Команда фронтовиков. Первые тульские олимпийцы
© Фото: Призеры в метании копья на Олимпиаде в Хельсинки. Елена Горчакова (бронза), Дана Затопкова (золото), Александра Чудина (серебро)
В 1952 году спортсмены Советского Союза впервые приняли участие в Олимпийских Играх. В тот год Олимпиада проходила в Хельсинки, а в составе советской сборной было аж шесть спортсменов, родившихся в Тульской области.
Фронтовики
Ту олимпийскую сборную часто называют командой фронтовиков. Ведь многие ее участники прошли войну, а кто-то и плен, концлагеря. Истории о тех людях рассказывают совершенно поражающие воображение.
Так, например, чемпион Игр по греко-римской борьбе Яков Пункин в финале победил своим фирменным броском с прогибом. Судья, как это положено, берет обоих соперников за руки, а потом вскидывает вверх руку Пункина. И вдруг все видят, что у него ниже локтя номер, со времен концлагеря. Судья тоже закатывает рукав, и на руке оказываются цифры. Они сидели в одном концлагере!
Яков Пункин попал в плен в первые дни войны, под Брестом, после контузии. Прошел три концлагеря, был на каменоломнях, тяжелых сельскохозяйственных работах, перенес тиф. Дважды бежал, и второй раз удачно. Но как след от той контузии остался нервный тик – подергивалось плечо и часть лица.
Триумфатор игр гимнаст Виктор Чукарин прошел 17 концлагерей, в том числе Бухенвальд. Отступая, фашисты заперли пленников на барже, которую просто не успели потопить. Когда после войны Виктор вернулся домой, его вес был всего 40 килограмм. В Хельсинки он выиграл четыре золотых медали – в абсолютном и командном первенстве, упражнении на коне и в опорном прыжке, а также две серебряные – на брусьях и кольцах.
И таких историй о советских спортсменах можно рассказывать много. Как тут не вспомнить и нашу велогонщицу Любовь Кочетову, которая пережила блокаду, на велосипеде научилась ездить только после войны, и стала первой советской велогонщицей, выигравшей звание чемпионки мира. К сожалению, в программу Олимпийских игр женские велогонки тогда не входили.
Советские спортсмены были совсем неопытные для такого уровня соревнований. Многие даже никогда не встречались на соревнованиях с представителями капстран, никуда не выезжали. Тем не менее, команда СССР выиграла 71 медаль – 22 золотых, 30 серебряных и 19 бронзовых, заняв второе место в неофициальном медальном зачете после команды США, у которой было 40 золотых наград и 76 в сумме.
Григорий Сучков
В советской команде Григорий Сергеевич Сучков был одним из самых взрослых. Он родился еще до революции, в 1917 году. На момент старта Олимпиады ему исполнилось уже 35 лет. Григорий Сучков был первым туляком, выполнившим мастерский норматив. В 1949 году он стал чемпионом РСФСР в марафонском беге. А на чемпионате СССР выиграл серебряную медаль.
(фото: Григорий Сучков)
На марафонской дистанции в Хельсинки он показал время 2 часа 38 минут 28,8 секунды. Это был 28-й результат из 66-ти участников. Впрочем, из наших выше него был лишь чемпион СССР Ванин. Тринадцать участников марафона вообще сошли с дистанции.
По-видимому, как самому опытному, после возвращения из Финляндии Сучкову поручили написать статью для тульской газеты. Во многом небезынтересную и для сегодняшнего читателя.
«12 июля мы прибыли в Хельсинки. В городе в связи с предстоящей Олимпиадой наблюдалось большое оживление. Улицы были украшены множеством флагов, в витринах и киосках можно было видеть олимпийскую эмблему: пять разноцветных переплетенных колец, символизирующих пять частей света.
В Хельсинки, кроме семи тысяч участников олимпиады, съехались десятки тысяч иностранных туристов и любителей спорта из разных стран. Город не мог вместить приехавших, и многие жили в палатках на берегу залива или в своих машинах.
Наша делегации расположилась в живописном студенческом городке Отаниеми на берегу Финского залива. Вместе с нами разместились делегации Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Румынии».
Команда СССР действительно отказался жить в олимпийской деревне вместе со спортсменами из капстран. Поначалу вообще хотели приезжать на соревнования из Ленинграда. Но потом специально для советских спортсменов и команд других социалистических стран построили отдельную деревню в Отаниеми.
А теперь, конечно, о политике.
«За время Олимпийских игр городок Отаниеми посетили спортсмены всех 70 стран, участвовавших в играх. Радушный прием, оказываемый в нашем городке, оживленные беседы способствовали укреплению дружеских связей с молодежью всего мира. «Хорошие ребята» – эти слова, относящиеся к советским спортсменам, часто можно было слышать в Хельсинки. Даже некоторые буржуазные руководители спорта, которые раньше говорили о железном занавесе, здесь были вынуждены признать, что никакого занавеса нет. Наши рассказы о том, какое внимание уделяется у нас массовому развитию спорта, всегда вызывали восхищение и зависть.
В лагере Кятоля, где жили американские, английские и другие участники Олимпиады, была совсем иная обстановка. Там – дикие завывания джазов, пестро разодетые туристы, крикливые рекламы – «Пейте Кока-Кола», «Курите сигареты Америкен Клаб». Причем ни напиток, ни сигареты не отличались хорошим качеством. Наблюдая за жизнью этого лагеря, нельзя было не заметить, что к спортсменам-неграм и спортсменам зависимых стран относятся с пренебрежением. А ведь именно негры завоевали американской команде большую часть медалей».
Анатолий Юлин
Анатолий Иванович Юлин стал и первым туляком, кому суждено было стартовать на Олимпиаде, и первым белорусом.
Родился он в 1929 году в деревне Одоевского уезда Тульской губернии. Здесь же и начал заниматься спортом – каждый день ходил по три километра туда-сюда от дома до школы. Потом семья переехала в Тулу, и здесь он увлекся легкой атлетикой. Вспоминал, что в школе был настоящий спортивный зал и настоящий футбольный мяч. В послевоенное время мяч не из тряпок, а с настоящей покрышкой со шнуровкой и камерой – это была невероятная ценность.
(Фото: Чемпионка СССР 1945 г. в беге на 800 м Нелли Онищук и заслуженный мастер спорта Анатолий Юлин)
В 1947 году, в семнадцать лет, впервые попал на спортивные сборы, где бесплатно кормили, да еще был кусочек масла со сладким чаем. Говорил, что почувствовал себя в этот момент по-настоящему счастливым человеком.
В Минск уехал в 1949 году – в институт физкультуры, уже являясь членом сборной СССР по легкой атлетике. Приехал на крыше вагона – денег на настоящий билет не было. Город произвел удручающее впечатление – кругом одни руины. Зато когда вошел в спортзал института и скромно встал у двери, руководитель кафедры легкой атлетики и лыжного спорта Семен Иванович Гетманец попросил всех немедленно остановить игру. А потом громко сказал:
– Товарищи! К нам приехал из Тулы мастер спорта в беге на 400 метров!
В Финляндии у Юлина были свои открытия.
– Пришли на стадион, и я впервые в жизни увидел негра, – с улыбкой рассказывал Анатолий Иванович. – Здоровый, на голову выше меня. Думаю, как с ним бежать? Стартовали, и я пристроился за ним на соседней дорожке. Но негр слабовато бежит. Ну я тут и рванул».
В Хельсинки Анатолий Юлин бежал 400 метров с барьерами. Он остановился в шаге от призеров, заняв четвертое место.
Анатолий Юлин стал членом олимпийской команды и на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне. Вместе с К. Грачевым, А. Игнатьевым, Ю. Литуевым он стартовал в эстафетном беге на 400 метров с барьерами. Однако наша команда опять осталась за чертой призеров, пробежав в полуфинале лишь с пятым результатом.
Иван Филин
Есть легенда, что одному из тульских легкоатлетов в те времена спортивное начальство всячески препятствовало в спортивной карьере, и он с явным нежеланием вызывался в сборную СССР. Причина – многочисленные татуировки, которых советскому спортсмену не положено было иметь. Многие тульские ветераны спорта подтверждают этот факт, но за давностью лет не могут вспомнить, о ком именно идет речь.
Скорее всего, это был уроженец Сталиногорска, нынешнего Новомосковска марафонец Иван Филин. Во всяком случае, в его непростой биографии поводов сделать наколки было немало.
(фото: Иван Филин)
С началом войны Ивана Филина и многих его ровесников мобилизовали на трудовой фронт. Они копали окопы и противотанковые рвы в районе Сталиногорска и Узловой. В конце 1943 года призвали в армию стрелком в автоматную роту. Иван Ильич штурмовал Кенингсберг, сражался с японцами. Был награжден орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу», другими наградами. Вернувшись в 1950 году из армии, работал навалоотбойщиком на третьей Гранковской шахте. Там-то и начал свою спортивную карьеру.
От деревни Александровка, где он жил, до работы – более двенадцати километров, которые Филин каждый день, в любую непогоду, преодолевал бегом. На своих первых соревнованиях летом 1951 года, первенстве Мосбасса по легкой атлетике, в беге на 5 и 10 км Иван Филин занял первое место.
На Игры 1952 года не попал, а в 1956 году на Олимпиаду в Мельбурне в сборную СССР вошел. Выступил с очень хорошим результатом. До призеров чуть не дотянул, оказался седьмым из 46 участников. При том, что бежать пришлось в жару 42 градуса, и из трех советских участников, двое сошли с дистанции.
За свою спортивную карьеру Иван Филин неоднократно выигрывал звание чемпиона СССР, ему было присвоено звание заслуженного мастера спорта.
Александра Чудина
Александра Георгиевна Чудина, уроженка деревни Крамской Куркинского района Тульской области, окончила школу 17 июня 1941 года, а через пять дней началась война. Копала окопы на подступах к Москве, строила дзоты, стояла в карауле. Потом подала заявление на курсы шоферов, стала дежурным водителем в одной из воинских частей.
Она была известна тем, что примерно с одинаковым успехом принимала участие сразу в восьми видах «королевы спорта» (гладкий, барьерный бег, эстафеты 4х100 метров, 4х200, прыжки в высоту, длину, метание копья, пятиборье), да еще здорово играла в волейбол, баскетбол и хоккей с мячом. Олимпиада в столице Финляндии проходила уже на закате ее спортивной карьеры. Тем не менее, Александра Георгиевна завоевала для страны три медали! Она была третьей в прыжках в высоту и получила серебряные медали в метании копья и прыжках в длину. Ее называли в числе ста лучших спортсменов страны уходящего ХХ века. Заслуженный мастер спорта, трехкратная чемпионка мира по волейболу, трехкратный призер Олимпийских игр по легкой атлетике, 35-кратная чемпионка СССР – и все это она, Александра Чудина.
Серебряный призер Олимпийских игр 1952 года Мария Голубничая вспоминала, что Чудина была эталоном советского спортивного превосходства на международных аренах, славой и гордостью нашего спорта. Мария совершенно справедливо считала, что вряд ли найдется в мире еще один такой спортсмен, который в один год сумел бы выиграть три медали по легкой атлетике на Олимпиаде и еще стать чемпионом мира по волейболу.
Для советской команды факт присутствия Чудиной на площадке значил очень многое. Как гласят легенды, взяв в подмогу двух молодых игроков, она могла легко переиграть всю сборную страны по волейболу в полном составе. В семи видах легкой атлетики Чудина установила около 40 всесоюзных рекордов, семь из которых превышали мировые.
Правда, неофициальная молва отнесла Чудину к гермафродитам, именно этим обстоятельством объясняя ее невероятные успехи. Так это или нет, уже однозначно никто не скажет. Секс-контроль на международных соревнованиях ввели только в 1966 году, а до того, этим пользовались представители самых разных спортивных держав.
Василий Федин
Первым из тульских велогонщиков, принявших участие в Олимпийских играх, стал универсал, одинаково успешно выступавший и на шоссе, и на треке, и в кроссе Василий Федин. В 1952 году в Хельсинки он выступал в командной гонке преследования на четыре километра. Его партнерами по команде были В. Мешков, В. Михайлов и Н. Матвеев. Наш гонщик потом честно признавался, что попросту перегорел перед стартом, и не смог показать того результата, на который рассчитывал. Советский квартет не попал даже в восьмерку сильнейших.
(фото: Василий Федин)
Василий Федин родился 18 июня 1926 года в Туле. На войну не успел попасть по молодости лет. Правда, как и все мальчишки того времени, героически трудился на заводе – слесарем. Сразу после войны, в 1946 году, начал заниматься велоспортом.
Екатерина Калинчук
Гимнастка Екатерина Калинчук на Олимпиаде в Хельсинки дважды стала чемпионкой в командном первенстве и упражнениях на коне, а также выиграла серебро в командных упражнениях с предметом. Прыжки Калинчук были для того времени очень сложными.
Дебютанты крупных международных соревнований советские гимнасты вообще выступили в Хельсинки триумфально. В общей сложности они завоевали 22 медали. Мужчины 5 золотых, 5 серебряных и одну бронзовую, женщины 4 золотых, 6 серебряных, одну бронзовую.
(фото: Екатерина Калинчук (4-я слева) в составе сборной СССР по спортивной гимнастике)
Екатерина Илларионовна Калинчук родилась в 1922 г. в д. Житово Щекинского района. Абсолютная чемпионка РСФСР 1947 г. Чемпионка России в упражнениях на бревне и в опорном прыжке 1948 г.
Чемпионка СССР в упражнениях на брусьях 1952 г., бронзовый призер всесоюзных первенств в опорных прыжках (1952, 1953, 1954). Член сборной команды СССР до 1956 года.
Евгений Гришин
Еще одним туляком, который должен был входить в олимпийскую сборную 1952 года, был наш знаменитый конькобежец Евгений Гришин.
В судьбе Евгения Романовича война также оставила свои следы. Он был ранен осколком немецкой бомбы во время авианалета на Тулу. От смерти фактически спас друг, оказавшийся ближе в взрыву и принявший таким образом все осколки на себя. А от ампутации ноги хирург, отправивший после нескольких часов ожидания мальчика на операцию.
(фото: Евгений Гришин с братом Михаилом на стадионе "Зенит" в кремле)
Когда ходил с мамой и братом к бабушке в деревню за картошкой, оказался у немцев. Ночью неожиданно разгорелся бой, продолжавшийся до утра. Вспоминал, как всех жителей деревни немцы согнали в сарай и заколотили снаружи все окна и двери. Неизвестно, что бы случилось потом, но утром пришли советские солдаты и всех освободили.
Первые спортивные успехи Гришин делал не только в коньках, но и в велогонках. А все свои предолимпийские высокие результаты показывал на итальянском велосипеде «Доницетти», который ему привезли по специальному распоряжению Василия Сталина с харьковского велосипедного завода.
«Легкий, изящный, удивительного ярко-канареечного цвета, с никелированной отделкой и красивым поэтически-музыкальным названием, – описывал Гришин эту машину спустя десятилетия. – Я влюбился в него с первого взгляда. А когда на старте садился на него, просто не представлял, что могу кому-то проиграть. И – надо же! – не проигрывал».
Можно гадать, как выступил бы на этом чуде техники Гришин, но произошло то, что произошло. Причем, уже на месте событий – в Хельсинки. Вот как сам Гришин описывал это.
«Перед отъездом на Олимпийские игры было указание ЦК партии выступать только на отечественном инвентаре. Неважно, велосипед это или гребля — только на отечественном. Не дай бог, чтобы были какие-то иностранные буквы. И нам заказали велосипеды на харьковском заводе. По специальному заказу, даже по размеру каждого были подогнаны. Я попробовал эту чудо-технику, ее поднять невозможно было. На одной из тренировок у меня оборвалась цепь, я и сам разбился напрочь, и машину разбил. К Олимпиаде, правда, восстановился, но ездил уже на своем велосипеде – фирмы «Доницетти».
Руководству доложили, что я единственный с импортным велосипедом. Вызвали на ковер, говорят:
«Вы же знали указание Центрального комитета»... А у нас в сборной старший тренер тогда был Шелешнев, он объясняет: «Дело в том, что ему был заказан такой велосипед, но он переломился пополам». Тут встает зампредседателя спорткомитета СССР и начинает мне рассказывать, что мы должны пропагандировать не только наш лучший социалистический строй, но и лучшую технику. Я не выдержал, снял рубашку, приспустил до колен штаны, говорю: «Вот, смотрите, я уже допропагандировался. Если вы хотите, садитесь на этот велосипед и сами пропагандируйте».
Представляете, каково тогда было такое заявить? Через пять минут прибежал ко мне человек, и говорит: Собирай вещи, у тебя отходит поезд на Выборг».