Как сообщает издание «Тульский Бизнес-журнал», за январь-июнь 2018 года в территориальную казну региона поступило 39,9 млрд рублей всех видов доходов. Или – 46,6% от объема, запланированного на весь год. Пока – никаких серьезных опасений за исполнение публичных обязательств со стороны правительства региона. Но определенные проблемы - есть.

Вся сумма поступлений «бьется» на два главных источника. Первый – собственные доходы областной казны в виде налогов и неналоговых поступлений. Эта сумма – 34,0 млрд рублей, или – 47,9% от расчетных годовых показателей. Вторая часть – безвозмездные поступления от федерального центра, главным образом, в виде бюджетных кредитов под 0,5-1,5% годовых, а также дотаций и субвенций. Тут показатель – 5,9 млрд рублей, или - 40,3% от обещанной общей годовой суммы в 14,7 млрд рублей.

Небольшое пояснение. Исходя из прошлого опыта, когда немалая часть доходов в казну приходит в последнем квартале года, данные за 6 месяцев считаются вполне нормальными, если показатель суммы составляет 43-45%.

А потому – из оглашенных выше цифр – следует, что собственные доходы у региона поступают «по графику». А вот безвозмездные суммы от Минфина РФ – с легким «замедлением». Впрочем, и это – привычно. Москва тоже исполняет основную часть своих бюджетных обещаний регионам в конце года, с учетом складывающейся ситуации. И пока здесь опасений нет.

Теперь о конкретных видах налоговых доходов.

НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – 11,9 млрд рублей, или – 47,6% от годового объема. Налог на прибыль предприятий – 9,5 млрд (53,6%), налог на имущество организаций – 2,8 млрд (48,6%), налог на совокупный доход – 1,9 млрд рублей (56,7%). Отлично.

И – акцизы: 4,73 млрд рублей, или – 41,4%. Причем, если на акциз по нефтепродуктам (бензин, дизтопливо и прочие ГСМ, которые реализуется, в основном, через АЗС) составил 1,8 млрд рублей (48,6%), то акциз на пиво – 2,7 млрд рублей, или – 37,3%. Напомним, что на весь 2018 год сумма акцизов на пиво запланирована в сумме 7,25 миллиардов.

Причины для отставания – действия законодательных органов власти всех уровней. Под лозунгом борьбы с алкоголизмом постоянно растут суммы акцизов (соответственно, и розничная цена напитка), введены запреты на продажу пива в пластике более 1,5 литров, закрыты уличные палатки, пиво «изгнано» из магазинов, расположенных в многоквартирных жилых домах, постановка на предприятиях дорого оборудования по учету напитка и т.п.

Таким образом, существенное отставание – только по акцизам на пиво. Общая возможная сумма недо- поступлений за год может составить 1,0-1,3 млрд рублей. Немало. Однако и тут пока трагедии нет.

Во-первых, могут вырасти поступления от НДФЛ и налога на прибыль. Тенденции к тому имеются.

Во-вторых, можно воспользоваться правом области увеличить сумму госдолга. Причем, разрешенный объем «добавки» – сразу до 9 млрд рублей! Пока этого нет (и, скорее всего, не будет), но кредитная линия на сумму в 2 млрд рублей открыта в одном из коммерческих банков. Можно взять в любой момент.

В-третьих, можно экономить на госрасходах – ремонте административных зданий, замене оборудования, мебели, сокращении кадров и пр. Что и происходит.

В итоге в Тульской области исчезло такое понятие, как «дефицит бюджета». По плану на 2018 год разрешено иметь такой дефицит в объеме «минус» почти в 7,0 млрд рублей, или – 8,2% от общей доходной части бюджета (по закону разрешенный максимум - до 15%). Соответственно, сейчас показатель дефицита должен быть в размере «минус» 2,0-2,5 млрд рублей. В реальности – за пять месяцев текущего года – обратная ситуация: профицит (превышение доходов над расходами) в сумме 2,0 млрд рублей!