Дмитрий Краснов: Можем себе позволить поговорить о серьезном

icon 23/08/2021
icon 19:32

©

Совсем скоро открывается новый сезон в Тульском академическом театре драмы. Как и положено хорошей истории, зрителю для начала добавят хорошего настроения в обозрении «Мы с вами где-то встречались», а вот о том, что будет потом рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Краснов.

Как туляков полюбили в Воронеже

– Дмитрий Алексеевич, театр уже вышел из отпуска. Как провели лето?

– Работали. Мы же перед самым закрытием получили требование сократить вместимость зала до тридцати процентов. Сейчас опять вернули до пятидесяти, слава богу. Но вот из-за этого наплыва очередной волны ковида все время как на пороховой бочке.

– К вам все равно пускают больше чем на футбол. Там же всего тысяча человек. Пять процентов от вместимости стадиона, а у кого-то и меньше.

– Вот пускали бы у нас тысячу человек, мы были бы счастливы.

– Гастролей в этом году не было?

– Естественно, никуда не поехали. Но, правда, в мае у нас состоялись обменные гастроли с Воронежем.

– Что они показали? Как воспринимали там наши спектакли?

– Наверное, зритель везде одинаковый. Я-то, правда, думал Воронеж более такой снобистский. Избалован мощной платоновской фестивальной программой, модными режиссерами, камерным театром Бычкова. Конечно, это был своеобразный экзамен: как же нас зритель воспримет. Мне понравилась фраза одной работницы кольцовского театра, в котором мы работали. Она сказала: вы знаете, на вас ходит больше, чем на нас в это время.

– Витиеватый комплимент.

– Тем не менее, всегда приятно, когда зритель воспринимает тебя позитивно. Вскоре после этого уже у нас в Туле после спектакля «Красотка и семья» на сцену вышла женщина с букетом цветов исполнительнице главной роли Ларисе Киене. Что-то долго ей говорила-говорила. Я видел, как у Ларисы глаза становились все шире, все удивленнее от этих слов. Выяснилось, что это большая компания из Воронежа. Сказали: мы о вас ничего не знали. Но после того, как вы приехали к нам, полюбили, теперь будем ездить к вам на премьеры.

– А потом вы ведь нашли себе еще множество поклонников по всей стране, когда, благодаря он-лайн трансляции по каналу «Культура», на всю Россию показали спектакль «Грех».

– Просмотров действительно было очень много. И откликов тоже. В большинстве положительных. Оказывается, люди следят за этим в интернет-пространстве. На нас сейчас вышли организаторы этой трансляции, хотят продолжить сотрудничество. Теперь в программу трансляций включен «Дядюшкин сон», который мы покажем 11 сентября.

– По вашим ощущениям, артисты волновались в этот момент, понимая, что за ними смотрит колоссальная аудитория?

– В театре все-таки есть эта магия, когда свет, поступающий на сцену, немного отбивает зал. Ты волей-неволей забываешь о каких-то посторонних вещах, тебе надо просто делать свое дело. О том, что в этот момент снимает какая-то камера, думается только в первые минуты. Потом, когда включается музыка, все подобные мысли уходят.

– Удивительно, что в этом году вы не принимали участия в калужском фестивале старейших театров России, с которым всегда были неразлейвода.

– Зато в начале ноября поедем в Великий Новгород с «Дядюшкиным сном» на фестиваль, посвященный двухсотлетию Достоевского.

Работать будет где

– Пандемия нанесла вам серьезный удар?

– Честно сказать, нанесла. Мы же количеством зрителей набираем себе на будущие постановки, премии артистам. Всегда внебюджетный заработок у нас был, и достаточно стабильный. Могли позволить себе почаще приглашать известных режиссеров. Правда, спасибо Министерству культуры Тульской области за то, что выделили грант на Геннадия Тростянецкого. Он ставил у нас спектакль «Грех». А теперь будет работать над инсценировкой рассказа Андрея Платонова «Третий сын».

– То есть ощущение, что в этот непростой период вас не бросили, помогают, имеется?

– Сейчас у нас уже на втором курсе учится целевой набор туляков в Щукинском институте. Время идет, и скоро они к нам вернутся. Министерство культуры области участвует в их судьбе, оплачивает проживание в Москве. Помощь есть, и это очень важно. К тому же это связь с хорошими театральными школами. Идут личные контакты с ректорами, проректорами, преподавателями курсов.

– Корректно будет спрашивать, какой вообще театральный вуз ближе к условиям будущей работы в тульском театре?

– Сейчас очень сложно об этом говорить, немного размыты границы. Но по мне, Щукинская школа ближе в методике обучения. Там есть специфика, которой нет у других. Студент в процессе обучения проходит через руки всех мастеров и преподавателей. Он изначально готовится к встрече с любым режиссером, с любым мировоззрением.

– Говорят, ожидается и совсем масштабное участие в судьбе театра?

– Нас вписали в Программу развития Тульской области до 2026 года, по которой театр будет поставлен на реконструкцию.

– Она действительно нужна?

– Очень. Мы каждый день в театре, мы это понимаем. Помимо стен тут есть и машинерия, и техника, и колосниковая башня, и круг, который уже давно-давно не используется

– И правда, вот только теперь об этом подумалось, – не припомнить, когда последний раз во время спектакля работал на сцене круг.

– Его включать просто проблема. Он скрипит, стучит. Раньше пытались его заглушить громкой музыкой, это все равно стало просто невозможно. И потом в каком-то положении он может начать катиться обратно. Такое уже случалось. Несколько лет назад приезжал на гастроли театр. Давали оперетту. Включили круг, и вдруг он уехал-уехал-уехал-уехал. Пришлось во время спектакля, пока оркестр играл, доносить нужный реквизит вручную. В общем, это серьезная проблема, и, естественно, все требует хорошего ремонта.

– Последний же большой ремонт в театре закончился ровно двадцать лет назад.

– Тогда это не касалось сцены. Только крыши и зрительного зала. Мы еще поменяли пол в зрительном зале, фойе, кресла сменили в зрительном зале. Да, и был ремонт козырька. И то на все ушло полтора сезона.

– В то время на период ремонта театр работал на сцене ДК оружейников, нынешнего Городского концертного зала. Где будете переживать трудные времена сейчас? Ведь даже такой малый переезд – огромная проблема.

– Пока даже загадывать не хотим. Дай бог, чтобы все это случилось. Вообще творческому коллективу главное творчески не простаивать. Если мы в этот период будем репетировать что-то, по возможности играть, ездить давать свои спектакли, это уже будет хорошо. Наш министр культуры Татьяна Вячеславовна Рыбкина сказала: ДК у нас в области последнее время много построено, работать будет где.

Шекспировские страсти и возвращение женатого таксиста

– Новый сезон в театре открывается в начале сентября. Однако первая премьера состоится только 7 октября.

– Это будет «Закат» по пьесе Бабеля.

– Можно сказать, долгожданный. Ведь он планировался к выпуску еще два года назад. Звезды, наконец, сошлись?

– Действительно, долго мы к нему шли. Этот спектакль должен был делать Петр Орлов. Я очень хотел, чтобы он его выпустил. Министерство культуры области дало грант на постановку. Но включилась пандемия, и у режиссера поплыли сроки. В результате этот спектакль делаю я. Не могу сказать, что сильно этим разочарован. Я столкнулся с какой-то неизвестной мне областью жизни, когда люди разных представлений о жизни пытаются существовать вместе. Эту тему в свое время поднимал еще Шолом-Алейхем.

В спектакле два главных героя – Мендель Крик, отец, и Беня Крик – сын. Два человека, которые по своей природе, будучи родственниками, являются очень сильными личностями. Там ставится много разных вопросов. Например о том, могут ли поступки, которые совершаются против бога, быть прощенными, принятыми. Это конфликт отца и сына. Отец, который достиг положения в обществе своим трудом, потом и кровью и бандит, который авторитет завоевал налетами. Все знают об этом. Он открыто ходит по Молдаванке, и никто его не арестовывает. Мне очень понравилась тема, она шекспировская. Она еще чем хороша – уникальный язык, стилистика. Это не игра в Одессу, это настоящая жизнь.

– То есть это скорее «Поминальная молитва», а не «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла»?

– Я вообще не хотел на эту тему говорить. Криминальный мир – как прилагаемые обстоятельства. У нас и в музыке две основные темы. Одна из них – еврейская народная музыка. А вторую предложил Глеб Небольсин, это сын Игоря Ивановича Небольсина и Марины Борисовой – Небольсиной. Он учится в музыкальном училище, и когда прочитал материал, у него родилась музыка.

– И никакого шансона совсем?

– Там не про это.

– Какую из предстоящих премьер ждете с особенным нетерпением?

– Интересно все. Авторы очень интересные, материал, который поднимается в пьесах, интересный. Будет спектакль по пьесе Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Потом Женя Маленчев будет ставить спектакль по пьесе Дмитрий Данилова «Сережа, ты очень тупой». Этот спектакль планировался раньше, и сейчас мы вернулись к этому названию. Можно сказать, он такой же долгожданный, как и «Закат». Команда Веры Анненковой, которая выпускала у нас «Мнимого больного» Мольера, работает над материалом Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». К новому году поставим «Конек-Горбунок» Ершова.

– Не слишком ли мало комедий по современной жизни?

– Подразумевается, что Данилов – это немножко фарс. Отчасти ироничные настроения присутствуют в спектакле «Как Зоя гусей кормила». Ну и потом у нас запланирован «Слишком женатый таксист-2» по пьесе Рея Куни. Не так давно эта история шла в Туле очень долго, и била рекорды популярности. Надеемся, что и с продолжением выйдет не хуже. Ну и потом мы в прошлый сезон много комедий выпустили, можем себе позволить выпустить серьезный блок.

 

Автор: Сергей Гусев