Главной темой обсуждения последних месяцев стали закон «Об образовании» и новые федеральные образовательные стандарты для старшей школы (ФГОС). Последний документ вызвал буквально взрывную реакцию в обществе – даже пассивное в иные моменты педагогическое сообщество на этот раз не выдержало: более 20 тыс. подписей было поставлено под письмом педагогов к премьер-министру с резкой критикой представленных стандартов и с требованием не допустить их принятия.

Пока на федеральном уровне мыслят глобально и широкомасштабно, меняя всю систему образования в целом, на уровне регионов остаются нерешенными насущные, каждодневные, рутинные и мелкие вопросы, из которых, надо отметить, та самая пресловутая система образования и складывается.

К примеру, обеспечение школьников учебниками. Казалось бы, в XXI веке, когда прогресс дошел до того, что есть возможность рассылать домашние задания ученикам через Интернет, пока школа закрыта на карантин по гриппу, данный вопрос, вообще, кажется давно решенным. Ан нет! Не все так просто.

Вот, к примеру, в Тульской области в г. Суворове 19 октября прошлого года состоялось заседание губернаторского совета, на котором выступил прокурор Тульской области Олег Черныш.

Он отметил, что прокурорская проверка показала, что дети обеспечены школьной литературой всего лишь на 3-7% от 100%.

Губернатор Вячеслав Дудка, казалось, был удивлен, и поинтересовался у своего заместителя Аркадия Чмуневича, с чем это связано. Последний, в свою очередь, пояснил, что впервые слышит о такой цифре. Глава региона отметил, что тоже впервые об этом слышит, но поручил Чмуневичу разобраться.

А уже через месяц, 26 ноября 2010 г., на заседании губсовета в Новомосковске Аркадий Чмуневич доложил главе региона о том, что все обучающиеся обеспечены необходимой литературой в полном объёме. Поразительная эффективность работы: за месяц поднять показатели обеспеченности учебниками с 3 до 100%!

По словам зам губернатора, значительно увеличились объемы приобретенной учебной литературы, источниками финансирования которой являются бюджеты Тульской области и муниципальных образований, внебюджетные средства и родительские деньги.

В свою очередь ИА «Тульские новости» направило запрос в областную прокуратуру с просьбой пояснить, как же выглядит ситуация с обеспеченностью учебниками на сегодняшний день.

В ответе из прокуратуры было отмечено, что в октябре 2009 года ведомство проводило в школах региона проверку исполнения законодательства в части обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями.

В результате проверки выяснилось, что библиотечные фонды учебных заведений укомплектованы необходимой литературой лишь на 3-7% от потребностей. Тогда в адрес заместителя губернатора было направлено представление, а в адрес органов образования – рекомендации по улучшению ситуации с обеспеченностью учебниками.

В результате, по данным прокуратуры, на конец 2010 года дети в школах обеспечены учебниками и учебными пособиями в полном объеме.

«Однако укомплектованность школьных библиотек учебниками в среднем по области для начального общего образования составляет 22% от потребности, основного общего образования – 18%, среднего (полного) общего образования – 16%, - отмечено в ответе прокуратуры. – В связи с этим, учащиеся школ обеспечиваются учебниками и учебными пособиями не только за счет средств бюджета области, но и частично за счет родительских средств».

Иными словами, и заместитель губернатора Аркадий Чмуневич, и прокуратура говорят нам о том, что да, школьники на 100% обеспечены учебниками.

Но! Учебников и учебных пособий в школьных библиотеках по-прежнему не хватает, укомплектованность крайне низкая – 16-22%, а потому приобретать литературу приходится как за счет бюджета Тульской области и муниципалитетов, так и за счет спонсоров и родителей.

Получается, случайно всплывшие некрасивые цифры поправили, отчеты перефразировали, а по факту все так и осталось на своих местах: родитель, хочешь, чтобы у твоего ребенка был учебник – купи его сам.

Светлана Кузнецова