Тула – родина профессионального образования России

icon 01/09/2021
icon 10:35
Важная новость
Тула – родина профессионального образования России

Автор: Фото: историческое здание Технического училища

Фото: историческое здание Технического училища

В праздник Первого сентября вспомним о тех учебных профессиональных заведениях, которые впервые в России были открыты именно в Туле, в очередной раз прославив наш город на всю страну.

Техническое училище

Когда-то в Туле была даже такая улица – Техническая, по названию открытого в городе еще в 1878 году первого в России технического училища железнодорожного транспорта. «На торжествах присутствовали 50 почетных лиц: высшая администрация города, духовенство, высшие железнодорожные служащие. Между приглашенными был и наш маститый писатель граф Л. Н. Толстой», – писали об открытии в книге, изданной к его 25-летию, отмечавшемся в 1904 году.

Вообще-то своего здания тогда не было, первый подготовительный класс начал занятия в съемном доме. При этом постепенно начало обрастать собственной базой. Появились учебные мастерские: слесарная, оборудованная десятью тисками, столярная на десять верстаков, токарная, где было установлено пять станков. Обучались здесь в основном сыновья железнодорожников. Их готовили для нужд Московско-Курской железной дороги.

В следующем году в училище открылся второй специальный класс, и начальство, чтобы организовать учебный процесс, вынуждено было ввести утренние и вечерние занятия в классах и мастерских попеременно для 1 и 2 классов.

К этому времени приступили к строительству собственного здания в конце Калужской (Демонстрации) улицы. Оно открылось в августе 1882 года.

Училище росло, набирало силу. Между прочим, преподавали здесь не только специальные науки, но даже пение. О чем известно из такой забавной заметки в «Тульской молве» о заведующем (тогда писали заведывающем) училищем П. С. Прошкине. Помимо всего он преподавал пение, имея привычку прохаживаться смычком по головам учеников.

«До сих пор стены училища скрывали эту страсть учителя, да вот голова одного из учеников оказалась менее крепкой, чем смычок Прошкина. Возмущенные родители, заметившие на лбу ребенка огромный синяк от смычка, не намерены оставлять поведение заведывающего безнаказанным».

Летом 1917 г. на Всероссийском съезде решили переоборудовать все технические железнодорожные училища в средние. Училище нового типа должно было заработать в Туле уже с 1 сентября. Обучение предполагали проводить по четырем специальностям: механической, строительной и службы движения. Курс учения определили в четыре года.

При этом, понимая, что тем, кто уже окончил училище раньше, тоже потребуется переподготовка, в качестве первоочередных («спешных») поставили задачу открыть курсы по двум специальностям – строительной и механической. Насколько этот вопрос стал актуальным, показало время – уже через несколько лет Россия испытывала страшный голод не только в паровозах и вагонах, но и в специалистах.

Воспитанники училища участвовали в прокладке трамвайной линии от Тулы до Косой Горы, строительстве железнодорожной поликлиники, Дворца культуры железнодорожников, они строили «Тульские Лужники», БАМ, трудились на железной дороге Абакан – Тайшет.

(фото: выпуск учеников училища 1918 года)

А самым знаменитым выпускником стал летчик Борис Сафонов, учившийся здесь в 1930-1932 гг. Борис Феоктистович Сафонов – дважды Герой Советского Союза. Свою первую Золотую Звезду он получил еще 16 сентября 1941 года – на следующий день после того, как семерка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Советские летчики сбили 13 самолетов, и вернулись на свой аэродром без потерь. 30 мая 1942 года подполковник Б. Ф. Сафонов погиб в бою с превосходящими силами противника во время операции прикрытия каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Посмертно он был награжден второй медалью Золотая Звезда, к которой был представлен еще при жизни.

Художественно-ремесленные мастерские

В конце девятнадцатого века в моду вошли искусно выполненные изделия из меди и металла. И тут выяснилось, что отечественный потребитель предпочитает более изящно сделанные заграничные вещи, где работа из металла была доведена до ювелирного искусства.

За три года, с 1898 по 1900-й, изделий из меди в изящной обработке было завезено в Россию около 430 тысяч пудов на сумму 11 миллионов рублей. Изделий из железа завезли более полутора миллионов пудов на сумму 10 миллионов рублей. Колоссальные деньги просто так утекали за границу.

Туляки тоже могли делать доброкачественные вещи, но тяжелые и неуклюжие изделия наших ремесленников и кустарей ни внешним видом, ни дешевизной не в состоянии были бороться с заграницей, которая буквально заваливала рынки все более новыми и красивыми фасонами скобяного, замочного и петельного товара, не говоря о прочих изделиях.

В этой ситуации не было ничего удивительного. Например, в Париже в 1893 году работали 53 начальных школы ручного труда с художественным направлением слесарных работ, а в 1900-м – уже 134! В Германии и Австрии количество таких школ тоже исчислялось десятками.

Такой громадный ввоз в страну заграничных металлоизделий обратил на себя внимание правительства. 10 июня 1902 г. состоялось высочайше утвержденное мнение об открытии в России художественно-промышленных учебных заведений. Они предполагались четырех видов: художественно-ремесленные мастерские, рисовальные классы, художественно-промышленные школы и художественно-промышленные училища. Правительство определяло их цель как «дать ремесленнику возможность сделаться научным способом художником своего изделия и бороться с зарубежными конкурентами».

(фото: кустарно-сельскозяйственная выставка в кремле. 1900 г.)

В октябре того же года классный художник Полтавского земского ремесленного училища Александр Константинович Малов на заседании комитета Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии выступил с докладом «О современном состоянии художественно-слесарного дела за границей по сравнению с таковым в России». По его мнению, в таком образовании более других нуждалась Тула, как исторически сложившийся и продолжающий развиваться центр металлического производства. В апреле следующего года Малов был командирован в Санкт-Петербург для ходатайства по устройству в Туле художественно-ремесленной учебной мастерской.

Вообще говоря, в Туле имелись и другие положительные факторы для организации учебного заведения нового типа. Кустарную промышленность лично опекал губернатор Владимир Карлович Шлиппе. Здесь с 1897 года проходили выставки изделий кустарной промышленности, а в 1899 году был даже создан кустарно-промышленный музей.

На открытие училища нужны были деньги. При том, что помещение на Киевской улице туляки уже нашли. Наконец, министр финансов ассигновал 5 000 рублей на оборудование, 2 000 на содержание в 1903 г. и по 4 000 на три последующих года.

Дело пошло. Председателем Совета мастерской был утвержден губернатор Шлиппе. Также в совет вошли начальник Тульской оружейной школы В. С. Страхов, управляющий Тульским отделением Государственного банка статский советник А. И. Световидов, инспектор Тульского ремесленного училища статский советник А.К. Гофман. Заведующим мастерской и преподавателем по рисованию и лепке был избран А.К. Малов.

Первая в России художественно-ремесленная учебная мастерская была открыта 26 ноября 1903 года.

(фото: первые выпускники художественно-ремесленных мастерских. 1906 г.)

Путевка в жизнь

Первые годы работы отделение в мастерских было только одно – кузнечно-слесарное. Сразу со двора находился вход в кузницу – обширное, высокое помещение с четырьмя горнами. По желанию в них можно было регулировать силу нагрева, нагревать предметы самых разнообразных величин. Идея такого горна была разработана заведующим мастерской совместно с помощником и осуществлена при содействии поденных рабочих. Благодаря этой новинке горны обошлись очень недорого.

Почти все другие предметы оборудования также сделаны силами поденных рабочих по указаниям заведующего.

Учебная программа состояла из общеобразовательных предметов (Закон Божий, русский язык, история, арифметика, геометрия, география, естествоведение, чистописание), специальных предметов (рисование, технология металлов, черчение и лепка) и занятий в мастерской. Обязательным было изучение истории и исторического значения Тулы, металлического производства со времен Петра Великого. Уроки начинались в восемь утра и с перерывом продолжались до половины шестого вечера. Ученикам предписывалось дорожить честью училища в целом и честью своего класса в частности.

В мастерскую принимали лиц старше двенадцати лет всех сословий и вероисповеданий. В основном это были дети местных ремесленников. Учащиеся носили фуражки с эмблемой мастерской (перекрещенные молоток и циркуль в обрамлении золоченых листьев) и специальную форменную одежду. За обучение платили 6 рублей в год. Срок обучения составлял три года.

Мастерские были прекрасной стартовой площадкой в жизнь. Для бедного мальчика после трех лет пребывания здесь открывалась перспектива зарабатывать от 70 копеек до рубля и более в день, о чем не смел и думать, например, окончивший четырехклассное городское училище. А ведь там учились такие же бедняки. Но они после окончания школы должны были идти в мальчики в магазин или в писцы в контору года на три без жалования, а потом работали с жалованием 10 рублей в месяц.

Первый выпуск Тульских художественно-ремесленных мастерских вообще был разобран моментально. Двое выпускников уехали в Москву на фабрику художественно-слесарных работ Винклера, двое на такую же московскую фабрику к Бордофу, остальные трое отправились в Москву к Гостынскому, взявшему крупный подряд по устройству всех металлических частей строящегося здания российского страхового общества 1827 года.

Первыми программными работами учеников были железные решетки, обработка дерева металлом и др. В самих мастерских стоял изготовленный учениками громадный железный орел – копия тех, которые венчали мачты на Киевской улице во время приезда императора. Каждое перо крыльев этого орла до мелочей воспроизводило настоящее птичье перо.

(фото: ученики мастерских в своей кузне)

За первые два с половиной года существования мастерские исполнили частных заказов на 32 800 руб. Железа для этих заказов было израсходовано 5 600 пудов.

После скоропостижной смерти Александра Константиновича Малова в должности заведующего был утвержден Сергей Григорьевич Монастырский. Под его руководством было открыто бронзо-литейное отделение, учреждены воскресные классы, где все желающие обучались лепке, рисованию, тиснению по атласу. При Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской была создана образцовая практическая мастерская, где могли работать выпускники. В 1909 году были открыты чеканная и отделочная, а в 1910 году — оксидировочная мастерская.

Когда в 1910 году в художественно-ремесленной мастерской на Киевской улице открылась выставка ученических работ, «Тульская молва» писала: «Наглядно можно увидеть, как ученики, начиная от простых болтов, тисков и замков переходят к исполнению высокохудожественных вещей стоимостью несколько сот рублей. Особенно выделяются по чистоте работ и художественности замысла две больших электрических люстры.

В одном из уголков выставки привлекает внимание приготовленный учениками по рисунку заведующего школой Монастырского в русском стиле большой черный крест чеканной работы».

В Первую мировую войну ученики работали по заказам военного ведомства. Они вырабатывали железные скобы для понтонных мостов, железные банки для карбида и кантера (безмены) для походных кухонь. Банки и кантера работали ученики старших классов и окончившие курс в мастерской, под руководством опытных мастеров.

В 1915 году подавали заявление о приеме в училище 50 человек, приняли – 25.

После революции мастерские отнесли в ведение губернского отдела народного образования. Теперь учащиеся делали новые советские гербы на башни кремля, а также на столбы Московской и Киевской застав. Но в основном работали над банальными скобами и шпингалетами. Мастерская же много раз меняла статус, объединялась с другими учебными заведениями. Сейчас это Тульский электромеханический колледж имени А. Г. Рогова.

Автор - Сергей Гусев