Главные доходы тульского бюджета: четыре налога, два акциза, поддержка федеральной казны

icon 15/02/2016
icon 11:50

Согласно данным сайта Минфина Тульской области, общая сумма поступлений всех видов налоговых и иных платежей в консолидированный бюджет региона за 2015 год составила 75,423 млрд рублей. Что превышает ранее утвержденные плановые показатели на 60,0 млн рублей, или – на мизерные 0,08%. Невероятная, просто  снайперская финансовая точность!

Трудная работа - угадать и исполнить

Процесс планирования доходной части консолидированного (территориального) бюджета на год вперед – процесс невероятно скрупулезный и сложный. Ибо речь идет сразу о многих бюджетах, которые в сумме составляют конечную сумму. Это сумма бюджетов всех муниципальных районов и городских округов (с разбивкой на бюджеты отдельных поселений со статусом муниципалитета) плюс – отдельно – бюджет Тульской области, который содержит основные социальные статьи и программы, а также множество видов дотаций для районов, городов и поселений. А «сверху» - еще и безвозмездные поступления с федерального уровня в виде дотаций (поддержка по «широким» направлениям расходов, льготы и т.п.) или субвенций (жестко увязанные, целевые суммы на конкретные объекты и виды трат). Давайте не забывать, что наш регион, хотя за последние годы и заметно снизил свою зависимость от поддержки федерального центра, пока все еще остается дотационным субъектов страны. Таковыми являются 73 из 85-ти регионов России. Главные «доноры» - территории, где добывают газ, нефть, алмазы и золото. Плюс - столица и Подмосковье.


И вот, вся эта рассчитанная полтора года назад громада показателей практически полностью совпала с реальностью. Так бывает чрезвычайно редко. Но у нас – случилось.


Отметим, что «за скобки» этой  системы выведены пенсии и федеральные пособия отдельным категориям граждан. Они в бюджете отсутствуют, так как эта система – общегосударственная, формируется за счет доходов Пенсионного фонда России. Учитывая, что в Тульской области пенсионеры составляют 31% от всего населения (в целом по РФ – 27%), а еще есть инвалиды и другие нетрудоспособные слои, мы – за счет перечисления социальных платежей от работающих граждан - обеспечиваем свои потребности по пенсиям лишь на одну треть. Остальное дает федеральный центр. Это к тому, что размеры пенсий и пособий по инвалидности, платежам по уходу за ребенком и многие другие меры финансовой поддержки населения – в руках у правительства страны. Областные власти имеют возможность регулировать лишь отдельные надбавки или – при наличии средств – вводить собственные доплаты. У нас они существуют (например, областной материнский капитал, льготы для ветеранов труда областного уровня и т.п.), но их не так много. Тульская область – устойчивый в финансовом плане регион, но не лидер.


Про основные платежи

 
Теперь о том, откуда же шло пополнение консолидированного бюджета нашей губернии в 2015 году. Максимальная сумма поступлений – 19,657 млрд рублей (недотянули до «плана» 1,1% ) – от НДФЛ. Речь – о налоге на доходы физических лиц. То, что прежде называлось «подоходным налогом», который уплачивает каждый, кто трудится, и отдает в казну 13% с зарабатываемых сумм. Заметим, что в сравнении с данными за 2014 год платежи выросли, но – не смогли компенсировать потери от инфляции (рост потребительских цен в прошлом году составил 12,9%). Наши реальные заработки - в своей покупательной способности – упали на 2,0% (в целом по России – на 3,9%).


На втором месте – 16,97 млрд рублей – на прибыль предприятий и других субъектов экономики. Это не только опережает темпы инфляции, по слегка – на 0,58% - превосходит плановое задание. Приятно. Но есть нюанс.


Немалая доля в этой сумме – влияние резкого падения валютного курса рубля. Давайте не забывать, что по объему экспорта своей продукции в страны зарубежья, туляки – на третьем месте в ЦФО. И хотя продажи металла и продукции предприятий химии в 2015 году у нас в натуральном выражении снизились, за счет увеличения рублевой массы и реальной прибавки продаж тульского оружия прибыль выросла. И платежи по этому налогу – тоже.


Далее – акцизы на пиво, которые составили 6,33 млрд рублей. Почти совпадение с плановым уровнем. Но – в полтора раза меньше, чем в 2014 году. За счет резкого роста акцизов, цена на пенный напиток выросла, его продажи заметно упали. Сразу заметим, что акцизы на производимые в регионе алкоголь (434,3 млн рублей) и чистый спирт (37,75 млн рублей) по своим масштабам невероятно низки. Дело в том, что почти все заводы данного профиля в Тульской области простаивают (новости о них заключаются лишь в том, что их периодически перепродают). А компания «Медведь», получившая от областного правительства миллиардный грант за рекордное пополнение казны в 2013-2014 гг., свое производство в Кимовском районе свернула.


Еще 2,89 млрд рублей – акцизы от нефтепродуктов. Они – как и прочие платежи данного профиля – выплачиваются вне зависимости от реализации. Произвели пиво (водку, спирт), завезли в область бензин – и сразу перечисляем акциз. Бензин и дизельное топливо продаются неплохо, пиво – совсем наоборот. Так что в последнем случае производитель несет  убытки…


Два крупных по объемам налога: на совокупный доход (2,89 млрд) и на имущество предприятий (4,32 млрд рублей). Экономика региона в прошлом году развивалась позитивно, отсюда – и результат.


Маленькие секреты «неглавных» налогов


Есть такой платеж – транспортный налог. Не самый большой, за прошлый год - 1,186 млрд рублей. Специально поясним, что доля платежей населения региона, у которых имеются транспортные средства, это 40-45%, около 500 млн рублей. Меж тем, на строительство и ремонт всех дорог в Тульской области региональная казна потратила почти 5 млрд рублей. То есть владельцы авто- и мототехники своими платежами покрыли одну десятую часть расходов.


Поэтому лозунг «Я плачу налоги - где хорошие дороги?» с экономической точки зрения не вполне справедлив (хотя хорошие дороги, конечно, нужны). А вот если власти увеличат сумму налога в десять раз, сделают его целевым – т.е. будут направлять только на содержание дорог – тогда такой лозунг с чистой совестью можно повесить на заднее стекло автомобиля. Но это вряд ли случится: даже небедный владелец авто за 3-4 млн рублей не выдержит платеж за обладание своим авточудом в размере 200-250 тысяч рублей в год.


От использования или продажи имущества, принадлежащего области или районам, получено в казну 1,428 млрд рублей. На 4,1% больше, чем предполагалось ранее. Неплохой результат.


А вот платежи за добычу полезных ископаемых мизерны, 167,23 млрд рублей. План, конечно, выполнен. Но сумма – не впечатляет. После уничтожения в 90-е годы ХХ века угольной отрасли, наш регион исчез из списка субъектов России, где добыча полезных ископаемых играет заметную роль в экономике. Хотя запасы угля или соли у нас – огромны. А по залежам асбеста – вторые в России. Но его на 50 лет отдали в разработку немецкой компании.


Общая сумма безвозмездных поступлений с федерального уровня – 13,29 млрд рублей, на 2,5% больше плана. Здесь - прямые дотации с субвенциями в областной бюджет, помощь районам и городам по целевыми программам. Несмотря на немалую сумму, тенденция по данному виду наполнения доходной части региональной казны – четкая: поступления из года в года снижаются. Причина для нас как бы приятная – промышленность работает хорошо, финансовые возможности области растут. Но в сложных экономических условиях снижение прямой бюджетной поддержки – не слишком вдохновляющий фактор.


«Ближние» перспективы


У нас в экономике – 650 тысяч работающих на территории родной губернии людей. Еще – почти 100 тысяч трудятся в других регионах России, а 60-70 тысяч числятся «самозанятыми» людьми, работая неизвестно где и непонятно кем. А также десятки тысяч юридических лиц, сотни крупны и средних предприятий, 180 тысяч работников сферы малого предпринимательства. Почти два десятка самых разных отраслей экономики – от оружейного дела до сельского хозяйства и строительной индустрии .


Но главная «налоговая заслуга» – за промышленностью (обрабатывающая сфера), где трудится около 130 тысяч человек. Здесь – две трети налогов. Первое место – химия, далее – пищевая переработка (включая алкоголь и пиво). Потом - металлургия и, наконец, оборонная отрасль и гражданское машиностроение. Финансовое влияние стройиндустрии, легкой промышленности, банковского дела, деревообработки и еще десятка других «малых отраслей», увы, невелико.


Сегодня главный «наполнитель» бюджета – Новомосковский химический гигант «Азот», подразделение российской корпорации «ЕвроХим». После четырехлетнего периода коренной модернизации производства, он удвоил свои налоговые отчисления, доведя их до 9 млрд рублей в год. Вторая сточка – тульское подразделение пивоваренной компании «Балтика», почти шесть миллиардов (почти вдвое меньше, чем два-три года назад из-за упомянутого роста акцизов и снижения объемов реализации).


Из других крупных плательщиков отметим «Тулачермет», «КБП», «Сплав», «Туламашзавод», «Межрегионгаз Тула», Тульское отделение РЖД, «Щекиноазот», Косогорский металлургический завод, «Черепетская ГРЭС». Вся торговля – 22% от общей массы налогов, малый бизнес в целом – 18%...


О перспективах и ожиданиях прироста налоговой массы.


Та же химия, с учетом роста поступлений от Щекинского «Азота», где в настоящее время идет модернизация производства. Возможно – от металлургии, но сегодня на эту продукцию – невысокие цены на международных рынках. Плюс – только что введенные заградительные тарифы против российского стального проката в ЕвроСоюзе (туляки его не делают и не экспортируют, однако на «Тулачермете» начали возводить подобное производство). Конечно, оборонка, но – при наличии устойчивого государственного заказа, как за три последних года. И при решении проблемы кадрового дефицита по рабочим профессиям. Непрогнозируемые ожидания от проекта по строительству китайского автозавода в Узловском районе – наши восточные партнеры исходят из собственных интересов и конъюнктуры спроса, а она пока очень нехороша.


В общем – непросто наращивать налоговые сборы. Однако шансы справиться с такой задачей есть. Если, конечно, не ставить перед собой совсем уж завышенных рубежей…


Источник: business71