Газеты вымирают, телевидение стагнирует , в интернет приходят все больше желающих реализовать свои политические амбиции. ИА «Тульские новости» традиционно в начале года подводит итоги предыдущего в сфере средств массовой информации.

Телевидение.

Здесь дела также плохи как и раньше. Если бы не тот факт, что федеральную составляющую каналов смотрит достаточно большая аудитория, то можно было бы сказать, что региональное телевидение умерло. А так кажется, оно в глубокой коме и подпитывается только за счет нечаянного перехода телезрителей с федеральных программ на региональные - так называемое перетекание аудитории. К сожалению, не видно, за счет чего ситуация может измениться. Скорее всего через несколько лет ТВ проиграет битву интернету. И на этом можно будет поставить точку, по крайней мере, на региональном ТВ.

Частный холдинг «ФМ-медиа» (СТС-Тула, ТНТ-Тула, РенТВ-Тула) в этом году расписался в собственном бессилии. Кадровые изменения, массовый уход журналистов - все это привело и без того спорные (с точки зрения качества) новости к весьма печальному результату. С учетом того, что учредитель холдинга Григорий Нуждихин планирует, по нашей информации, принять участие в выборах в Государственную Думу, столь печальное состояние продакшена в холдинге вызывает только улыбку из-за несовместимости ресурса и амбиций.

Еще один проект, но теперь уже несовместимости финансовых вложений и результата, - «ТВЦ-Тула». Областная администрация с упорством, достойным лучшего применения, продолжает ежегодно наращивать финансирование канала, рейтинги которого остаются весьма низкими. Смотреть его можно, только если соскучился по губернатору. Денег, которые выделяются, хватило бы на финансирование 4-5 полноценных телевизионных информационных служб. В большинстве регионов администрации так и поступают, заключая договора с местными СМИ. У населения создается видимость множества мнений, при единой направляющей. В нашей же губернии приговор тому курсу, которым ведут региональное телевидение, был вынесен на процессе Лазарева, где их попросту не было. То есть местные СМИ лишились доверия аудитории, а это уже диагноз, и лечение требуется длительное и системное. Еще одним подтверждением того, что не все в порядке, стал заказ областной администрацией за 6000000 рублей фильма о Тульской области у ГТРК «Тула». Сейчас в этом вопросе разбирается ФАС и, как только станут известны подробности, возможно, прояснятся еще некоторые факты. Но сам факт, что областной бюджет тратит такие деньги без тендера, весьма показателен.

Интернет

Наиболее динамичный сегмент информационного рынка. Низкий порог входа (запустить проект можно с бюджетом в 200000 рублей) и успех ИА «Тульские новости» привели к тому, что информационных агентств в Тульской области стало на порядок больше, чем еще пару лет назад и значительно больше, чем в соседних областях. За большинством проектов совершенно явно прослеживаются те или иные политические силы, однако появление их весьма позитивно влияет на уровень конкуренции и уровень самих новостей в электронных СМИ. А невозможность цензурирования, вернее его полная бесперспективность, делает процесс конкурентной борьбы весьма интересным. Вопрос лишь в том, что политические проекты быстро запускаются, но с учетом слабой развитости рынка интернет-рекламы в Тульской области, о самоокупаемости таких проектов можно говорить лишь в горизонте планирования 3-5 лет.

Радио

Рынок радио в Туле поделен на 2 части, первый радиохолдинг и медиатраст. Последний в этом году получил права на вещание «Нашего радио», чем усилил собственные позиции. Первый радиохолдинг, кроме сочащихся слухов о внутренних сложностях между партнерами, похвастаться в 2010 году ничем не может.

Наиболее ярким событием на рынке радио стал перезапуск и последующие закрытие тульской редакции «Эхо Москвы». В Туле данная станция всегда считалась экономически малопривлекательной и долгое время осуществляла только ретрансляцию федеральных программ. Пришедшая команда в лице бывших работников ТК «Плюс12» Анны Миханчик, Юли Румянцевой, Андрея Мазова смогли адаптировать федеральный формат общения с гостями и аудиторией для Тулы, причем весьма успешно. Видимо, это и стало причиной явного недовольства власти, ведь после того как ООО «Эхо Тулы» - собственник Григорий Нуждихин - перестало выполнять условия договора с ООО «Мазов и Ко» о передачи прав редакции, вещать на частоте 106.9 стало ТВЦ-Тула. То есть причинно-следственная связь налицо. Другое дело, что для большинства экспертов в сфере СМИ ситуация, когда губернатора таким явным образом его окружение высветило душителем свобод, причем столь явным образом, стало удивительным и еще раз показало непрофессионализм людей работающих со СМИ. Ведь существовало множество способов не показывать участие администрации в удушении независимого тульского вещания на «Эхо Москвы в Туле».

Пресса

Тульскую прессу можно разделить на 2 части. Газеты, которые переживают явно не лучшие времена. Сократившийся в кризис рекламный пирог, постоянно сокращающиеся тиражи, отсутствие оперативности в работе, все это приводит к тому, что газеты уступают интернету. Также прошедший год стал приходом ООО «ФМ-медиа пресса» на газетный рынок. Компания заполучила права на издания еженедельников «Московский комсомолец в Туле» и «Аргументы и факты в Туле». Результат сходный с ТВ, газеты перестали быть яркими и нести интересные местные материалы. Многие говорят, что таким образом Григорий Нуждихин готовится к выборам в Госдуму, когда он сможет поставить партию власти перед фактом, что контролирует большинство СМИ в регионе и тем самым, по сути руководство партии будет вынуждено поставить его кандидатуру в список.

2 часть прессы – это журналы. Почти избавившись в кризис от балласта - журналов, которые печатались мизерным тиражом и рушили рынок, продавая рекламу за несколько тысяч рублей, рынок достаточно быстро оправился от кризиса и начал набирать обороты. На рынке появился ряд лидеров, которые прочно занимают свои ниши. В сфере деловой прессы «Тульский бизнес журнал», в сфере развлечений «Золотой квадрат» и «Выбирай». Послужит ли восстановление рынка запуску еще ряда региональных изданий, покажет лишь время, однако те журналы, что пережили кризис, вряд ли упустят пальму лидерства.