В преддверии фундаментальных испытаний тульского «Дрозда-2». Будет ли защищена российская бронетехника?

icon 27/01/2020
icon 09:45
Главная новость Важная новость
В преддверии фундаментальных испытаний тульского «Дрозда-2». Будет ли защищена российская бронетехника?

Автор:

Бесспорно, комплексы активной защиты, равно как и комплексы навесной и встроенной динамической защиты 2-го и 3-го поколений, являются неотъемлемой компонентой сохранения боевой устойчивости механизированных подразделений сухопутных войск, прикрывающих укрепрайоны или осуществляющих наступательные броски на тех операционных направлениях, которые изобилуют десятками противотанковых ракетных комплексов противника, оснащённых моноблочными и тандемными кумулятивными БЧ с бронепробиваемостью 900+ мм за элементами динамической защиты.

Оснащение российской бронетехники комплексами активной защиты «Дрозд-2» в модификации ТКБ-0252 способно кардинально изменить баланс сил на важнейших стратегических направлениях Европейского ТВД.

На этом фоне крайне серьёзную пищу для размышлений в экспертных сообществах и на военно-аналитических фору-мах предоставила информация о начале натурных испытаний комплекса активной защиты (КАЗ) ТКБ-0252, также известного под шифром «Дрозд-2». По данным новостного издания «Российская газета», ссылающегося на документ с заказом испытаний, размещённый тульским АО «Конструкторское бюро приборостроения им академика А. Г. Шипунова» на портале госзакупок 17 декабря 2019 года, «опциональный пакет» подготавливаемого к испытаниям КАЗ «Дрозд-2» будет представлен не стандартными защитными снарядами (противоснарядами) ЗОФ53, ранее применяемыми в бое-комплекте первой модификации комплекса «Дрозд» («Изделие 1030М-01»), а перспективными защитными снарядами-перехватчиками ЗОФ77, ныне составляющими основу комплексов активной защиты «Афганит».

Как следствие модернизированная версия «Дрозда-2» (ТКБ-0252) сможет похвастаться рядом технологических пре-имуществ как перед штатной модификацией комплекса - «Дрозд-2», так и перед модернизированным «детищем» коломенской научно-производственной корпорации «Конструкторское бюро машиностроения» - комплексом активной за-щиты Т09-06 «Арена-М».

В первую очередь, защитные противоснаряды ЗОФ77 могут похвастаться наличием «гильзы» с более мощным мета-тельным зарядом, благодаря которому обеспечивается перехват атакующих снарядов на дистанциях более 20 - 30 м (в сравнении с 7 - 10 м у снарядов семейства ЗОФ53 штатных КАЗ «Дрозд/-2»).

Логично предположить, что данная особенность позволит многократно уменьшить вероятность повреждения или выведения из строя оптико-электронных прицельных средств (многоканального комбинированного прицела наводчика «Сосона-У», панорамного прицела командира) и радиолокационных модулей наведения самого КАЗ ТКБ-0252 «Дрозд-2» обороняемой единицы техники осколками перехваченных осколочно-фугасных снарядов, ПТУРСов, многоцелевых тактических ракет класса «воздух-поверхность» и т.д.

Более того, перехват снарядов противника на дистанции в несколько десятков метров заметно снизит риск попадания высокоскоростных осколков в элементы 4C24 динамической защиты «Реликт» с дальнейшим инициированием и, соответственно, «оголением» бронеплит перед бронебойными оперёнными снарядами кинетического действия. При уничтожении атакующих средств воздушного нападения на расстоянии 7 - 10 м от обороняемой единицы бронетехники подобный риск достаточно велик.

Во-вторых, по данным многочисленных военно-технических порталов, ссылающихся на компетентные источники, защитные противоснаряды ЗОФ77 оснащаются не стандартной осколочно-фугасной БЧ, а боевой частью типа «ударное ядро» с пространственной оптимизацией сектора отстрела «ударного ядра» непосредственно в направлении атакующего снаряда противника, что реализуется благодаря программированному инициированию определённого массива из не-скольких десятков взрывателей, размещённых на тыльной стороне контейнера с «ударным ядром».

Данный принцип перехвата аналогичен концепции кинетического поражения баллистических целей методом «hit-to-kill» (прямым попаданием), где в качестве кинетического перехватчика применяется либо управляемая сверхманевренная боевая ступень, либо ЗУР-перехватчик в целом. В случае с ЗОФ77 в качестве перехватчика применяется неуправляемое «ударное ядро», имеющее форму песта и скорость порядка 2,5 - 5 км/с. Следовательно, для его прямого попадания в малоразмерный осколочно-фугасный снаряд, противотанковый управляемый снаряд, реактивную гранату или сердечник бронебойного оперённого подкалиберного снаряда противника необходимо филигранно точное целеуказание, пере-данное компьютеризированному блоку управления группой взрывателей защитного снаряда ЗОФ77 за сотые доли секунды до момента критического сближения с перехватываемым снарядом.

Отталкиваясь от того факта, что ЗОФ77 не может быть адаптирован к размещению активной радиолокационной ГСН Ka/W-диапазонов ввиду технической невозможности перекрытия облицовки «ударного ядра» (чревато отклонением траектории его полёта), основным источником целеуказания для модуля управления инициированием взрывателей может быть лишь радиолокационный модуль КАЗ ТКБ-0252, размещённый на башне обороняемого танка и обладающий разрешением в 0,05 - 0,1 м, а также высочайшей производительностью устройства обработки радиолокационной ин-формации для минимизации времени реакции при работе по сердечникам бронебойных снарядов и другим скоростным
целям. Естественно, штатный радиолокационный модуль наведения комплекса «Дрозд-2» ранее не располагал элемент-ной базой с подобными возможностями.

Как следствие, нетрудно предположить, что комплекс «Дрозд-2» в версии ТКБ-0252 будет переоснащён миллиметровым 128-элементным АФАР-радаром класса «hard kill» от комплекса активной защиты «Афганит». Данное изделие располагает точностью порядка 0,29° и высокопроизводительной радиоэлектронной архитектурой приёмо-передающего тракта, обеспечивающей обнаружение и сопровождение сверхмалоразмерных сердечников бронебойных оперённых подкалиберных снарядов, приближающихся со скоростями порядка 1600 - 1700 м/с и имеющих ЭПР в тысячные доли квадратного метра, не говоря уже малоскоростных ПТУРС с эффективной отражающей поверхностью около 0,05 - 0,08 кв. м.

Как видите, в случае успешного прохождения контрольных испытаний и обретения оперативной боевой готовности комплексом активной защиты ТКБ-0252 «Дрозд-2», уже в обозримом будущем стоит ожидать заключения крупных кон-трактов между оборонным ведомством России и Центральным конструкторско-исследовательским бюро спортивного и охотничьего оружия (дочерним подразделением тульского АО «КБП») на поставку данных комплексов в мотострелковые и танковые бригады СВ России, что резко увеличит их боевую устойчивость на наиболее важных стратегических направлениях Европейского условного ТВД.

Между тем, «генетическая болезнь» комплексов «Дрозд-2» и «Арена-М», заключающаяся в невозможности перехвата ПТУРС, тактических ракет и управляемых артиллерийских снарядов, пикирующих на обороняемые юниты под углами более 45 и более градусов в режиме «горка», по-прежнему сохраняется, поскольку угломестная зона обзора радиолокационных модулей наведения ТКБ-0252 составляет лишь 20 градусов, в то время как транспортно-пусковые мортиры с защитными снарядами ЗОФ77 также неподвижны и не обладают устройствами регулирования угла доворота. Спасти ситуацию в данном случае может оснащение как радиолокационных модулей наведения, так и мортир электромеханическими приводами доворота в угломестной плоскости.