Политпробоина в тарифообразовании

icon 08/06/2012
icon 10:55
Политпробоина в тарифообразовании

©

Жилищно-коммунальный сектор - плацдарм и одновременно самое уязвимое место власти. Голосуй или проиграешь! Только игра получается в одни ворота. И «забивают» всё больше поставщикам некоторых ресурсов. Любая власть хочет не столько, чтобы её любили, сколько, чтобы выбирали. Народ же начинает почитать, когда его, по меньшей мере, не обременяют. «Касается всех!» - это про коммунальные услуги. А с учетом того, что большинство туляков сегодня озадаченно задумываются, к какому бы социальному классу себя причислить, коммунальная тема - больной вопрос.

 - Мы дорабатываем ресурс, если так можно сказать. Ни для кого не секрет, что мы живем на том, что было заложено в советские годы, - констатирует директор ОАО «Тулагорводоканал» Виктор Кашеваров. Под «местным наркозом»

Ворвавшись в демократическое общество, щедро сдобренное условиями рынка, все российские предприятия испытали шок. Производителей отпустили в свободное плавание. Кто-то выплыл. Сферу ЖКХ и ряд социально значимых направлений решено было оставить под контролем государства. Эффективное управление вылилось в жесткое сдерживание тарифов. Потому что народ оказался вовлеченным в строительство демократического общества с главной его основой - выборами. В 90-е ситуация выглядела на столько катастрофически - предприятия стояли, мизерную зарплату задерживали - что в Тульской области тарифы были практически заморожены. Главным аргументом власти тогда была защита населения от повышения, прежде всего, стоимости коммунальных услуг. Особенно остро это наблюдалось в Тульской области, когда её возглавлял Стародубцев. Никакой поддержки коммунальные предприятия не получали, а когда вставал вопрос, как работать и гарантировать тулякам жизненно важные услуги, власть полагалась на русский авось - сейчас выборы, а дальше как-нибудь выкрутимся... Социал-капиталистический винегрет

Срок невмешательства в экономику быстро истек, и государство стало регулировать тарифы путем предельно допустимого индекса. Например, ежегодное повышение не более 6%. Все регламентируется соответствующим постановлением правительства. - Те затраты, которые сегодня несут коммунальные предприятия, они уже не вписываются в эту канву, - поясняет Кашеваров. - Разница между предельным индексом и величиной некомпенсируемых затрат к 2010 году у нас составила 100 млн рублей. Мы предъявили иск городу. Суд вынес решение удовлетворить наше требование. По 2011 году у нас 160 млн рублей некомпенсированных затрат. Население фактически не доплачивает за те услуги, которые получает. Действующее законодательство предписывает компенсирование затрат предприятиям ЖКХ  из бюджета, однако процесс этот неоднозначен и возмещение потерь все чаще приходится истребовать в судах. Критерием формирования тарифа является величина затрат предприятия и нормы потребления населением и бизнесом. Причем разделений в данном случае нет, тариф един для всех. Ещё один парадокс. Семья приравнена в своих правах и обязательствах к бизнесу, ведь в данном случае объемы решают все. По сути, акционерное предприятие в условиях рынка действительно должно желать больше продавать воды потребителям, чтобы зарабатывать, не допускать порывов, чтобы не терять прибыль от реализованных ресурсов... На деле же получается, что Водоканал, живет «изыскиванием» денег на бесконечные ремонты, потому что когда-то власть затормозила, упустила, запустила и теперь не догнать... Ни в тарифах, ни в гарантиях бесперебойной подачи, ни в перспективах. Сдается в аренду. Коллектор. Недорого...

В Туле свыше 1000 км водопроводных сетей, 489 км канализационных. Одни изношены почти на 70%, другие - на 90%. Ежегодно Водоканал перекладывает 8 км сетей при потребности в 30 км. Такими темпами на обновление тульских коммуникаций потребуется более 20 лет, а при остром дефиците средств и более 50 лет. Аренда сетей - отдельная история.  Ежегодно Водоканал перезаключает договор аренды с муниципалитетом на эксплуатацию сетей, по которым он подает воду горожанам и забирает канализационные стоки. В год эта аренда составляет около 120 млн. При этом уплачивая аренду, на водоканал ещё и возложена функция ремонта используемых сетей. Во временное пользование сети сдают комитет по имуществу администрации города и муниципальное предприятие «Ремжилхоз». 30 млн идет комитету и оседает в бюджете безвозвратно, 90 млн рублей - отправляется в «Ремжилхоз», оттуда около половины возвращается водоканалу на проведение капитального ремонта. При этом часть сетей в годы отказа от ведомственных коммуникаций так и не взяты на баланс города, по сути, они бесхозные (больше 20%). Но водоканал вынужден их обслуживать. Ведь однажды ему просто могут отказать в продлении аренды... Предприятие ежегодно кредитуется на проведение аварийно-восстановительных  работ, на работы по подготовке к зимнему периоду. Из пояснительной записки Тулгорводоканала: «Решением Тульской городской Думы утвержден типовой договор аренды, в котором предусмотрены новые условия. Арендатор имущественного комплекса водоснабжения и водоотведения обязан производить все виды ремонта и обновление имущества за счет тарифов. Доходы муниципального бюджета в виде арендной платы будут пополнены за счет потребителей услуг. Учитывая значительный износ инженерной инфраструктуры, реальная стоимость имущества ежегодно снижается, а муниципалитет ежегодно повышает стоимость аренды, что влечет за собой увеличение данной составляющей в тарифах. Комитет по тарифам ежегодно формирует тарифы исходя из фактических данных предыдущих 3 лет, без учета нормативных показателей по содержанию и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения.  За истекшие 5 лет при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения органами регулирования учитываются завышенные объемы реализации услуг, которые приводят к ежегодным убыткам Водоканала от основного вида деятельности. Так, в 2007 году убытки  составили - 42 млн. рублей или 7% от затрат; в 2008 - 30 млн. рублей (4%); в 2009 - 85 млн. рублей (10%); в 2010 - 87 млн. рублей (10%); в 2011 - 90  млн. рублей (9%)». «Копеечный литр»

Надо заметить, что инвестиционная составляющая тарифа - 15 млн рублей в год. Теперь сравним, 450 метров поврежденного этой весной коллектора в Мясново вылились в 32 млн рублей. На сегодняшний день потребитель платит около 80-85% от необходимого. На 2012 год в тарифе стоимость одного кубометра воды заложена в размере 11,65 р, то есть чуть больше 1 копейки за 1 литр. Это заметно разнится с нашими соседями по ЦФО.  И не идет ни в какое сравнение со стоимостью бутилированной воды, которую население покупает в магазинах, даже если вычесть затраты на тару. Разница ни много ни мало, в 1000 раз. По водоотведению в Тульской области вообще самый низкий тариф в России - около 4р за 1000 литров. Причем разделения на то, кто сбрасывает воду - население или промышленники - не действует. Тариф един для всех. Хотя стоки от предприятий доходят до 2/3 от общего объема, который пропускают через себя наши старые тульские коллекторы.

И вновь возврат в 90-е Предприятия ЖКХ бросили в 90-е годы. Когда ведомственные сети передавались коммунальщикам без положенных компенсаций за износ. И сейчас именно поэтому процент износа крайне велик. То, что было у муниципалитета, передано в относительно приличном состоянии, город всё-таки поддерживал свои коммуникации. А вот у предприятий в годы кризиса на социальную сферу совершенно не было средств, а после уже оказалось и не надо... Многое оборудование было изношено на 100%. Федерация на эти цели выделяла средства. Но до коммунальщиков эти деньги не дошли. По решению тогдашних властей, все субсидии на капремонт сетей направились на поддержание сельского хозяйства... До 2006 года государство все ещё поддерживало коммуналку. Предприятия платили 100%, население 70%. 30% датировал бюджет муниципалитета. Потом эту схему отменили, введя, так называемый, полнооплатный тариф, который уже на тот момент не был полнооплатным. Причем не повезло именно Тульской области. В соседних областях рост тарифов шел плавно, безболезненно и в соответствии с потребностями. В итоге, теперь у соседей коммуникации чуть надежнее, а индексы роста тарифов ниже. С 2013 года планировалась отмена государственного регулирования тарифов, но после выборов от этой мысли отказались. - Сейчас, чтобы догнать соседей, нам нужно поднимать тариф на 25% ежегодно. В этом году сдержали тарифы просто катастрофически. На 2012-й предельный индекс повышения составил 6%, но срок повышения тарифов был сдвинут на 1 июля. Снова выборы... А это значит, что за весь год повышение составит не 6%, а всего 3,5%. При этом электроэнергия, потребителями которой также являются коммунальные предприятия, обеспечивающие работу насосных станций и других коммуникаций, уже взлетела в цене. В прошлом году энергия скакнула на 40%, а тариф на воду определили всего в 7%. Надо отметить, что электроэнергия занимает 40% в стоимости услуг водоснабжения и водоотведения. Т.е. в одном рубле 40 копеек уходят энергетикам. В 2010 году предельный индекс для Тульской области был 14%, Туле повысили на 7%... При этом соседним Новомосковску, Веневу или Алексину частенько перепадало больше. Из пояснительной записки Тулгорводоканала: Постановлением комитета по тарифам Тульской области от 20.12.2011 No.48/5 для ОАО «Тулагорводоканал» на 2012 год установлены: тарифы на услугу водоснабжения: с 1 июля - 12,35 руб. за 1 куб. м; с 1 сентября    - 12,45 руб. за 1 куб. м, тарифы на услугу водоотведения: с 1 июля - 4,50 руб. за 1 куб. м; с 1 сентября    - 5,40 руб. за 1 куб. м. Указанные тарифы ниже тарифов, установленных для других водоканалов, как по Тульской области, так и в близлежащих регионах, по каким причинам, не известно... - Мы сдаем все документы, причем за предыдущие 3 года. Там в динамике все отображено и понятно. Мы уже работаем в планово-убыточных условиях. Не развиваем, не ремонтируем, не модернизируем нашу систему должным образом, причем в этом сейчас она нуждается как никогда. Это показали события с разрушением коллектора в Мясново.  «Живем» по остаточному принципу. Заплатили за электроэнергию, выдали зарплату, перечислили налоги,  погасили аренду сетей... Остается 9%, которые идут на эксплуатацию. Тогда как в сегодняшней ситуации, когда сети изношены катастрофически, необходимо не менее 25% от собираемых средств направлять на ремонт и обновление. Горделиво, печально и феноменально, но в центре Тулы по сей день функционируют деревянные коллекторы. Сейчас около 100 млн рублей уходит на ремонт городских сетей. Нужно в 3-4 раза больше, не менее 400 млн. А теперь рядом с этой внушительной суммой в 400 млн. встает скромная цифра - 15 рублей. Оказывается именно на столько, по подсчетам экономистов водоканала, достаточно поднять плату за воду для одного туляка, чтобы реанимировать в ближайшие годы нашу обветшавшую систему и исключить постоянные перебои с водой из-за бесконечных порывов и аварий. Непомерная плата? Драконовская мера? А ведь когда-то за водокачку известная дама настаивала на покупке целой пачки билетов...

 

"Тульский бизнес журнал". июнь.