Проблемы, связанные с обустройством мест для парковки личного автотранспорта, площадок для разъезда встречных машин, присутствуют практически во всех дворах многоквартирных жилых домов.

В домах, введённых в эксплуатацию более 10 лет назад, на придомовых территориях парковочные места для личного автотранспорта жителей или отсутствуют, или имеются в небольшом количестве (в лучшем случае на 10 машино-мест). Недостаточное количество парковочных мест в жилой застройке приводит к заездам транспорта на газоны и клумбы, а порою, и на детские площадки.

Сотрудники милиции составляют протоколы об административных правонарушениях по статье 8.4-1 ЗТО «Проезд по газонам, детским площадкам, остановка, стоянка и размещение на них транспортных средств». Однако указанные меры воздействия не в силах изменить создавшееся положение. Самые продвинутые и активные жители решают проблемы самостоятельно, помочь которым призваны органы местного самоуправления.

Сегодня в территориальное управление администрации города Тулы по Зареченскому району поступает большое количество обращений жителей многоэтажных домов по поводу возможности обустройства собственными силами на придомовой территории парковок и заездных карманов за счёт расширения местных проездов.

В настоящее время в соответствии с нормативными документами в территориальном управлении изготовлены и утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории для эксплуатации многоквартирных домов. Т.е., проводятся кадастровые работы по определению и закреплению границ земельных участков за многоквартирными жилыми домами.

Как показывают практика, самостоятельно решать вопросы пользования общим имуществом дома (земельным участком) граждане пока не научились.

Поэтому территориальное управление рекомендует первоначально обсудить вопрос организации парковки на земельном участке дома на общем собрании жильцов, т.к., в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ, только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом его управления.

Всем обратившимся гражданам территориальное управление в письменной форме даёт рекомендации по организации заездного кармана с учётом наличия подземных инженерных сетей, нормативных требований, благоустройства (т.е. предоставляется необходимая информация, которой обладает специалист), а также оказывается помощь в подборе участка, который можно задействовать без ущерба для детских и хозяйственных площадок, зелёных насаждений. Эти рекомендации не носят правовой характер, но существенно помогают гражданам цивилизованно и грамотно решать вопросы.

Сектором по работе с жилищным фондом в этом плане тщательно разработана форма письменного ответа с учётом всех возможных нюансов. Жителям предоставляется полная информация, в том числе копии постановлений и схем границ земельных участков многоквартирных домов. Сотрудникам сектора одновременно приходится работать как с жителями, изъявившими желание обустроить парковку, так и с жителями, выступающими против организации парковки на придомовой территории. Урегулирование конфликтных ситуаций проходит очень трудно.

Так в течение года решался вопрос по организации парковочного кармана за счёт расширения местного проезда дома № 11 по ул. М.Горького, в результате чего, жители, первоначально выступавшие против решения проблемы таким образом, сейчас вынуждены признать, что проезд и проход освободились, а газон, хоть и слегка уменьшился, но имеет эстетичный вид (т.к. заезженный край газонов ушёл под парковку).

Существует и другая проблема: имеющееся количество машин у собственников дома превышает площадь земельного участка многоквартирного дома, которую можно задействовать для организации парковок. В этом году особенно проблемным оказался дом по ул. М.Горького, 37. В настоящее время в территориальном управлении находятся на рассмотрении обращения жителей по организации парковок многоквартирных домов по ул. М.Горького, 17 и 19, ул. Гагарина 4 и 4-а, ул. Пузакова, 14 и 40.

Необходимо отметить, что вновь создаваемые заездные карманы освобождают проезд, который может понадобиться для экстренного проезда специализированных машин - пожарной и медицинской техники.

Что касается нормативных расстояний, то согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на расстоянии 15 метров от окон жилых домов могут располагаться места для парковки автотранспорта в количестве от 11 до 50 машино-мест; на расстоянии 10 метров - в количестве до 10 машино-мест. Данные нормативные расстояния в основном выдерживаются.