Туляки «богатеют» по овощам, картофелю, крупам и сахару. Но «беднеют» — по рыбе и чаю

icon 25/06/2019
icon 18:20
Важная новость

Любопытные результаты дает анализ изменений покупательной способности среднедушевых доходов туляков за 7 лет в пересчете на натуральные показатели в виде 24-х наименований самых популярных продуктов питания. Оказывается, по большинству из них (в 18-ти случаях) наши доходы выросли. Однако по ряду позиций мы стали беднее…

Председатель редакционного совета «Тульского бизнес-журнала» Александр Савенков провел собственное расследование и предоставил любопытные результаты.

 Тонкости методик

За «сравнительные» периоды берем итоги 2011 и 2018 гг. В первом случае – первый «сытый» год после финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. Во втором – то же, но - после кризиса 2015-2017 гг.

Сразу отметим: мы в данном случае не рассматриваем зарплату. Хотя туляки – на хорошем счету в ЦФО. По средним размерам оплаты труда – практически 35 тысяч в месяц на человека в 2018 году – мы расположились на 4-й позиции в федеральном округе из 18-ти. Больше – в столице, Подмосковье и Калуге.

Однако объем денег, получаемых в виде официальных заработков, составляет в Тульской области менее 46% всей суммы доходов населения (в целом по России показатель – около 51%). Остальное – это пенсии, пособия, льготы, стипендии, декретные и прочие социальные выплаты. Плюс - доходы от предпринимательства (как официального, так и «теневого»).

Куда объективнее показатель – средний денежный доход на душу населения в расчете за месяц. Тут – все деньги, официальные и «подпольные». Он у нас за 2018 год – 27 593 рубля на жителя в месяц. Вполне себе скромное, среднее 8-е место в ЦФО.

Но и тут - своя тонкость. Если сравнивать данные по доходам в абсолютных единицах, без «привязки» к инфляции или ценам, картина получается зачастую необъективная. Например, наш средний доход в 2011 году был 19 675, а это – на 40% ниже, чем в прошлом году. Проще говоря, за 7 лет наши денежные доходы в рублях выросли в 1,4 раза! А в целом по России и ЦФО – «всего» в 1,27 раз.

Означает или это, что туляки «богатели» быстрее других жителей страны? Нет. Дело в том, что многие граждане страны за это время в реальности обеднели. Рублей на руках стало больше, но купить на них можно меньше. Есть такая особенность при рыночной экономике…

Пользоваться официальным показателем инфляции тоже некорректно. Он отражает среднее изменение цен почти на две сотни товаров и услуг. А людей интересует, в основном, еда, жилье, налоги, плата за ЖКХ.

И сразу – перекос. В том же 2018 году общий индекс инфляции составил в Тульской области 104,8%. А вот если взять 24 самых важных продуктов питания – то 109,7%. В целом по стране показатели по еде еще выше. Ну, и что народ запомнит сильнее: удешевление на 0,5% красной икры и золота или удорожание на 15-18% рыбы, масла, сыра?

А по «крупе, картошке и сахаре» мы - богаче!

И вытаскиваем на свет такой объективно-сравнительный экономический «маркер», как «покупательная способность среднедушевого денежного дохода жителя страны/региона» в пересчете на натуральные продукты питания. В приложении к нашей ситуации, один из вероятных вопросов звучит так: а сколько кг мяса курятины я мог купить на ВЕСЬ свой средний месячный доход в 2011-м, и сколько – в 2018-м? Получаем ответ – тогда, 7 лет назад, практически ровно 200 кг, а год назад – уже 245 кг. Тем самым, в данном виде продукта, мы за это время как бы стали богаче на 23%!

Приятно, правда? Два с половиной центнера курятины в месяц!..

Долго и тщательно сравниваем 24 показателя. И делаем несколько открытий.

Первое. Какой, по-вашему, продукт питания из перечня самых популярных на нашем столе – еще и самый дорогой? Оказывается, чай. Его на месячный доход можно купить всего 31 кг. Еще недешево обходится сливочное масло – 61 кг.

А самый дешевый – естественно, соль, 2 511 кг! Еще в количественном отношении вызывают уважение яйца куриные (5 815 штук), капуста (1 331 кг), лук (1 287 кг), картофель (1 212 кг) и мука пшеничная (1 016 кг). Можем позволить себе потреблять ежемесячно тысячами штук и тоннами! Правда, не поступаем так. Многовато будет.

Следующая взаимосвязь, а, вернее, её отсутствие. В большинстве случаев относительное удешевление не ведет к росту потребления того или иного продукта. Вот конкретный пример. Основные виды круп (гречка, перловка, пшено) стали за 7 лет «дешевле» в 1,65 раз. Но покупать их стали не лучше, а на 15-25% хуже прежнего.

Туляки – вне зависимости от кризисных или благоприятных условий – заметно меняют свой рацион. Они «уходят» от таких круп в пользу фруктов и овощей. К тому же, не забудем: крупы 10 лет назад сначала резко подорожали, а только через 3-5 лет начали дешеветь. Потребитель, судя по всему, «обиделся» и перешел на другие продукты…

Или - картофель. Он стал относительно дешевле в 1,5 раза. Но кушать мы его стали на 10% меньше прежнего. Со «вторым хлебом» вообще картина складывается странная. Полвека назад туляки потребляли его в среднем по 240 кг на человека в год. Десять лет назад – уже по 130 кг. Сейчас – по 105 кг (средний показатель по России – 120 кг). То есть за 40-50 лет мы снизили потребление картофеля более чем вдвое! И почти никто этого не заметил.

Сахар. Как бы стал относительно дешевле в полтора раза. Но едим мы его в прежних объемах. Кстати, многовато, по 35-40 кг на человека в год. Не меняется норма потребления и покупок. Нет прямой связи с ценой.

Кто тут держит статус-кво?

Впрочем, есть небольшой перечень продуктов, которые либо почти не изменились в «потребительской» цене, либо следуют тенденциям по росту/снижению стоимости и объемов потребления.

Самый уникальный из них – молоко. Показатель изменения цены – ноль. Могли купить 520 кг, сейчас можем – 522 кг. И потребление не изменилось. Оно, кстати, в Тульской области – одно из самых низких в Росси, на треть меньше, чем в среднем по стране. Понятно, что сказываются фактор небольшой доли младенцев и, наоборот, значительное присутствие пенсионеров в массе населения. Но не до такой же степени, чтобы так резко отставать! Загадка.

В общем, по молоку у нас – полный статус-кво. Стабильность.

А вот картина с хлебом. Он за 7 лет подрожал на 6%. И есть его стали на 5-8% меньше прежнего. По 90 кг на человека в год. Меж тем, полвека назад кушали по 180 кг. Тоже двукратное снижение. И за 7 лет – совпадение тенденций «цена - потребление».

Рис. Стал относительно дешевле на 5%. И примерно настолько же его стали больше покупать. Практически единственный пример из разряда круп, потребление которых не снизилось. Тенденции с ценой – совпадают.

Капуста и морковь – оба продукта относительно снизились в цене в 1,3 раза. Потребление выросло не так заметно (на 15-20%), но факт единства процессов спроса/предложения – присутствует. Тоже самое – по яблокам и другим местным фруктам-ягодам.

Масло подсолнечное – снижение цены в 1,2 раза. И в тех же пропорциях увеличилось его потребление. Это хорошо. Приближаемся к мировым нормативам.

Отрицательные примеры. Рыба мороженая стала относительно дороже на 17%, масло сливочное – в 1,3 раза. И по обоим продуктам питания – снижение объемов потребления. На 10-15%, однако, и тут тенденции (негативные) – налицо...

Разгадка «точечной» экономности туляков

Все выше сказанное не дает прямого ответа на вопрос. Почему туляки (как и большинство других россиян) до сих пор, четвертый год подряд, так жестко экономят на еде? Сегодня мы обогнали свои же потребительские возможности образца 2011-го, практически сравнялись по реальным денежным доходам с самым «сытым», 2014-м годом. Более того: с учетом резкого роста банковских кредитов, у нас теперь на руках явно больше денег, чем 4-5 лет назад.

Но питаемся мы – скромнее и даже скуднее. Очень заметный сброс потребления мяса говядины, баранины и даже столь любимой свинины (хотя они не очень-то и дорожают). Ушли вниз показатели по копченостям, многим колбасам, шоколаду, хорошим конфетам, цитрусовым и бананам. Серьезно ограничиваем себя по всем более-менее нормальным видам рыбы – мороженой, свежей, копченой. К хорошим сырам демонстрируем скромность. Опять же «урезание» по хлебу, картофелю.

Да, мы заметно нарастили потребление мяса птицы, масла растительного, местных фруктов-овощей, зелени. Но в сумме на еду все равно тратим – в реальном исчислении – меньше, чем в 2014-м.

Отгадка – изменение потребительских приоритетов. Еда ушла с первого места.

Зато шагает по стране поголовная автомобилизация. Туляки, к примеру, в первой десятке регионов России, где на каждые 100 семей приходится более 65 «четырехколесных друзей». Тут мы обогнали даже Москву.

Заметен процесс улучшения жилищных условий. Правит бал ипотека. А за нее нужно отдавать по 15-30 тысяч рублей ежемесячно. Вот вам и «минус» копченая колбаса.

Кстати, очень солидные суммы уходят не на покупку, а на капитальный ремонт (переделку) квартир и коттеджей. Нарастает процесс превращения скромных загородных дач в чудесные двухэтажные домики.

Все больше людей приобретают современную бытовую технику. Едут отдыхать за границу. Платят за обучение детей в ВУЗах и лечение у «личных» докторов.

Понятно, что никуда не делись 30-40% туляков, которые едва сводят концы с концами. Но доля не бедных земляков – понемногу растет. Иначе, как могли объемы продаж личных (новых!) авто вырасти у нас в 2018 году сразу на 24%?..