До 2004 года в Федеральном законе «О днях воинской славы России (победных днях)» значилась такая строчка:

7 ноября – День освобождения Москвы от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского (1612 год).

Однако в 2004 году думское большинство решило, что сие славное событие произошло тремя днями ранее и постановило: считать 4 ноября Днём народного единства, установив его как государственный праздник и нерабочий день с одновременной отменой в качестве такового 7 ноября – годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Формальный аргумент: в нашем календаре мало памятных дат, связанных с дореволюционным периодом России. Хотя очевидна реальная политическая подоплёка отмены праздника 7 ноября: было необходимо выбить козыри у коммунистов, которые традиционно использовали естественный повод для очередного «осеннего наступления на власть». Кроме того, компартия могла использовать (и делала это!) революционный праздник в ходе избирательных кампаний, приходящихся на позднюю осень.

Но почему всё же 4-е? Попробуем разобраться. Итак, политическое положение России в 1610-1611гг. было отчаянным. Из-за голода, цинги и предательства пал Смоленск. По стране рыскали нанятые польскими вельможами отряды и грабили народ. Бояре, сидевшие в Кремле, боясь недовольства народа, впустили в Москву польские войска и провозгласили царем королевича Владислава (который, заметим кстати, отрекся от русского престола лишь четверть века спустя). Шведы захватили Великий Новгород, Карелию и берега Балтийского моря. Польские войска так свирепо хозяйничали в Москве, что вызвали восстание простых горожан, «черных людей», против польского господства. Восстание поддержал и мужественно сражался Дмитрий Пожарский - будущий освободитель Москвы.

Баррикадные бои в Москве длились с 19 марта по 30 апреля 1611 года, восстание было жесточайше подавлено. Тяжело раненый Пожарский скрылся в своем имении близ Суздаля. Казалось, все: Россия как государство перестала существовать. Но сам народ развернул борьбу за спасение Родины.

С осени 1611 года началась деятельность Кузьмы Минина по организации второго ополчения (первое, собранное дворянами братьями Ляпуновыми, 24 марта подошло к Москве, но успеха не имело). В декабре 1611 г. второе ополчение, отлично снаряженное, отправилось в поход вверх по Волге. Во главе его был поставлен князь Пожарский. 5 марта 1612 года в Ярославле созывается «Совет всей земли» - первое временное правительство России, оно заключило перемирие со шведами. Обеспечив свой тыл, ополчение двинулось на юг освобождать подмосковные города и Москву.

20 августа 1612 года передовые отряды ополчения достигли окраин Москвы. 24 августа в тяжелом бою, где личным мужеством отличился Минин, был разгромлен отряд польского гетмана Ходкевича. Только 22 октября (4 ноября по новому стилю) с боем был взят Китай-город - вторая крепость Москвы. И, наконец, 26 октября (7 ноября по новому стилю), после длительной осады, польский гарнизон Кремля капитулировал. Но до конца Смутного времени было еще очень далеко.

В январе 1613 года в Кремле открылся Земский Собор. Выбирали царя.

Выборы сопровождались такими интригами, что даже историк-монархист С.М.Соловьев назвал их грязными. Самым популярным кандидатом был Пожарский, а самым богатым - Михаил Федорович Романов, дальний родственник первой жены Ивана Грозного. Причем за Михаилом стоял его отец - главный идеолог той эпохи патриарх Филарет. Романовы подкупом обеспечили себе большинство, и 7 февраля 1613 года Михаил Романов был избран царём. В то же время, в начале 1613 года, Пожарский разгромил отряд польского королевича (и, формально, русского «царя») Владислава, пытавшегося вернуть Москву. Еще через пять лет, уже старик, Пожарский побил поляков, отразив один из последних крупных походов на Москву; в том бою погиб его единственный сын.

Только 27 февраля 1617 года был подписан знаменитый Столбовский мир со шведами, по которому Россия теряла Карелию и Балтийское побережье, а 1 декабря 1618 г. - Деулинское перемирие с Польшей, по которому Россия теряла Смоленск.

Так называемая Смоленская война завершилась лишь в 1634 году, подписанием Поляновского мира, по которому Россия отказалась от прав на все земли, завоеванные Речью Посполитой за Смутное время и обязалась выплатить Польше 20 тысяч рублей. Вот каким было на самом деле окончание Смутного времени!

Ну, а что же произошло 4 ноября 1612 года? А вот что: войска Минина и Пожарского отдыхали после штурма Китай-города, а поляки, осаждённые в Кремле, начали есть друг друга.

Правда, 4 ноября – это праздник Казанской иконы Богоматери, установленный еще Иваном Грозным в честь взятия Казани. Но это уже праздник религиозный, по сути, второй христианский праздник после Рождества, который в России стал государственным, хотя мы страна многоконфессиональная...

А что же говорят про восприятие Дня народного единства социологи? Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМа на эту тему был проведён 30-31 октября 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Итак, согласно опросу ВЦИОМа, только 1% россиян считают 4 ноября важным для себя праздником. Его название и исторический смысл большинству опрошенных неизвестны. Для сравнения, 7 ноября имеет значение 5%, причем значение этой даты растет (в 2002 году - 2%).

Половине россиян название праздника, отмечаемого 4 ноября, по-прежнему неизвестно (50%). Плохо информированы, прежде всего, 18-24-летние (59%). Правильно назвать его могут только 10% респондентов, причем за последний год уровень информированности снизился (с 16%). Лучше других название этой даты известно 35-44-летним (15%). Остальные 39% опрошенных дают неверные названия праздника. Среди неправильных вариантов наиболее распространён День единения (9%). Еще 8% путают День народного единства с Днём независимости России, причем значительно чаще, чем год назад (4% в 2009 году), а 2% - с Днём конституции. 6% опрошенных до сих пор считают, что 4 ноября празднуется День согласия и примирения, отмененный в 2005 году. В числе прочих вариантов названия - День Примирения (3%), День объединения народов, День согласия (по 2%), День октябрьской революции, День единства народа, День солидарности, День Казанской иконы Божьей матери (по 1%).

Подавляющему большинству россиян событие, в честь которого отмечается День народного единства, по-прежнему неизвестно (80%). О том, что в этот день в 1612 году Минин и Пожарский освободили Москву от польской интервенции, знают только 10% опрошенных. Другие версии высказываются значительно реже: 2% упоминают Октябрьскую революцию 1917 года, по 1% - путч 90-х годов, День Казанской иконы Божьей матери, День единства России, День конституции.

Кстати, по случаю государственного праздника тульские власти – ни областные, ни городские - никаких мероприятий не запланировали, отделавшись дежурным поздравлением в официальных СМИ. Зато националисты в очередной раз выходят в этот день на главную улицу города, перехватывая инициативу. Так значит, праздник придуман для них?