Удушение заботой.

icon 26/05/2008
icon 08:50
Главная новость
Удушение заботой.

Автор:

Свой взгляд на проблемы малых и средних предпринимателей, о которых так часто идет речь в последнее время, излагает еженедельный деловой журнал «Профиль». Через пять дней после подписания президентского указа в защиту малого бизнеса сразу в нескольких городах — в Твери, Туле, Новосибирске, Липецке, Иваново и Воронеже — обычно аполитичные предприниматели вышли на улицы. Акции протеста бизнесменов докатились до Москвы и Санкт-Петербурга.

На мятежной Триумфальной площади столицы собрался весь цвет иномарок мира. От юрких Fiat и до помпезных Мersedes представительского класса. Это предприниматели России приехали протестовать.

«После указа стало еще хуже, — признается владелец серебристой «Тойоты-аурис» и частного ателье в Липецке Виктор Бурцев, приехавший в Москву на объединенный митинг малого и среднего бизнеса России. — Милиция и чиновники как с цепи сорвались. Количество проверок подскочило так, что моя работа парализована минимум на месяц, если не на пол-лета. Я бы, как обычно, откупился, но требуют столько, сколько я за год не зарабатываю. Раньше хоть умеренно брали. А теперь если не дам — выселят из моего подвала. Вот я и приехал сюда сказать президенту, что его забота вышла нам боком — условий никаких, вернее, они вышли за грань возможного».

Хотя на официальном уровне ставка на малый бизнес делается четко. По указу президента Медведева, вступающему в силу в июле, надзорным органам позволят проверять частные предприятия не когда им вздумается, а не чаще одного раза в три года. Местная прокуратура лишится права санкционировать бич коррупции — внеплановые проверки. Они станут прерогативой вышестоящих правоохранительных органов. От бабушек, крестьян-производителей и дачников на рынках и ярмарках не будут требовать кассовых аппаратов. И наконец, чтобы открыть собственное дело, не нужно будет спрашивать разрешения — достаточно уведомить налоговые органы о регистрации фирмы. Все эти либеральные реформы по замыслу их творцов должны поднять долю мелкого и среднего бизнеса в экономике страны с 10—12% сегодня до 33—35% к 2010—2011 году и довести эту долю до 60% к 2020 году. Чтобы, как в развитых странах, мелкий и средний бизнес составлял до половины национальной экономики, а то и до 70%, как в Японии.

Вот только планов громадье уперлось в невидимую стену.

Тульский кнут и московский пряник

На митинг в Москву в составе тульских предпринимателей не приехали Рустам Хыдыркулиев и Юрий Данилов. Они на следующий день после подписания президентского указа — 15 мая — объявили голодовку и до сих пор не выходят из нее. Затем к ним присоединились еще пять бизнесменов. Все началось с митинга тульских предпринимателей перед городской мэрией. Они протестовали против предстоящих аукционов по распродаже недвижимости, которую арендует мелкий бизнес, требуя сохранения сроков аренды, а затем приватизации помещений. Но ни мэр, ни его заместители не только не вышли к митингующим, но и отказались их принять. Чтобы привлечь к себе внимание общественности и властей, Хыдыркулиев объявил голодовку, вскоре к нему присоединился Данилов.

«Я бы об этой голодовке сказал так, — заявил в телефонном интервью «Профилю» заместитель мэра Тулы Олег Румянцев, — узкая группа лиц действует исключительно в личных интересах. Они заключаются в том, чтобы сформировать общественное мнение таким образом, чтобы добиться своих целей: по заниженной цене, можно сказать, за копейки, приобрести общегородскую собственность. Хотят — их дело. А администрация Тулы опирается исключительно на закон. Мы действуем в соответствии с прогнозным планом приватизации и нарушать закон не намерены».

«Как же не намерены? — возмущается тульский предприниматель Олег Кондратьев. — Есть представление городской прокуратуры №7.3/32, оно предписывает допустить до приватизации арендаторов, которые своими руками ремонтировали здания, вкладывались в них. А их теперь не только выселяют, но и не допускают до аукциона. Разве это не беспредел?»

Торги мэрия Тулы назначила на 2 июня. Не допущенные к ним предприниматели утверждают, что «зеленый свет» на аукцион дан исключительно тем фирмам, которые либо заплатили взятки за «победу», либо попросту являются подставными, а за ними стоят чиновники городской администрации, которые через аукцион «приберут к рукам плоды чужого труда», а потом через подставные фирмы будут сдавать в аренду помещения.

«У нас в Липецке, — говорит Виктор Бурцев, — мэрия уже выставила нескольких арендаторов на улицу, и они сворачивают бизнес. Но понимаете, в чем символика? Все это происходит под маркой выполнения президентского указа. Мол, бизнес должен быть прозрачным, и время взяток уходит в прошлое».

Вот демонстранты, собравшиеся в Москве, и пытаются доказать: исполнительная власть на местах создает видимость выполнения указа президента. На самом деле чиновники озаботились угрозой собственному благополучию и начали схватку за легализацию своего права брать мзду с бизнеса, но — «законно».

«Так ведь это же чиновничья стратегия, — убежден Олег Мешков, владелец магазина «Оптика» из Москвы. — «Хозяйский» подход к творческому осмыслению президентского указа в защиту малого бизнеса. Так в Москве по инициативе мэра Лужкова проталкивается идея создания фондов объектов недвижимости, якобы из-за дефицита помещений для продажи, а тем более — для строительства новых. Фонды определят квоты, и здания будут передавать предпринимателям по принципу ротации: либо тем, кто больше заплатит за аренду, либо тем, кто вновь придет на рынок. Следуя логике чиновников о ротации, действующий арендатор, который вложился в ремонт, должен сворачивать свою деятельность, чтобы передать эстафету следующему по сигналу «арбитра»-чиновника. Но тогда у нас не сложится не только династий в бизнесе, к которым призывают президент и премьер, но и элементарной устойчивости — одни начинающие и «рвачи».

Мышеловка

Однако региональные власти занимают иную позицию. Они выступают против появления в среде предпринимателей класса рантье, которые, приватизировав помещения, как показывает опыт Москвы и городов Сибири, оставляют профильный бизнес и живут за счет сдачи в аренду и субаренду приватизированных помещений.

Потому и придумана схема с фондами недвижимости, куда можно попасть через систему аукционов. Теоретически для участия в аукционах мелкие предприниматели могут воспользоваться кредитом в банке. Тем более что банки охотно идут на кредитование малого бизнеса. Потенциальная емкость рынка, по данным исследований РБК, составляет порядка $30 млрд., из которых освоено менее $8 млрд.

Однако и проблемы входа в этот сегмент куда сложнее, чем в потребительском кредитовании: опять взятки, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивания специальных технологий по выдаче кредитов малым предприятиям.

«Затраты на работу с малыми предприятиями не могут быть такими же, как на работу с заемщиками из корпоративного сектора, — делится наблюдениями Алексей Кирьяков, вице-президент и начальник управления поддержки продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса «ВТБ 24». — Окупаемость вложений в малый бизнес не быстрая».

Еще жестче настроены сами предприниматели.

«Я не самоубийца, чтобы брать кредит в банке под 25—28% годовых, — говорит Алексей Кондрашин из Твери, занимающийся ремонтом обуви и мелким металлоремонтом. — Кредит — это мышеловка. Возьму 200 тыс. евро, а 250 тыс. верну? Это если не проштрафлюсь. А то и все 90—100 тыс. сверху. А штрафы будут гарантированно. Для того и выдаются такие кредиты: заранее согласовываются схемы «сотрудничества» по так называемому «оприходованию» оборотных средств, выделяемых федеральным центром на развитие малого и среднего бизнеса. Если проще, то я получу кредит на развитие и аренду только тогда, когда «добровольно» поделюсь им с банком и городскими властями. Что это для меня значит? Разорение. В лучшем случае — «распил» бюджетных средств, за который, если что не так, меня же сделают крайним».

Кондрашин говорит, что он подумывает продать дачу тещи и свой джип, а недостающие деньги занять у товарища. И считает эту форму кредитования — единственно разумной и работающей в условиях государственного рэкета, пришедшего на смену бандитским «крышам». «Пока нет конкуренции между банками и права выбирать банк мне лично, а не по совету-приказу мэрии или администрации, — считает Кондрашин, — брать кредит — самоубийство».

Государственные холопы

«Я бы мог пойти на торги, — делится впечатлениями предприниматель из Тулы, просивший не называть его имени, — даже знаю негласную цену входного билета. Но вот в чем проблема. Количество взяток, которые я даю, увеличилось, а взамен покровители не делают ничего или просят еще. Раньше с бандитами было проще. Они брали один раз и прикрывали от проблем. Эти вежливые. Говорят: «Извини, торги на конкурсной основе. Ты проиграл в честной борьбе. Жди следующего аукциона». Мол, готовь «добавку».

О державном высокомерии чиновничества, рассматривающего малый бизнес не как опору экономики, а как опору собственного благополучия, свидетельствуют и материалы, стекающиеся в комитет по собственности Госдумы. Так, в обход указа президента главы сразу нескольких регионов — Астрахани, Иваново, Тулы, Твери — выступают против предоставления предпринимателям права выкупа арендуемых ими объектов муниципального имущества. Точнее, они до вступления в силу президентского указа выставляют на торги недвижимость. Но передают ее не мелкому бизнесу, а, объединяя лоты, либо переводят ее в хозяйственное ведение муниципальных предприятий, либо продают ГУП при администрациях, чтобы потом «рулить» все теми же мелкими арендаторами.

При этом противоречивую позицию занимает Госдума. На ее рассмотрении находится законопроект №193202-4, по которому срок приватизации арендуемых предпринимателями помещений истекает в 2009 году. А закон до сих пор не принят. Более того, его рассмотрение, намеченное на 4 июня 2008 года, опять перенесено.

«Я бы не драматизировал ситуацию, — говорит Владимир Головнев, первый заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы. — Проект закона мы рассмотрим в июне, а пока он правовым управлением ГД возвращен на доработку. В том числе и по защите предпринимателей — и по снятию лишних административных барьеров, и по изменению налоговой политики, и по праву аренды и приватизации. К тому же теперь его надо приводить в соответствие с президентским указом от 14 мая».

Однако, как считают многие эксперты, исполнительная власть элементарно давит на законодательную, чтобы отсрочить принятие закона, позволяющего мелкому бизнесу обрести хотя бы «жилищную» независимость от местных властей.

«Чиновники хотят управлять всем, — убеждена Яна Боровицкая, координатор движения «Лига арендаторов Госимущества» (Санкт-Петербург), — под это стремление они и пытаются подвести законную базу: до истечения срока приватизации — 2009 года — создать фонды недвижимости, которыми будут руководить именно региональные власти. Так возникает угроза самого страшного финала: закон позволит решать судьбы арендаторов не на федеральном уровне, а на местном. Что это означает? Победу чиновничьей хитрости. Пока проект закона будет отложен на доработку, органы местной власти оперативно создадут фонды, включив в них новый класс государственных «крепостных» — арендаторов, и на всю страну провозгласят, что оказали поддержку малому бизнесу. При этом промолчат о главном — кто будет управлять этими фондами. Они, чиновники, через частные фирмы. Так, начиная с Тулы и Астрахани, взяла старт «реформа» по созданию новой формы холопства вместо свободного предпринимательства».

Реформа для коррупционеров

Как прогнозируют эксперты Высшей школы экономики и Госдумы, в ближайшее время схватка за толкование и исполнение президентского указа по защите малого и среднего бизнеса развернется вокруг того, кто будет исполнять указ и будущий закон №193202-4 — федеральная или региональная власть. Практика показывает, что всегда из таких подковерных игр победителями выходят местные чиновники. Схема проста: закон принимается любой, но вскоре обрастает отсылочными нормами — дополнительными толкованиями, инструкциями и распоряжениями. Ими и руководствуются «слуги народа». То есть не законом, а собственноручно разработанными дополнениями к нему.

«Фактически идет неподконтрольный обществу и законодателям нормотворческий процесс, — говорит Сергей Митрохин, заместитель председателя партии «Яблоко». — Парадокс в том, что законодатели не контролируют разработчиков отсылочных норм. Что это, как не серьезный коррупционный фактор? Отсылочная норма и есть форма коррупции — дополнения к закону не проходят гласного обсуждения и общественного контроля. Правда, чиновники подстраховываются контролем «рабочих групп», но они носят рекомендательный характер. То есть необязательный. Именно правление непрямого действия отсылочных норм, которые дают право чиновнику регулировать экономические процессы, и создает негативную обстановку для экономики и инвестиционного климата. Ведь через отсылочные нормы чиновники в регионах определяют, кому предоставить право той же аренды или экономической деятельности, а кому нет. Это и есть прямая подмена закона — государственная коррупция».

Вот с этим главным лозунгом — «Остановить ведомственное нормотворчество, питающее коррупцию!» — и вышли предприниматели России на улицы столицы. Как считают эксперты ВШЭ и Госдумы, для исключения всякой, даже минимальной, возможности нормотворчества чиновничества на местах нужно принимать федеральные законы прямого действия с механизмами реализации, прописанными в самом законе, а не в дополнениях к нему. Правда, когда на митинге зашел разговор о том, как добиться, чтобы такие законы работали, тверской бизнесмен Алексей Кондрашин скептически ухмыльнулся.

«Вон смотри, — показал он на парад-парковку иномарок за памятником Маяковскому. К концу митинга их набралось столько, что они загромоздили полплощади. — Видишь? Стандартный набор — «опели», старенькие «БМВ» и «мерсы», много джипов, но больше «корейцы» и «китайцы», чем «японки». «Лады» даже затесались. Совсем редко — «лексусы» и «гелендсвагены». Я сегодня был возле Тверской, 13. Там, на парковке правительства Москвы, ни одной вот этой «мелочи». Сплошь — люксовые «мерсы» последней серии, «Ауди-спорт-купе» за 200 тыс. евро, итальянские «спорти». Понимаешь? Никто и ничего не боится. Что уж про закон говорить? Вот когда эти чиновники пересядут на машины, на которые они способны заработать, тогда, может, что-то изменится».