«Неизвестные президенты» пользуется неизменным успехом в России-286

icon 15/03/2009
icon 11:19

©

– Сколько времени понадобилось, чтобы вот таких неформальных фотографий набралось на целую выставку?

– В президентском пуле я начал работать с 2004 года. Конечно, не всегда удается поймать такие необычные  моменты.

– В чем основная сложность?

– Специфика этой работы. От тебя мало что зависит: не можешь повлиять на ход съемки; ты стоишь в определенной точке и не можешь ходить куда-то, бегать. Поэтому надо так рассчитать место, откуда будешь вести съемку, чтобы было максимально удобно ловить момент. А рядом еще несколько  человек, и у них та же задача. Бывают и непредвиденные ситуации. К примеру, президент должен был идти прямо, и мы все заняли места, ориентируясь на такой маршрут, а он раз – и свернул в сторону. И кому-то, кто оказался как раз на пути его следования, повезло.

Случаи бывают разные. Так, в экспозиции есть фото вручения знаков отличия в Кремлевском полку. Как и предписано, мы все стоим за строем. Так уж вышло, что я сделал буквально два  шага в направлении, куда нельзя, и получился отличный снимок.

– Эта работа интересна или утомительна?

– Это и интересно, и утомительно. За последние два месяца посетили Анадырь, Магадан, Казахстан, потом была Чита, Иркутск и т.д. Несколько перелетов за три-четыре дня, ночевки в самолете, да еще и сутки сдвигаются на 18 часов. В отличие от телевизионщиков, которые приезжают заранее, и у них есть время адаптироваться, у нас такой роскоши нет. Так что включаться приходится с колес.  

– Фотографии, представленные на экспозиции, неформальные – не то слово. Вам удается поймать совершенно неожиданные ситуации, в которых руководители государства раскрываются. В то же время ваши снимки сделаны по-доброму…

– Это же глава государства, надо относиться уважительно. Нелепой мимики, перекошенных лиц, невыразительных глаз, стандартных портретов можно снять сколько угодно. Но ты сними так, чтобы потом человек тебе руку подал. Это же кусочек истории, связанный с Россией и миром, – одно вытекает из другого. Недавно вышел альбом «Фото Путина», там 7 моих работ. Это история.

Но это не только к первым лицам страны относится. У меня, к примеру, есть подборка снимков почетных караулов – я всегда снимаю и все, что вокруг, – можно сделать альбом. В газету же идет лишь малая толика – многое остается «за забором». Порой пересматриваешь фотографии через некоторое время и видишь то, чему сразу не придал значения, потом скадрируешь, и все выглядит иначе…

– Сотрудники ФСО сильно мешают во время съемок первых лиц?

– У них свои задачи, у нас – свои. Есть, например, определенные установки: можно двигаться от этой точки до этой. Так что, держи дистанцию и не провоцируй на какие-то действия – вот и все.

Есть определенные правила, в том числе и человеческие. Важно не то, чтобы ближе прорваться, но ведь надо еще и не мешать коллегам. Есть такой новый стиль агрессивной журналистики, когда человек думает только о своей картинке… Такого не должно быть, тем более в такой ситуации – это на митинге делай, что хочешь. Как правило, заранее договариваемся, каждый занимает свое место. К примеру, ты снимаешь сидя, тогда я стою за тобой, но ты уж не вставай. И потом: как правило, ездят одни и те же люди, стараемся помогать друг другу.

– А люди, которых вы снимаете, узнают вас, здороваются?

– Узнают, конечно. Мы же все время вместе. Министры, помощники президента, сотрудники ФСО здороваются, дружбу не навязывают, но…

С Путиным однажды был такой случай. Он вдруг  заявил: «Хочу сняться с фотографами, мол, вы меня все время снимаете…» У меня есть такое фото.

– Выставляемая в Туле экспозиция будет пополняться?

– Не знаю, выставка уже живет своей отдельной жизнью.

 

Ольга Ранних "Московский комсомолец в Туле".

 

Открытие выставки состоится 19 марта в выставочном центре на Красноармейском проспекте, 16. На открытии вход будет осуществляться по приглашениям. Дополнительная информация и аккредитация по телефону 710-801. Выставка будет работать до 29 марта.