Уважаемые депутаты!

Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые жители Тульской области!

В соответствии со статьёй 30 Устава (Основного Закона) Тульской области представляю областной Думе Послание губернатора Тульской области о положении в регионе.

В апреле этого года, принося присягу, я обнародовал приоритетные направления нашей работы на предстоящие пять лет. Мы говорили о необходимости повышения эффективности государственного управления и сохранения политической стабильности, о назревшей потребности в модернизации экономики и улучшении инвестиционного климата, о развитии инфраструктуры и строительстве жилья. Но ещё раз хочу повторить: главное, на что нацелены наши усилия, - это повышение качества жизни людей, создание благоприятных условий для их успешной самореализации и предоставление возможности своей деятельностью приносить максимальную и достойно оцененную пользу родному селу, родному городу, родной области. Сегодня я представлю первоочередные меры по реализации названных задач и изложу конкретные механизмы достижения поставленных целей.

Да, по большей мере это амбициозные и даже, я бы сказал, сверхамбициозные задачи. И не всегда их решение даётся легко и быстро. Но они обусловлены, уверен, нашим общим представлением о будущем Тульской области как о регионе с высокими стандартами жизни, с инновационной экономикой и развитой инфраструктурой, регионе, бережно сохранившем и разумно использующем свои духовные, культурные и природные богатства.

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев определил, что «модернизация – это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей и нашей молодёжи».

Хочу отметить, что для достижения желаемого облика Тульской области у нас есть уникальное культурное наследие, талантливые профессиональные кадры, мощная диверсифицированная экономическая база, выгодное географическое положение и природные ресурсы.

У нас порой не хватает только одного - времени! Потому что, заботясь о завтрашнем дне, мы уже сегодня должны обеспечивать достойную жизнь наших граждан.

Стабильная социально-политическая обстановка в регионе, основанная на эффективном взаимодействии законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления, создаёт уникальную возможность реализовать планы обустройства жизни земляков и гарантировать будущее следующих поколений жителей Тульской области. Не воспользоваться этим нельзя. И все мы, кто взял на себя ответственность пройти этот нелёгкий путь, должны работать слаженно, профессионально, творчески, с полной самоотдачей и нацеленностью на результат.

В декабре 2011 года состоится важнейшее политическое событие - выборы в Государственную Думу Российской Федерации. Основные задачи органов государственной власти и органов местного самоуправления - гарантировать законность и прозрачность избирательного процесса, создание оптимальных условий для осуществления волеизъявления граждан.

Нам предстоит обеспечить максимальную вовлеченность в политическую жизнь всех позитивно и конструктивно настроенных общественных сил. Необходимо объяснить каждому гражданину, независимо от политических убеждений или их отсутствия, важность его голоса для будущего страны и нашего региона. Данную задачу необходимо решать в сотрудничестве политических партий с другими институтами гражданского общества.

Стабильная и эффективная политическая система страны будет и впредь гарантом модернизации экономики и социальной сферы нашего государства.

Уважаемые коллеги!

В основу комплексной работы по достижению сбалансированного устойчивого развития региона положена новая Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года.

С какими же итогами мы подошли к очередному этапу планирования? Позволю себе коротко напомнить об итогах прошедшей пятилетки и определить основные тренды нашего развития.

Преодолев пик мирового экономического кризиса, федеральные и региональные власти совместно с бизнесом реализуют стратегию Президента и Правительства Российской Федерации, направленную на создание прочной экономической базы для инновационного развития страны.

Итоги социально-экономического развития области за прошедшие пять лет свидетельствуют о правильности выбранного курса.

За это время темп роста индекса физического объёма валового регионального продукта, этого важнейшего показателя экономики, составил 135,7%.

Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах равен 116,2%, оборот розничной торговли в физическом исчислении увеличился в 1,97 раза.

Индекс физического объёма продукции сельского хозяйства вырос в 1,3 раза, при этом активы сельскохозяйственных предприятий увеличились в 2,1 раза.

В 2 раза больше, по отношению к 2005 году, было построено жилых домов.

Объём инвестиций в основной капитал вырос в 2,52раза, а реальные располагаемые денежные доходы населения – в 1,64 раза.

Количество малых предприятий в области возросло на 64,5%. Объёмы производства выполненных работ и услуг малыми предприятиями за этот период увеличились почти вдвое.

Объём поступивших в 2010 году в консолидированный бюджет области налоговых и неналоговых доходов превысил уровень 2005 года в 2,1 раза.

За последние пять лет в регионе сложилась целостная государственная система социальной защиты населения. Объём её финансирования по сравнению с 2005 годом увеличился в 2,3 раза, составив в текущем году почти 6,4 миллиарда рублей. Это позволило в полной мере реализовать все публичные обязательства перед жителями региона.

Учреждения здравоохранения Тульской области получили беспрецедентные финансовые вливания, что позволило открыть ряд специализированных медицинских центров, работающих по межмуниципальному принципу, улучшить материально-техническую базу многих больниц, поликлиник, центров, повысить уровень квалификации медицинских работников.

За пятилетие рождаемость увеличилась на 21,8%, смертность уменьшилась на 11,8%, а естественная убыль населения сократилась на 30,3%. По итогам 2009 года показатели естественной убыли имели самое низкое значение за последние десятилетия.

За пять лет в сферу образования вложено более40млрд.рублей. По сравнению с 2005годом расходы консолидированного бюджета области в эту сферу возросли в 2,5 раза.

Впервые за много лет построены новые общеобразовательные учреждения - Большескуратовская основная школа в Чернском и Воскресенская средняя школа в Дубенском районах. На бюджетные средства проведена реконструкция Новомосковского и Кимовского детских домов, Ясногорского технологического техникума. Приобретено 389комплектов учебного оборудования, 85 школьных автобусов. 366 образовательных учреждений области получили автоматизированные рабочие места.

Мировой финансовый и экономический кризис, безусловно, внёс изменения в жизнь нашего региона, заставил скорректировать ближайшие задачи и подходы в сфере государственного управления.

В 2009 году в Тульской области наблюдался спад промышленного производства, снижение объёмов внешней торговли и, как следствие, понижение экономической активности в регионе.

Однако текущие экономические проблемы не отменили нашего стратегического курса, стержнем которого является диверсификация и модернизация экономики области.

«Один из главных уроков состоит в том, что, борясь с острыми проявлениями кризиса, нельзя замыкаться в текущих проблемах, нельзя забывать о долгосрочных целях, приносить в жертву принципы и интересы развития, а также, конечно, достигнутые социальные стандарты», - это слова Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Крайне важно было оперативно отреагировать на происходившее в наиболее «болевых точках», разработать и реализовать конкретные мероприятия, направленные на оздоровление ситуации.

В этих условиях наши усилия были сосредоточены на трёх главных направлениях.

Во-первых, это обеспечение конкурентоспособности региональной экономики и стимулирование деловой активности предприятий области. В основу был положен принцип государственно-частного партнёрства при реализации инвестиционных проектов. В итоге значительный приток капиталовложений в экономику обеспечил должный уровень напряжённости внутреннего рынка.

Во-вторых, регулирование рынка труда, переобучение и обеспечение занятости нашего населения. Сохранение специалистов было одной из главных задач. Действенная эффективная система социального партнёрства, реализация региональных программ по улучшению ситуации на рынке труда позволили удержать ситуацию и не допустить выхода на свободный рынок труда более 40 тысяч человек.

В-третьих, сокращение издержек в бюджетном секторе, включая меры по оптимизации текущих расходов и ресурсосбережению. Снижение поступлений в бюджет области заставило нас перейти к режиму жёсткой экономии средств, предполагающему достижение максимально возможного экономического эффекта от каждого бюджетного рубля. Сокращение расходов коснулось прежде всего средств на содержание управленческого аппарата.

Основные задачи того периода состояли в обеспечении устойчивости экономики и безусловном выполнении базовых социальных обязательств.

Сегодня мы говорим о том, что эти задачи выполнены.

Несмотря на неблагоприятные внешние условия и наблюдаемую умеренную рецессию региональной экономики в 2009 году, сохранилась положительная динамика ряда основных макроэкономических показателей социально-экономического развития области: объёмов инвестиций в основной капитал, сельскохозяйственного производства, строительства, денежных доходов населения.

Предварительная оценка итогов работы 2010 года позволяет обоснованно говорить о переходе экономики к стабильному развитию и росту.

За девять месяцев индекс промышленного производства по кругу крупных и средних организаций составил 116,1%. Финансовый результат работы крупных и средних организаций области составил 10,3млрд.рублей и вырос на 21,3%.

Успешно реализован ряд крупных инвестиционных проектов.

В первом полугодии текущего года компанией «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша» создано производство санитарно-гигиенической бумаги в г. Советске Щёкинского района. Акционерным обществом «Косогорский металлургический завод» завершён проект модернизации доменного производства. Компания «Юнилевер-Русь» запустила первую очередь комплекса предприятий по изготовлению мороженого. Введена в эксплуатацию первая очередь тепличного комплекса общества с ограниченной ответственностью «Чеховский сад» по производству срезанных цветов, компания «Авиаген» завершила строительство инкубатория для родительских пар бройлеров в Ясногорском районе.

В сентябре текущего года состоялось открытие ещё трёх крупных промышленных объектов: цеха по производству карбамида на Новомосковском «Азоте», первой очереди завода «Промет» по производству сейфов и металлической мебели в Узловой, первой очереди фабрики по производству изделий личной гигиены и картонной тары в г.Веневе компанией «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша».

Еще 23 крупных инвестиционных проекта в химической, металлургической, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, металлообработке, производстве стройматериалов планируется завершить в ближайшее время. Общий объём инвестиций по указанным проектам составит около 67 млрд. рублей.

В то же время, аномально жаркое лето 2010 года обернулось серьёзными потерями для агропромышленного комплекса области.

Общий валовой сбор зерна составил 908 тыс. тонн. Недобор к плану – 570 тыс. тонн. Окончательная урожайность зерновых с каждого убранного гектара сложилась в пределах 19,3 центнера против 28,4 центнера в прошлом году. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 9,8%. Производство молока снизилось на 6,3%, а в частном секторе - на 15,8%.

В связи со сложившейся ситуацией Правительством Российской Федерации предоставлен бюджетный кредит бюджету Тульской области для осуществления финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи, и направлены на закупку и заготовку кормов, приобретение семян, минеральных удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов и другие расходы, связанные с обеспечением сохранения поголовья скота и проведением сезонных полевых работ. Средства в объёме 274 млн. 700 тыс. рублей на ликвидацию последствий засухи сегодня поступили в бюджет области.

При этом уходящий год дал нам очень важный урок – хозяйствовать на земле нужно эффективнее. В сельском хозяйстве необходимо активнее осваивать современные агротехнологии, внедрять инновационные методы производства и переработки продукции, применять ресурсосберегающие технологии. Мы должны научиться получать стабильный результат независимо от капризов погоды.

Этот процесс должен затронуть не только крупные агрофирмы и фермерские хозяйства, но и личные подворья. Необходимо уделить должное внимание созданию условий для сохранения и наращивания сельхозпроизводства в хозяйствах населения, особенно в животноводстве. Причём на уровне области такие условия созданы, государственная поддержка предоставляется всем формам хозяйств. Только воспользоваться ей без помощи муниципалитетов сельскому населению очень сложно. В этой связи главам администраций следует разработать и внедрить такие формы работы с крестьянами, при которых откармливать скот, производить молоко, выращивать овощи людям станет выгодно.

В текущем году продолжается реализация 13 долгосрочных целевых программ по развитию жилищного строительства и строительству объектов соцкультбыта на общую сумму 3 млрд. 400 млн. рублей. За восемь месяцев текущего года переселено в благоустроенное жильё из ветхих и аварийных строений 158 семей.

На сегодняшний день на территории области организован ряд производств малоэтажного домостроения. Это как традиционные виды строительства (кирпич, дерево), так и инновационные, энергосберегающие технологии возведения жилых домов из пенополистиролбетона, каркасно-панельные деревянные дома, дома из металлоконструкций.

Мы провели большую подготовительную работу к отопительному сезону. Подготовлены 746 котельных и введены в эксплуатацию 10 новых модульных. Произведена замена 70 км ветхих тепловых сетей, 81 км ветхих водопроводных сетей, отремонтировано 307 тыс. кв. метров кровель жилых домов.

Завершена реализация инфраструктурных проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации. Построен мост через реку Оку в городе Алексине протяжённостью 487метров и объёмом капитальных вложений 1млрд. 429млн.рублей. В Новомосковске завершено строительство автомобильной дороги 1-й технической категории от города до автомагистрали «Дон» протяжённостью 17,3км, с объёмом капитальных вложений 5млрд. 788млн.рублей, а также объектов железнодорожной инфраструктуры с объёмом капитальных вложений 2млрд. 776 млн.рублей – грузовой станции Промгипсовая, соединительного пути станции «Урванка – Гипсовый» протяжённостью 2,5км, однопутного моста через реку Любовку протяжённостью 271метр.

Отмечу, что активная целенаправленная работа администрации Тульской области по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе создала условия для положительной динамики инвестиций в основной капитал, которая наблюдается в течение последних лет. Крупные российские и зарубежные компании охотно вкладывают свой капитал в экономику региона.

По нашим оценкам, в 2010 году инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования превысят 70 млрд. рублей и возрастут на 5-7% к соответствующему периоду 2009 года. Общий объём иностранных инвестиций в экономику области составит порядка 500млн. долларов США и вырастет на 3%.

Доходы от использования и реализации имущества, продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, оцениваются в 2010 году в сумме 1 млрд. 825млн.рублей, что выше поступлений 2005 года в 2,5 раза.

С начала года оборот розничной торговли увеличился на 9,3%, объём платных услуг населению - на 4,7%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году выросли на 11,1%. Среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий и организаций увеличилась на 8,9%.

Реализация региональной программы по снижению напряжённости на рынке труда позволила сдержать регистрируемую безработицу на уровне 1,56%.

Особое внимание мы продолжаем уделять вопросам семьи, материнства и детства.

«Забота о будущих поколениях – это самые надёжные, умные и благородные инвестиции». Эти слова Президента Российской Федерации очень точно определяют приоритеты нашего развития.

На сегодняшний день существенно расширены и распространены на все многодетные семьи меры социальной поддержки. Повышению статуса этих семей способствовало учреждение Почётного знака Тульской области «Материнская слава». Матерям, удостоенным награды, выплачивается единовременно 60,5 тыс.рублей, их детям – ежемесячно до достижения 18 лет - по 605 рублей.

Сегодня, как никогда, востребованы материнский талант и женская мудрость. Выражаю глубокую благодарность и признательность всем женщинам-матерям Тульской области за самоотверженный труд и ежедневный материнский подвиг.

Семьям с детьми, наряду с федеральными, выплачивается 11 видов региональных пособий и компенсаций выплат.

Продолжает развиваться институт приёмной семьи как наиболее отвечающий задачам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день в 511приёмных семьях воспитываются 964ребенка. И этот институт продолжает развиваться.

Самое серьёзное внимание администрация Тульской области уделяет и такому направлению, как охрана материнства и детства, развитие службы родовспоможения. Ведётся капитальный ремонт областного перинатального центра, созданы межмуниципальные родильные дома и отделения второй группы риска в Алексине, Ефремове, Новомосковске, Суворове и Щёкине.

По-прежнему актуальна задача снижения числа абортов, так как это - один из резервов повышения рождаемости и социальной ответственности общества за жизнь ещё не родившегося ребенка. По этой причине в этом году не родилось 12 тысяч детей. При этом только в 22 случаях из ста прерывание беременности делается по медицинским показателям. В результате проводимой политики по улучшению демографической ситуации количество абортов за последние 5 лет снизилось на 31%. Впервые в области количество родов в полтора раза превысило количество абортов.

На организацию отдыха детей в 2010 году объём средств бюджета области был увеличен почти в 4 раза и составил более 290млн.рублей. Это позволило сохранить основные формы детского отдыха, увеличить количество оздоровлённых детей и переломить тенденцию сокращения загородных оздоровительных лагерей.

Одним из приоритетных направлений деятельности администрации области является проведение целенаправленной работы по повышению качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, а также обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг.

Совместно с отделением Пенсионного фонда РФ по Тульской области реализован новый вид социального обеспечения неработающих пенсионеров – социальная доплата до регионального прожиточного минимума пенсионера.

Наш регион по количеству граждан, отнесённых к льготным категориям, занимает третье место после г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Бюджетом области в 2010 году на реализацию мер социальной поддержки в виде денежных выплат, в основном на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставлено порядка 5 млрд. рублей, что равно расходам на реализацию вышеуказанных мер таких областей как Орловская, Рязанская и Брянская вместе взятых.

Социальная нагрузка на бюджет составляет 64,5% или более 27 млрд. рублей. Несмотря на сложности, этот показатель сохранится, также как и все социальные выплаты.

Все меры социальной поддержки, действующие на территории области, будут сведены в Кодекс о социальных выплатах, что обеспечит ясность и доступность законодательства по их предоставлению льготным категориям граждан. К разработке такого кодекса уже приступили.

В 2010 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» первостепенное значение придается снижению смертности населения от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, от дорожно-транспортных происшествий, формированию у граждан мотивации ведения здорового образа жизни, сокращения потребления алкоголя и табака.

Хочу отметить важную роль здравоохранения в снижении показателей смертности населения от управляемых причин как одной из составляющих демографических процессов. Благодаря усилиям медицинских работников снизилась смертность от болезней органов кровообращения на 4,1%, от травм – на 12,2%, в том числе в результате ДТП –на 15,6%.

В то же время ситуация на дорогах области остается крайне сложной.

Во всех цивилизованных странах мира основополагающим принципом организации движения является неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, культуры вождения и поведения на дороге.

Управлению ГИБДД необходимо активизировать работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий и обеспечить неотвратимость наказания за нарушения водителями автотранспортных средств требований правил дорожного движения и безопасности при перевозке людей.

Отделению Транспортной инспекции следует усилить контроль за исполнением законодательства в сфере пассажирских перевозок всеми видами транспорта на территории области. Особое внимание нужно уделить усилению контроля за состоянием водителей и техники перед выходом на линии.

Нам нельзя терять людей из-за того, что у нас недостаточно организован процесс управления движением. Необходимо принять самые жёсткие меры к транспортным организациям, не обеспечивающим безопасность пассажирских перевозок.

Мы обязаны развернуть активную пропаганду культурного поведения за рулём, взаимного уважения всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, сотрудников ГИБДД, воспитывать в наших гражданах чувство ответственности за жизнь и здоровье ближних.

Только объединив усилия, мы сможем сделать наше дорожное движение комфортным и безопасным.

Ожидаемая продолжительность жизни населения области увеличилась и на начало 2010 года составила: у мужчин – 60, у женщин – 73,7 года. Последний показатель служит признанным индикатором качества жизни и здоровья населения. Его значение в существенной степени зависит от объёма государственных расходов на оказание медицинской помощи. Для примера: затраты на льготное лекарственное обеспечение одного человека в месяц в 2010 году составляют 1 тыс. 30 рублей, что на 27% больше уровня предыдущего года.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации в Тульской области разработан региональный план первоочередных мер по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2010 году национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Утверждены региональный план-график введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и критерии готовности образовательных учреждений к его реализации. Создан Региональный центр по методическому сопровождению этой работы в Тульской области. В качестве пилотных определены 39 общеобразовательных школ из 16 муниципальных образований области, в которых с 1 сентября 2010 года начались занятия на основе стандартов нового поколения.

В то же время, следует признать недостаточно действенными меры, принимаемые органами управления образованием в муниципалитетах по расширению самостоятельности образовательных учреждений области. Причём, как в управлении самим образовательным процессом, так и в финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Для повышения активности и конструктивности общественного участия в управлении образованием каждая школа, училище или колледж должны иметь управляющий либо попечительский совет. Только при этом условии деятельность наших образовательных учреждений станет действительно открытой системой, как того требуют современные реалии и наше время.

Для повышения доступности качественного образования в Туле создан и оборудован областной Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. На оснащение Центра и подготовку кадров, работающих в нём, из федерального бюджета и бюджета области направлено 51,5 млн. рублей.

В целях развития системы поддержки талантливых детей в нашей области регулярно проводятся научно-практические конференции по разным областям знаний, интеллектуальные марафоны, конкурсы, уверенно развивается олимпиадное движение. Число участников предметных олимпиад ежегодно возрастает на 10-15%. При этом каждый третий учащийся нашей области, из числа вышедших в финал Всероссийской олимпиады школьников, стал победителем или призёром.

Заботясь о физическом здоровье подрастающего поколения, мы в 2010 году увеличили размер средств бюджета области, выделяемых на питание учащихся 1-5классов общеобразовательных учреждений. Начата реализация новой меры социальной поддержки семей с детьми. Сегодня все учащиеся 1-5 классов обеспечены не только горячим питанием, но и молоком, и молочной продукцией.

2010-й год Указом Президента России был объявлен Годом учителя. Поэтому вдвойне приятно, что наш земляк Андрей Рузильевич Гарифзянов, учитель биологии и химии Волхонщинской средней школы Плавского района, стал победителем престижного Всероссийского конкурса «Учитель года». Совсем молодой, но уже состоявшийся педагог, эрудированный и творческий, он совмещает преподавание в сельской школе с научной деятельностью, учится в аспирантуре Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, подготовил 28 научных и научно-методических публикаций.

Для нас были и остаются приоритетными вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения – любви к Родине и своему народу. Решающую роль в формировании мировоззрения молодого поколения играют глубокоуважаемые ветераны. Это поистине великие люди, и их активная гражданская позиция служит ярким примером для всех нас. Дорогие наши ветераны! Низкий поклон и благодарность вам за то, что вы ценой огромных усилий подарили жизнь и свободу будущим поколениям. За то, что бережно храните и передаёте молодёжи поистине бесценный опыт самоотверженной любви к Родине, а также традиции братства и солидарности, единения и взаимопомощи.

Наша задача – сделать жизнь ветеранов как можно более радостной, насыщенной.

В рамках празднования 65-летия годовщины Победы в Великой Отечественной нами было проведено около 400 мероприятий с участием более 100 тыс. детей и молодёжи Тульской области.

Духовное состояние и нравственное здоровье подрастающего поколения как важнейшая составляющая развития общества и государства стала для администрации области предметом особой заботы. Эту работу мы выстраиваем в тесном взаимодействии с Тульской епархией Русской православной церкви.

Позвольте выразить Вам, Ваше Высокопреосвященство, искреннюю признательность за неустанные труды во имя духовного возрождения нашего общества, за государственный подход в понимании и решении проблем воспитания молодёжи.

Значительно расширились возможности населения Тульской области в получении объективной и своевременной информации. Благодаря реализации проекта по распространению распределительной сети спутникового телевидения и радиовещания региональные новостные программы в этом году доступны для просмотра 92% населения. Существенно увеличилась региональная интернет-аудитория.

На территории области реализуется концепция «Безопасный город», основанная на применении новейших технических систем для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. В текущем году удалось добиться сокращения общего числа зарегистрированных преступлений. Все основные показатели раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений превышают средние показатели по стране и Центральному федеральному округу. Успешному выполнению мероприятий по обеспечению правопорядка и общественной безопасности способствовала напряжённая работа правоохранительных органов области. В этой связи особую благодарность хочу высказать начальнику Управления внутренних дел по Тульской области Сергею Евгеньевичу Матвееву.

Итак, в текущем году завершается срок действия Программы социально-экономического развития Тульской области до 2010 года.

В процессе её реализации мы добились главного – слаженной работы всех участников процесса. Достигнутые показатели уже сегодня говорят о том, что мы работали не зря. Важен приобретённый опыт, успешно пройденный путь: от постановки задач и запуска механизмов – к поэтапному достижению конечного результата.

Экономический рост должен обеспечивать, в первую очередь, пропорциональный подъём качества жизни населения региона. Органы государственной власти, бюджетная система призваны выступить направляющей силой и катализатором этих процессов.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы подошли к новому горизонту планирования, к новой программе развития на последующие пять лет. Предстоит выделить приоритеты, наметить задачи, мероприятия и определить источники их финансирования.

Ближайшие годы будут временем модернизации, новых технологий, инноваций и информатизации общества. Лейтмотивом будущего развития станет конкурентоспособность региона, которая должна быть обеспечена путём создания региональных институтов развития базовых отраслей жизнедеятельности и повышением роли региональной власти в стимулировании экономических процессов.

Далее будет представлена Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года.

С учётом результатов комплексного анализа социально-экономического положения Тульской области определена следующая генеральная цель развития региона: обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей в условиях развивающегося гражданского общества.

Базовый принцип, определяющий построение механизмов реализации Программы, – это принцип «баланса интересов». Он подразумевает обеспечение соблюдения интересов федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества и общественных организаций.

Идеологической и методологической основой построения системы механизмов реализации Программы является Политика интенсивного социально-экономического развития Тульской области.

Политика интенсивного социально-экономического развития базируется на семи взаимоувязанных составляющих:

1.Политике эффективного государственного управления.

2.Справедливой социальной политике.

3.Стимулирующей бюджетно-финансовой политике.

4.Политике сбалансированного пространственного развития.

5.Политике инновационного развития производительных сил.

6.Конкурентной инвестиционной политике.

7.Ответственной экологической политике.

Начну с политики эффективного государственного управления. Её целевое назначение состоит в повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Тульской области, совершенствовании системы государственного управления.

Указами Президента России установлены требования к качеству деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления. На сегодня показатели, характеризующие работу органов исполнительной власти Тульской власти, имеют положительную динамику, но темпы снижения неэффективных расходов бюджета и повышения эффективности государственного управления должны быть кратно увеличены.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации в Тульской области последовательно реализуются мероприятия административной реформы. В связи с этим должно быть полностью завершено внедрение принципов управления по результатам в деятельность органов исполнительной власти. И аналогичной работы мы будем требовать от органов местного самоуправления, то есть управления по конечному результату. Неизменное внимание будет уделено повышению качества государственных услуг, снижению административных барьеров, повышению эффективности управления муниципальной собственностью.

В целях повышения эффективности управления развитием Тульской области будет создана автоматизированная система поддержки принятия управленческих решений, ориентированная на достижение заданных результатов. Внедрение данной системы позволит на основе комплексного экономического анализа обеспечить моделирование возможных сценариев развития ситуации и с учётом полученных результатов повысить обоснованность применения соответствующих мер государственного регулирования, обеспечить необходимый уровень оперативности и качества принимаемых решений, а также контроль их выполнения.

Кроме того, будет разработана географическая информационная система (ГИС) Тульской области для повышения эффективности государственного регулирования территориального и отраслевого развития.

Её внедрение значительно расширит возможности консолидации информации по отраслям социально-экономического развития в единой базе данных, объективного и независимого мониторинга состояния объектов и территорий, сократит время, затрачиваемое на поиск и обработку информации в промышленности, сельском хозяйстве, ЖКХ, МЧС, транспорте и других.

Реализация мероприятий по реформированию и развитию государственной гражданской службы Тульской области обеспечит распространение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий, основанных на применении инновационных методов оценки знаний и качества работы служащих, разработке индивидуальных планов развития и планирования карьеры служащих, механизмах формирования и обучения кадрового резерва.

Будет продолжена оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти Тульской области, повышена эффективность их работы, в том числе с применением механизмов аутсорсинга государственных функций. При этом своё развитие получит разработка правовых норм и механизмов профилактики коррупции в органах исполнительной власти и подразделениях аппар