хрущевок выросло на пути к усадьбе. Звучит поэтично, только жители деревни не могут проникнуться этой поэзией – мешает суровая проза жизни.

Позабыт и позаброшен

В редакцию «Тульских новостей» с просьбой о помощи обратилась жительница деревни, Анна Королева. Она, как и многие односельчане, работает в музее-усадьбе «Ясная Поляна». По их словам, деревня давно потеряла приятный вид и обросла множеством проблем.

- Поселок наш позабыт и позаброшен всеми, - рассказывает жительница дома №195, Валентина Самойлова. – Не ремонтируется ничего, а живем мы здесь – одни старухи, люди пожилые, только на пенсию. Все деды, мужчины – все вымерли. В общем, живем на отшибе, одни бабки старые. Ну что поделать?

Анна Королева обращает особое внимание на то, что через деревню часто ходят экскурсанты музея «Ясная Поляна», в том числе иностранные туристы - не так давно рядом с ней сделали остановку. К тому же на следующей неделе, 18 июля, к 190-летию Льва Николаевича Толстого в усадьбе соберутся потомки писателя.

- Мы-то, простые люди, привыкли ко всему этому, но первое, что увидят экскурсанты - эти вот страшные наши поселковые проблемы. Некрасиво. Спрашивают: господи, бабушки, как вы тут живете? Американец приезжал недавно – в ужасе был.

Эх, дороги

Первое, что видит гость деревни – дороги между домами. Хотя дорогами назвать их сложно: это скорее тропинки со следами когда-то уложенного асфальта. По словам жителей, дороги и тротуары не ремонтировались более 50 лет. А в деревне живут и семьи с детьми, которым крайне неудобно гулять с коляской.

- Мы обращались к губернатору, еще до Дюмина, приезжал сюда замгубернатора, говорим, вот нам дорогу немножко отремонтируйте! А он нам говорит: у вас есть 5 миллионов? Откуда у нас 5 миллионов, если у меня, например, пенсия 10 тысяч?

 

Кроме того, жители жалуются, что территория не убирается: нет дворника. Мусорные контейнеры, которые стоят прямо на пути с остановки, тоже не добавляют эстетики.

Опасные аллеи

Пешеходные дорожки обрамляют деревья. Из них – четыре сухих дерева, есть больные и завалившиеся. В одном – огромное дупло, толщина стенок которого – всего несколько сантиметров. Жители предполагают, что болезни деревьев связаны с выбросами на Косогорском заводе – не так давно на одном из садовых участков пожухли все растения.

По словам жителей, на засохшие деревья почти пять лет никто не обращает внимание, хотя они настойчиво просили хотя бы опилить ветки. Такая аварийная ситуация угрожает здоровью и даже жизни прохожих.

– А если ветер? Дунет посильнее – и всё, дерево рухнет. Хорошо, если никого не будет, а если детки пойдут? Бабушки пойдут? Ведь пришибет – мало не покажется. А если оно упадет, все перегородит? Будем как муравьи бегать, - говорит Валентина Самойлова.

Дети подземелья

Один из домов поселка, №195, оброс травой. Жители просили, чтобы территорию облагородили – только не смогли ничего добиться. Пенсионерам приходится самим вооружаться ножницами и подрезать неугодные растения. Кусты заслонили почти весь первый этаж здания. Территорию косили, но опять же только фиктивно, участками.

- Дома темно. Соседка 80 летняя света белого не видит – все заросло. Где белье вешается – одни репьи, один ужас. Раньше такого не было, когда дом принадлежал музею, 30 лет назад – все было покошено, - рассказывает местная жительница, Нина Милакова, бывший работник музея. , продираясь сквозь заросли травы у дома. – Вот обрезали сами сирень, со снохой все клены вырезали. Мне 70 лет, хожу, обрезаю эти кустарники! Просим – обрежьте ветки, потому что первый этаж. «У нас денег нет» Ну как жить в такой постоянной темноте? Как дети подземелья.

Жители первых этажей не могут открыть окна не только из-за веток и зарослей. Недалеко протекает река Ясенка, в которую сливаются фекальные стоки. Канализация не ремонтировалась практически 30 лет. Итог – неприятный запах по всей деревне круглый год.

Как в трущобах

Сам дом тоже переживает не лучшие времена. Только если взглянуть на него снаружи, становится понятно – про дом все забыли. Стены покрывают трещины, обсыпающиеся балконы опасно нависают над дорогой.

Придомовую территорию окружает покосившийся гнилой деревянный заборчик. Чтобы хоть как-то его скрыть, пенсионерки вынуждены сажать цветы.

Подъезд встречает гостей рассыпавшимся крыльцом. Жильцам еле-еле удалось добиться, чтобы управляющая компания отремонтировала хотя бы козырек.

Внутри – не лучше. По стенам пошла плесень, потому что дом постоянно затапливает. Проблема – в неправильно покрытой крыше. К тому же из-за отсутствия утеплителя в крыше без чердака жители вынуждены кутаться в платки, чтобы не замерзнуть ночью.

– Мы сделали ремонт, на свои деньги, мы отдали по 3 тысячи каждая, вот посмотрите – два года плесень, она все ниже и ниже опускается. Появились тараканы, клопы. Ужас один. Страшно. Вызывали травить-морить, но извините меня, сколько можно?

Под угрозой пожара

Прямо рядом с жилыми домами стоят бесхозные сараи 50-х годов. Все собственники давно умерли, и теперь они не только портят внешний вид, но и создают пожароопасную обстановку. Похожая ситуация с бесхозными сараями была в Донском: тогда из-за участившихся пожаров прокуратура заставила местную администрацию их снести.

А что УК?

Больше всего жители поселка жалуются на беспредел в управляющей компании, которой заведует Николай Казанцев, «Жилсервис и благоустройство». Кстати, год назад с еще одной его компанией, «ВКХ», произошла крайне неприятная ситуация. Компания задолжала более 11 миллионов рублей АО «ТНС энерго Тула», из-за чего в квартирах поселка Юбилейный отключили воду. Региональная прокуратура выяснила, что между ООО «ВКХ» и ООО «Жилсервис и благоустройство» был заключен договор возмездного оказания услуг, по которому «Жилсервис» осуществляет прием платежей от физических и юридических лиц за водоснабжение и водоотведение и перечисляет их в «ВКХ». Притом, что обе компании принадлежат Казанцеву.

«Установлено, что в нарушение Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «Жилсервис и благоустройство» с момента регистрации в качестве юридического лица не состоит на учете в территориальном органе Росфинмониторинга, следовательно, не имеет право оказывать услуги платежного агента», - говорится в сообщении прокуратуры. В итоге на Казанцева завели административное дело, которое направили для рассмотрения в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО.

Но вернемся к жителям Ясной Поляны. Приусадебные участки деревни пользовались водой, но два года назад воду отрезали. Жителям пришлось носить воду из квартир. Их заставили установить колодец для усадебных нужд за свои деньги. Собственники 22 участков скинулись по 1500 с каждого, подписали технический договор, выполнили все условия, а теперь – заставили поставить счетчики и, по словам жителей, не собираются их пломбировать.

Год назад жителей передали в управляющую компанию «Ремжилстрой», которая также обслуживает несколько домов в поселке Головеньковский, Юбилейный, Первомайский и Щекино. Заведует компанией Валерий Амелин. По словам жителей, с новой УК проблемы не исчезли. Более того – она вступила в конфликт с «Жилсервисом», и теперь жителей «мурыжат договорами». Между тем на приусадебные участки вода так и не поступает.

- Вот сколько обращались в районную прокуратуру, в областную прокуратуру, к губернатору, заместителю - а воз и ныне там. Семь лет писали обращения. Никто на нас внимания не обращает.

Жить или умирать

Больше всего жителей Ясной Поляны волнует местная Областная больница имени Льва Толстого. Они рассказали, что из больницы убрали терапевтическое и детское отделение, остались только эндокринология и хирургия. Стационарного отделения также нет – только дневной. Единственная аптека в деревне закрылась. Теперь местные жители вынуждены ездить за медицинскими услугами либо в Щекино, либо в Тулу.

- У нас сотрудница работала всю жизнь в больнице, ее сюда не приняли, - рассказывает Нина Милакова. – Её привезли в Щекино, со Щекино в Тулу. Она скончалась в 72 года. Своя больница – не оказали помощь. Хотя там реанимация есть. Я тоже инвалид, у меня сердце больное, стимулятор стоит. Вот надо полечиться, а я не могу, потому что мест нет. А дневной стационар – это ходить? Дойти очень тяжело. (Согласно данным сервиса «Яндекс. Карты», от дома №195 до больницы – 1,2 км пешком. – прим. ред.) Хотя бы 10-15 коек для местных в терапии, как раньше. Пролечились бы курс и все.

Валентина Самойлова добавляет:

- Вот аритмия, давление, сердце прихватило – целый день возили так, и сюда провезли. А мест нету! Ну хоть ложись и умирай. Поговаривают, что через три-четыре года хотят больницу полностью закрыть и сделать пансионат для богатых старых людей. А нам куда деваться?

Кажется, что поселок Ясная Поляна доживает свое. Скоро не останется этих активных жительниц, готовых бегать по инстанциям и рубить ветки у дома на старости лет. Будет попросту некому заботиться о родном крае Льва Николаевича Толстого. И это - рядом с известнейшим в России музеем.