В Тульской области на установку арт-объектов к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне потратили 9 млн рублей

©
- Василий Маркович, как вам жилось в предвоенное время?- При вопросе «А как вам жилось раньше?», говорю: «Наше детство в общем-то в стране было холодным, голодным и босоногим. Голод был, когда мне было 9 лет. Пережили мы его благодаря матери - она заготавливала крапиву.»В юности Василий Михайлович был октябренком, пионером, комсомольцем. А после армия, война, фронт, куда он пошел добровольцем.-А как вы узнали про войну?-Собирались в этот день – 22 июня 1941-го года на строительство Днепродзержинского азотно-тукового комбината. Но поездка не состоялась: в начале нам не было понятно почему задержались мы, то есть уже о том, что война идет на границе, на Украине знали. Потому что уже Киев бомбили, но что произошло – никто не знал. В 12 часов дня мы все ждали, когда решат вопрос нашей поездки. Когда вышел руководитель группы, он говорит: «Поездка откладывается»
- Играла музыка, а потом все заглохло… И Левитан объявляет: «Внимание, говорит Москва…» А потом выступление Молотова. Мы разошлись по домам. Затем объявили мобилизацию мужчин от 17 до 60, женщин от 17 до 40.
-Как это происходило?-Грузили мины на повозку, на лошадях подвозили на тот участок, где минировалось – на танкопроходимых участках. Женщины помогали в оборонительной операции.-Как обстояло с едой в то время?-Хлеб нам возил извозчик, но в малом количестве. Война, сами понимаете.
-В один из дней бомбардировки я был тяжело ранен и контужен. Это было мое первое серьезное ранение на фронте. Что произошло дальше, я не помню. Знаю, что подобрали меня под Полтавой. Мои лошади меня подвезли к лошадям, что ехали в санитарном обозе. Двинулись на Харьков. Я не ходил, ноги параллизовало, был поврежден позвоночник. С каждым днем мне становилось хуже. В Харьков приехали, город весь горел. Его бомбили беспощадно. Вокзалы разбиты, там огромное количество раненных. Кто сидит, кто лежит, кто на носилках… Сгоревшие вагоны… Те, кто сопровождал санитарный обоз, сказали, что мост возле Белгорода разбомбили, поезда не ходят. Обоз двинулся на Воронеж. Но до туда мы не доехали. У меня уже была температура. Дело, говорят, шло к смерти… Нас направили в город Богучары. Там я пролежал до апреля. Научился ходить. Выписали из госпиталя, взяли в действующую армию, зачислили в артиллерию заряжающим. В мае шло освобождение Харькова. Там я был снова ранен.
- В начале 1943 года нас переформировали в 51-ую армию. Мы перешли в наступление, следуя операции «Котельническая» под Сталинградом.
Дивизия Василия Марковича шла на освобождение Котельнической.-Как проходило освобождение?-Почти сразу я получил ранение в голову и меня контузило. Я находился в госпитале.
- До последнего патрона все выпустили в небо. Все фуражки, пилотки летели вверх. Обнимались, кричали, плакали…