Суд: в период губернаторства в Тульской области Владимир Груздев контролировал «Модный континент»
©
Опубликовано Решение Арбитражного суда Воронежской области по делу офшорной компании Юнайтэд Кэпитал Партнерс Селектед Эссетс Лимитед, (Кипр) и Sisal Artis Holdings Inc (Сейшельские острова) о взыскании $150 255 и встречному исковому заявлению Sisal Artis Holdings Inc к Юнайтэд Кэпитал Партнерс Селектед Эссетс Лимитед о взыскании $20 000.
Из материалов дела:
Между истцом (оферент) и ответчиком (акцептант) был заключен опцион на заключение договора купли-продажи 132 131 обыкновенной именной бездокументарной акции ОАО «Модный континент» номиналом 100руб. (10% уставного капитала) общей стоимостью 38 510 000 долларов США. В соответствии с реестром акционеров ОАО «Модный континент» по состоянию на 27.01.2016 в собственности истца находилось 343 158 (25,971%) указанных акций.
Из пунктов 2.3. и 3.1. Соглашения от 27.01.2016 право на заключение договора купли-продажи акций ОАО «Модный континент» было предоставлено за плату – опционную премию в размере 150 000 долларов США, подлежащую уплате до 20.05.2016.
Основанием первоначального иска является неисполнение ответчиком предусмотренного договором обязательства по оплате опционной премии в установленные сроки. Основанием встречного иска является нарушение ответчиком условия договора, за которое предусмотрена уплата неустойки.
Напомним, третьими лицами по делу проходят: Владимир Груздев, Нелли Груздева, Ольга Груздева, Мария Груздева, Григорий Груздев, Леонид Груздев, а также «УК «Рамако» и АО «Модный континент».
Ранее мы уже сообщали, как следует из документов, суд первой инстанции принял решение отказать в удовлетворении искового заявления Юнайтэд Кэпитал Партнерс Селектед Эссетс Лимитед о взыскании $150 255 с Sisal Artis Holdings Inc (Сейшельские острова).
Как следует из текста документа:
«С учетом оценки исследованных доказательств, представленных ответчиком и полученных судом в порядке истребования доказательств по ходатайству ответчика, арбитражный суд пришел к выводу, что в течение пяти лет, предшествовавших заключению Соглашения от 27.01.2016, Груздев В.С. действительно осуществлял контроль за деятельностью ОАО «Модный Континент».
Напомним, Владимир Груздев занимал пост губернатора Тульской области с 2011 года по февраль 2016 года. Таким образом, он совмещал свою госслужбу с контролем деятельности ОАО «Модный Континент».
В материалах дела представлена информация о допросе свидетелей в том числе: Коваль Александра Павловича, Лазаревой Виктории Игоревны, Татарченковой Ольги Николаевной.
Как следует из встречного иска, Sisal Artis Holdings Inc провел проверку достоверности, полноты и соответствия действительности заверений истца. В ходе которой обнаружил, что лицом фактически контролирующим деятельность «Модного континента», является Владимир Сергеевич Груздев, не указанный в списках аффилированных лиц, но который имел фактическую возможность определять действия юрлица.
Арбитражный суд соглашается с доводом ответчика о том, что сведения о лице, фактически контролирующем соответствующее юридическое лицо, акции которого ответчик намеревался приобрести, имеют существенное значение для покупателя по следующим основаниям, так как покупка 10% уставного капитала является по своей сути портфельной инвестицией, на что и ссылается ответчик.
В ходе допросов и истребования доказательств выясняются следующие моменты деятельности Владимира Груздева:
- Из показаний Коваля:
«В 2007 году являлся директором Департамента частных инвестиций «Юнайтэд Кэпитал Партнерс Эдвайзери» группы UCP, которая специализируется на инвестициях, в том числе в ценные бумаги. Группа UCP в 2007 году приняла решение инвестировать в компанию «Модный Континент» путем приобретения доли в уставном капитале. Переговоры о покупке доли начались в марте 2007 года. Переговоры о покупке доли по основным обязывающим документам в основном велись с Груздевым В.С., при этом переговорщикам со стороны UCP, в том числе Ковалю А.П., было известно после проведения юридической экспертизы, что доля в размере порядка 60% в ООО «Модный Континент» принадлежала Груздевой Н.И. (60%) - матери Груздева В.С».
Коваль пояснил суду, что данную сделку он вел лично, неоднократно встречался с Груздевым и точно знает, что окончательное решение по данной сделке принимал Груздев. Также Коваль пояснил, что Нелли Груздева и Ольга Груздева в переговорах о продаже доли не участвовали.
Таким образом, несмотря на отсутствие у Груздева какой-либо официально оформленной доли в уставном капитале ООО «Модный Континент», Груздев принимал активное участие в развитии данной компании.
Кроме того были опрошены еще несколько членов Совета директоров «Модного Континента» которые подтвердили участие Владимира Груздева в заседаниях. Однако, это никак не было отражено в протоколах заседаний Совета директоров.
«Арбитражный суд считает, что оформление протоколов заседаний Совета директоров ОАО «Модный Континент», в которых принимал участие Груздев В.С., без отражения в данных протоколах сведений об участии данного лица, изначально преследовало цель скрыть данный факт, что ставит под сомнение достоверность данных доказательств».
Сомнение в достоверности представленных ОАО «Модный Континент» письменных доказательств в виде протоколов заседаний Совета директоров также было подтверждается протоколом № 11 заседания Совета директоров от 15.07.2015.
Свидетели Коваль и Лазарева в своих показаниях суду, утверждали, что после назначения на должность губернатора Тульской области Груздев В.С. не принимал участия в официальных заседаниях Совета директоров ОАО «Модный Континент», но продолжал фактически руководить ОАО «Модный Континент».
Александр Коваль пояснил суду, что может подтвердить данные обстоятельства (встречи с Груздевым по вопросам деятельности ОАО «Модный Континент») с 2015 года (вновь избрание членом Совета директоров).
Виктория Лазарева пояснила суду, что неоднократно участвовала во встречах с Груздевым В.С. в городе Москве в период его нахождения на должности губернатора, на которых обязательно присутствовали генеральный директор, финансовый директор и другие руководящие сотрудники ОАО «Модный Континент», в том числе на данных встречах обсуждались текущие вопросы хозяйственной деятельности ОАО «Модный Континент», а также вопросы планирования деятельности ОАО «Модный Континент», в том числе по бюджету компании.
Кроме того, Лазарева дала показания о том, что по просьбе Груздева В.С. принимала участие во встречах с ним для решения кадровых вопросов, например, связанных с увольнением генерального директора Артура Контрабаева в конце 2015 года. Факт данной встречи подтвердила и свидетель со стороны ОАО «Модный Континент» Ольга Татарченкова.
В своих ответах на вопросы представителя ответчика свидетель Виктория Лазарева также пояснила, что Груздев занимался не только текущей деятельностью ОАО «Модный Континент», но также участвовал в стратегическом планировании развития данной компании, а именно, в 2013 году вел переговоры с фондом Capital International Private Equity Funds (CIPEF) о продаже акций ОАО «Модный Континент» на сумму 150 млн долларов США. Представитель компании подтвердил, что встречи с Груздевым по данному вопросу действительно проходили в Москве в ресторане «Золотой».
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом были получены аудиозаписи: заседания Совета директоров 15 июля 2015года ОАО «Модный Континент» и телефонных переговоров телефонного разговора, состоявшегося 9 декабря 2015года с участием Груздева и Лазаревой. Напомним, аудиозапись разговора была сделана ООО «Юнайтэд Кэпитал Партнерс Эдвайзори», с принадлежащего данной компании телефонного номера +74956431100.
Свидетель Виктория Лазарева в своих показаниях пояснила, что 9 декабря она действительно участвовала в телефонном разговоре с участием Груздева Владимира, Контрабаева Артура (генеральный директор) и Татарченковой Ольги.
«По результатам исследования аудиозаписи от 09.12.2015 в экспертном исследовании № 929-16 была установлена принадлежность голосов конкретным гражданам, а именно, Груздеву В.С., Татарченковой О.Н. и Контрабаеву А.Р. (генеральному директору ОАО «Модный Континент» по состоянию на 09.12.2015).
С учетом прослушивания в судебном заседании аудиозаписи от 09.12.2015 и с учетом установленного экспертами дословного содержания речи лиц, участвовавших в телефонном разговоре, следует, что Груздев В.С. полностью владеет информацией о текущей хозяйственной деятельности ОАО «Модный Континент» (сбыт, заказ новых коллекций, ассортимент товара, объем выручки и т.п.), о планировании деятельности ОАО «Модный Континент» (бюджет компании, займы), о кадровых вопросах.
При этом из представленной аудиозаписи от 09.12.2015 следует, что именно Груздев В.С. требует ответа на вопросы от руководства ОАО «Модный Континент», в том числе от генерального директора Контрабаева А.Р., по вопросам текущей деятельности, по кадровым вопросам, по вопросам финансирования деятельности компании», - отмечено в материалах дела.
«Наши юристы изучают решение суда, сами мы никогда не отрицали, что В. Груздев осуществлял контроль за «Модным континентом» в период 2011‒2016 годов, о чем уже писали СМИ. Однако предметом рассмотрения суда были не вопросы управления «Модным континентом», а исполнение договора опциона. Мы считали и считаем, что наш контрагент был прекрасно осведомлен о роли Владимира Груздева в компании, но использовал этот факт как повод для того, чтобы не исполнять свои обязательства по договору», — прокомментировала представитель UCP Ирина Ланина информационному Агентству «Rambler».
Напомним, по существующим нормам законодательства Российской Федерации госслужащий, коим являлся Владимир Груздев с августа 2011 года, не имеет права:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.