Бурная жизнь губернаторского дома в Туле: часть вторая

icon 05/09/2020
icon 12:00
Важная новость
Бурная жизнь губернаторского дома в Туле: часть вторая

Автор:

Губернаторский дом на улице Свободы, еще недавно готовый разрушиться от времени, возвращается к жизни. Мы же вспоминаем по этому поводу бурные события в жизни города, свидетелем которых он был.
 
С первой частью материала можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
 
Арест губернатора
 
Тройницкий стал последним губернатором, который пребывал в стенах этого дома.
Буквально вскоре после его назначения сюда, под звуки славянских и национальных гимнов, приходили патриотические манифестации, приветствуя вступление России в мировую войну. 
 
17 июля 1914 г. (по старому стилю) к губернаторской резиденции направились колонны туляков, собиравшихся перед этим в кремлевском саду и перед Общественным собранием. 
 
«На углу Киевской и Площадной (проспекта Ленина и Каминского) манифестантами были выкинуты национальные флаги, – описывал газетный репортер. – У здания Благородного собрания манифестация остановилась и пропела «Боже царя храни!», пение которого далеко раздавалось в ночной тишине». Затем «…обе манифестации подошли к дому начальника губернии. В это время народу собралось около десяти тысяч человек. К собравшимся вышел начальник губернии. У дома губернатора раздавались возгласы «Ура!». Пропели «Спаси, Господи, люди твоя». 
 
Было выражено желание отправить государю императору телеграмму с выражением одушевляющих чувств. Десятитысячная толпа встретила предложение громогласным «ура». Губернатор объявил свою благодарность: за выраженные патриотические чувства. Послышались возгласы: «Да здравствует Сербия!» «Долой Австрию!» От дома губернатора соединившиеся манифестации с двумя оркестрами музыки впереди двинулись обратно по Киевской улице.
 
А уже через два с половиной года грянули совсем другие события.  
2 марта по старому стилю 1917 года в Туле были получены телеграммы из Петрограда, подтверждавшие свержение царя. «Лица у всех возбужденные, радостные. Многие друг друга приветствуют», – описывали в газетах состояние толпы репортеры. Под красными флагами, символизирующими надежды на завершение войны, к кремлю в этот день пришло несколько десятков тысяч человек. Слегка помитинговав, все двинулись к губернаторскому дому. Именно площадь перед этой резиденцией и стала местом основных событий нашей февральской революции. С пением революционных песен толпа двигалась не спеша, «чинно и благородно, с осознанием серьезности момента», как писали в газетах. Народ запрудил все тротуары в окрестностях дома. 
 
Вскоре к манифестантам вышел начальник губернии. От лица народа с ним разговаривали депутаты. Они высказали просьбу — освободить из тюрьмы политических заключенных. Губернатор ответил, что не имеет на сей счет никаких распоряжений. Но освобождение заключенных он представляет на волю народа, слагая с себя всякую ответственность. Фактически тем самым дав «добро», и около шести вечера в тюрьму направилась целая депутация.
 
Тем временем очень кстати привезли свежие московские газеты, и толпа набросилась на продавцов последних известий. У газетных киосков выстраивались длинные очереди, а тех, кто торговал с рук сразу же обступала толпа. 
Два с лишним часа, в течение которых депутация ходила за «политическими», толпа живо обсуждала прочитанные в газетах новости. На стихийно возникавших тут и там митингах провозглашались призывы о единстве и братстве. Но вот в половине девятого вечера послышались возгласы: «Идут! Идут!» Народ расступился, и в образовавшемся живом коридоре вскоре показались бывшие заключенные. 
 
Наступил вечер, но никто не расходился. Делать на площади возле губернаторского дома становилось нечего, и около двенадцати ночи толпа народа с развевающимися красными флагами и депутатами от рабочих во главе направилась к воронежским казармам, где объявили о случившемся перевороте и потребовали отпустить от имени народа арестованных солдат. 
 
Под утро многочисленные манифестанты под звуки «Марсельезы» повернули опять к дому губернатора. Около девяти утра губернатор Тройницкий был арестован. От самого дома его препроводили пешком по Киевской улице до кремля, где находилась гауптвахта. Туда же привели и вице-губернатора Шеншина. Естественно, посмотреть это зрелище нашлось немало желающих. Кроме них были арестованы начальник жандармского отделения Иелита фон Вольский, его помощник Павлов, полицмейстер Тулы Давыдов, его помощник Зубковский, начальник гарнизона генерал Бандровский и многие другие. Правда, Бандровского освободили потом одним из первых, т.к. он еще раньше заявил о своем безусловном признании Временного правительства. 
 
Через месяц бывшего губернатора Тройницкого, вице-губернатора Шеншина и начальника губернского жандармского управления Иелиту фон Вольского отправили в Петроград под конвоем в распоряжение министра юстиции Керенского. На этом история губернаторского дома в Туле закончилась. 
В ноябре 1917 г. здесь находился Военно-революционный комитет, созданный при
Тульском городском комитете РСДРП(б), который возглавлял Григорий Каминский. 
 
С 1946 года в здании находилось управление 38 гв. Венского воздушно-десантного корпуса, а также управление 106 гв. Воздушно-десантной Краснознаменной ордена Кутузова дивизии. После расформирования корпуса в 1955 году в здании до 2011 года продолжало находиться управление дивизии. 
С 2011 года здание было передано из министерства обороны в городскую муниципальную собственность.
 
 
Несмотря на то, что его признали объектом культурного наследия регионального значения, оно находилось в заброшенном состоянии. И вот теперь, похоже, у него начинается новый этап жизни.
 
Автор - Сергей Гусев.