«Дикое поле» возвращается?-844

icon 18/06/2010
icon 12:55

©

Тульские крестьяне завершили сев яровых и ухаживают за посевами озимых зерновых культур. Самое время поговорить об ожидаемом урожае, тяжкой судьбе фермеров и о земле. Той самой, которую долго не разрешали продавать, боясь появления у нас новых помещиков-«латифундистов», которые растащат кормилицу по кускам, оставив тулякам роль батраков.

Но вот ее уже почти десять лет продают. И что? Едва ли не половина тульских угодий никому не нужна. Поля зарастают сорняками, «мусорным» лесом, дичают. А чиновники делают вид, что проблемы как бы нет…

 

Несколько фактов из крестьянской истории

Сто лет назад в Тульской губернии крестьяне обрабатывали около полутора миллионов гектаров земли. Почти 60% площадей приходились на посевы зерновых. Остальное занимали «травяные» луга, выпасы для скота, огороды.

Урожайность была низкой – по 8-12 центнеров с гектара собирали. Но ведь вручную же работали, на лошадках, с помощью примитивного плуга! Впрочем, южные, «черноземные» уезды позволяли губернии не бедствовать. В общей массе собирали по 800-850 тысяч тонн зерна. Треть проедали сами в виде хлеба, треть скармливали скоту, чтобы быть с мясом и молоком. Ну, а 250 тысяч тонн составляли основу семян под будущие посевы, плюс - для продаж. Худо-бедно концы с концами сводили…

Коммунистическая коллективизация в начале 30-х годов ХХ века дала сокрушительные результаты. Обрабатываемые площади и поголовье коров сократились вдвое, зерна стали собирать по 450-550 тысяч тонн, молока надаивать втрое меньше. Затем случилась война, забравшая 240 тысяч жителей области на фронт (180 тысяч оттуда не вернулись). В 1946-1948 гг. собиралось 320-350 тысяч тонн зерна. Был голод, о котором писать у нас не принято. Видимо, стесняемся.

На дореволюционный показатель в полтора миллиона гектаров область вернулась только в середине 60-х годов. Для этого пришлось немало выкорчевать диких лесов, осушить мерзких болот. Собрать зерна больше, чем в 1913 году, туляки смогли только в 1970-м! Урожайность «рванула» до уровня в 16-18 цн/га, что по мировым меркам – позор. Но за счет роста площадей «валовка» росла.

Тогда же вернулись к прежнему уровню поголовья скота, производству мяса и молока. Правда, население области увеличилось с 1,1 до 1,7 миллиона человек, поэтому продуктов питания на всех не хватало. Но голода не было…

Самоубийственные «реформы»

В 90-е годы Россия снова решила стать капиталистической. Для сельского хозяйства это означало очередной крах. Государство сняло с отрасли дотации, льготы, «шефская» помощь со стороны заводов умерла вместе с КПСС. Взамен провозгласили лозунг о том, что фермер накормит страну. Кивали на США, Австралию и Аргентину, «забыв», что там фермеры – те же крупные колхозы, только основанные по принципу кооперативов. И, конечно, не вспоминая их многократное преимущество в технике и удобрениях.

Реальные результаты переплюнули самые мрачные предсказания.

За десятилетие (1994–2003 гг.) в Тульской области площади обрабатываемых земель снизились с 1,5 миллиона до 760 тысяч гектаров, зерновые «ужались» с 800 до 380 тысяч га. Поголовье коров упало с 650 до 150 тысяч. Производство зерна вернулось к показателю столетней давности - 650-800 тысяч тонн. Муку для хлеба и семена стали завозить за немалые деньги из других мест. Объемы молочной продукции снизились втрое.

И ведь не было ни войны, ни коллективизации…

Отдельные песни – о дачниках и фермерах.

В 70-80-е годы свои «шестисотки» под выращивание овощей и картофеля получили 85% тульских семей. Полмиллиона участков! Правда, их общая площадь – скромная, чуть более 100 тысяч га. К тому же расположены они в гиблых местах: овраги, поляны, всякие щебеночные отвалы, бывшие помойки. Однако народ 30 лет назад уперся и превратил их в цветущие сады.

В смутные 90-е годы население стало давать области до 95% картофеля, 60-70% - других плодов и овощей, 40% - молока, треть – мяса. А потому частично компенсировало массовую гибель бывших совхозов и колхозов.

Однако начиная с нынешнего века процесс развала проявился и здесь. Те горожане, кого жизнь заставила полюбить труд на земле, постарели. Их дети и внуки, воспитанные в духе мечтаний о профессиях бандита, риелтора, политика, банкира, менеджера, спекулянта-перепродавца и элитной проститутки, на дачи и огороды смотрят с презрением. Максимум, что они себе позволяют, – купить 3-4 соседние дачи и устроить там загородный домик с бассейном и сауной для веселого времяпрепровождения.

Сегодня треть бывших дач брошены. Широко разрекламированная властями «дачная амнистия» дала мизерные результаты. Если прежде документы о регистрации были у 5% владельцев таких участков, то теперь – у 20%. Но сделали это люди не для того, чтобы выращивать овощи-фрукты и платить местной казне налоги, а чтобы продать опостылевшие участки. Что они успешно и сделали…

В 1994 году в области числилось более шести тысяч фермерских хозяйств. Немалая их часть на самом деле представляла собой ловких молодых людей (нередко – из столицы или с Кавказа), которые оформляли документы, покупали за копейки участки у бабушек-дедушек из числа бывших колхозников, брали под это дело нехилые кредиты в банках под смешные проценты, после чего бесследно исчезали. В результате до сих пор во многих районах области десятки тысяч гектаров числятся непонятно за кем.

К концу 90-х численность тульских фермеров упала до трех с половиной тысяч хозяйств. Таковой она остается и по сей день. Реально работает не более пятисот хозяйств. Лет семь их никто не замечал. Подумаешь, 2% мяса, 1% молока и 8% зерна! Четыре года назад ситуация стала меняться.

Сначала вольные крестьяне преодолели рубеж в 100 тысяч тонн зерна, потом – в 150, а в прошлом году дали около 250 тысяч. А это уже почти 20% областного зернового урожая! Правда, из-за низких закупочных цен они едва сводят концы с концами и никто из чиновников им не помогает…

О вранье и истине

Во время недавнего приезда премьера России Владимира Путина в Новомосковск, где ему показывали тамошний кластер, он похвалил туляков за хороший труд. И поздравил наших крестьян с «рекордным за последние 15 лет» урожаем зерна. Вышел конфуз. Ибо 1,4 млн тонн, что мы собрали в 2009 году, – не первый, а четвертый по объему результат за те самые полтора десятка лет.

Тульские чиновники дружно отрицают свою причастность к тому, что дали москвичам такую интерпретацию наших успехов на ниве растениеводства. В департаменте АПК уверяют - их справка говорила о рекордной урожайности, но те, кто готовил доклад премьеру, потом это перепутали с «валовкой». Может быть. Откуда москвичам, не выезжающим за пределы Рублевки, знать такие тонкости?..

Но вернемся к земле и другим проблемам тульского села. Посмотрим, что сделала в этом направлении нынешняя администрация во главе с губернатором В. Дудкой за последние пять с лишним лет?

Каждый год, если верить отчетам наших чиновников, в тульское село «вкачивается» до полутора миллиардов рублей разных видов помощи. Правда, бюджет дает треть суммы, остальное – кредиты банков, которые нужно возвращать.

За эти годы хозяйства области приобрели сотни мощных комбайнов и тракторов импортного производства, автоматические линии на молочные фермы, завезли многие тысячи голов элитных коров. Построены полтора десятка новых элеваторов и зернохранилищ. Правда, досталось это самым крепким хозяйствам и тем, кто «дружит» с чиновниками. Бедные продолжают беднеть.

Тем не менее, в 2009 году средняя урожайность зерновых культур у нас составила 31 центнер с гектара. Это – рекордный уровень за полторы тысячи лет! Средние надои на одну корову – 4,2 тысячи литров. Абсолютный рекорд за 500 лет! Мы не шутим, это правда.

Почему специалисты по пиару, протирающие штаны в тульском Белом доме, не оформили эти успехи в виде плакатов, лозунгов и «растяжек» - непонятно…

Площади обрабатываемых земель увеличили до 800 тысяч га, из которых 60% занимают зерновые культуры. Регион обеспечивает себя зерном на 150%. Но не знает, куда девать рекордный урожай. Десятки тысяч тонн лежат в элеваторах.

О грустной перспективе одичания

Есть и другие факты.

Тульские крестьяне получают 8-12 тысяч рублей в месяц при 24-часовом рабочем дне. Они производят 230 тысяч тонн молока в год, как минимум, вдвое меньше, чем нужно области. Большинство молоко- и маслозаводов разорились.

100 лет назад крестьянством занималось 750 тысяч человек. Полвека назад – 180 тысяч. 15 лет назад – 120 тысяч. Сегодня – около 20 тысяч. Для сравнения – чиновников у нас сейчас – около 15 тысяч (25 лет назад было 4 тысячи).

Правда, чиновники уверяют, что численность работающих в АПК – 54 тысячи. Они туда включают всю пищевую и перерабатывающую отрасль. Мы с уважением относимся к мукомолам, производителям молока, колбас, мяса и особенно – к пивоварам. Но считать их крестьянами – рука не поднимается…

И – о земле.

Да, ее скупают. Чаще всего – столичные нувориши, сующие взятки районным и местным чиновникам. Попадаются единицы, остальные большие и маленькие столоначальники продолжают заниматься этим увлекательным делом.

Но скупают ту землю, что можно перепродать или пустить под зоны отдыха типа ипподромов, пляжей, санаториев, под АЗС и рестораны.

Вся «глубинка» пустует. 5-7 км от любого райцентра и – полная тишина, как во времена Мамая! Безлюдье, брошенные деревни, некогда ухоженные поля быстро превращаются в заросли мелколесья. Пропадает более 700 тысяч гектаров!

Кто-то скажет: ну и что? Зерном мы себя обеспечиваем, мясом и овощами – тоже. Пусть себе зарастают. Больше будет грибов, рыбы, дичи…

Есть маленькое «но».

Земля не просто пустеет, она – болеет. Вы видели, сколько появилось муравейников? А ядовитого борщевика, который вот-вот ворвется в города? «Мусорные» леса – источники заразы, потенциальные будущие болота.

Никто не говорит, что везде нужно сажать зерно или картошку. Нужно сажать деревья и ухаживать за ними. Сеять полезные травы, «мониторить» землю на предмет ее здоровья. Иначе мы можем получить серьезные человеческие хвори.

Но власти – молчат. Не хочется им брать на себя этот груз. Пусть себе зарастают 700 тысяч га. Пусть нищают крестьяне, разоряются фермеры. Если нужно, завезем китайские овощи, турецкие фрукты, французское молоко, аргентинскую буйволятину и австралийскую кенгурятину.

Кушайте на здоровье, дорогие туляки. Гуляйте по диким лесам…

По материалам «МК в Туле».