Уже одиннадцать лет совместная экспедиция Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и Института истории естествознание и техники РАН проводят комплексные исследования объектов и сооружений Ивановского канала. Это один из самых ранних гидротехнических проектов в России, лично задуманный Петром Великим и осуществлявшийся под его непосредственным контролем. Незаслуженно забытый сегодня, по своему значению, масштабам и месту в истории Ивановский канал для Тульского края такая же визитная карточка как Оружейный завод, Ясная Поляна, Поленово, Куликово поле, - пишет издание «ТулаБренд».

За прошедшие годы научные сотрудники Москвы и Тулы совершили десятки пеших маршрутов вдоль речных русел, внимательно присматриваясь к особенностям рельефа, древним валам, остаткам мельниц, спрямлённым речным руслам. Где-то приходилось плыть и на лодках, осматривая речное дно. Как ни странно, местное население до сих пор помнит о той грандиозной стройке, которая была здесь три столетия назад.

- Да тут рыли при царе Петре - рассказывают бабушки исследователям, указывая рукой на валы вдоль Дона.

Постепенно ученые начали понимать и соотносить архивные описания с теми объектами, которые сохранились до нашего времени. В шурфе, на глубине всего 80 см были обнаружены остатки каменного основания пола шлюза в виде скопления дикого известнякового камня, среди которого попадались большие глыбы известняка. В самом углу шурфа были расчищены два белокаменных известняковых блока с остатками известкового раствора, из которых были сложены стены шлюза. Оба блока были извлечены на поверхность и вскоре станут экспонатами будущей музейной экспозиции в Епифани, посвященной Ивановскому каналу.

И, если до будущей выставки еще далеко, то уже в конце этого года музей-заповедник «Куликово поле» выпустит книгу Игоря Юркина «Водный тракт Куликова поля», рассказывающую об Ивановском канале. Археологам же предстоит провести серию раскопов, чтобы проникнуть в тайны грандиозной стройки начала XVIII века.

Подробнее об этом читайте в материале «Археологи обнаружили остатки Епифанского шлюза».