К компании, которая разрабатывала транспортную схему Тулы за 15 миллионов рублей, есть много вопросов

В истории компании «Радар» нашли много серьезных вопросов

icon 01/02/2024
icon 12:30

© ООО «Агентство дорожной информации Радар»

ООО «Агентство дорожной информации Радар»

Наше издание уже освещало историю с контрактом по проведению научных работ для разработки комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения Тулы. Этот контракт стоимостью в 15 миллионов рублей администрация города заключила с компанией «Радар» из Перми в мае 2023 года. В настоящее время контракт с компанией расторгнут в одностороннем порядке по инициативе администрации Тулы, идут тяжбы в Арбитражном суде, так как фирма оспорила разрыв контракта.

В этой связи мы заинтересовались детальностью пермского «Радара» в других регионах России, как оказалось, подобных судов с администрациями городов у фирмы числится немало. Поэтому со своей стороны постараемся внести ясность в происходящие события и изучить, насколько это возможно, бэкграунд этого юрлица.

Контракты на сотни миллионов

Информации о предмете нашего исследования в сети, увы, не так уж и много, но и не сказать, что ее совсем нет. Насколько известно из открытых источников, компанию ООО «Агентство дорожной информации Радар» создали еще в 2002 году, она зарегистрирована в городе Перми, то есть на рынке она работает уже более 20 лет. Основной профиль деятельности - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Основной владелец фирмы – Михаил Якимов, директор компании – Александра Нестерова. Выручка «Радара» за последние три года, с 2020 по 2023 гг. оставляет желать лучшего, упала с 13 миллионов в 2020 году, до 11 миллионов рублей в 2022, за 2023 год пока информации нет. В прежние годы, к примеру, в 2019 году денег в компании зарабатывали куда больше – более 41 миллиона рублей. Почему упала выручка, не совсем ясно, согласно справочным данным ООО «Агентство Дорожной Информации Радар» за последние 10 лет являлась поставщиком в 44 государственных контрактах на сумму 192 миллиона 783 тысяч рублей. Основные заказчики – Минтранс Пермского края, департамент транспорта администрации города Перми. Контракты с ними заключены на 31,5 и 20,8 миллионов рублей соответственно. Далее идет администрация города Кемерово со своим контрактом на 19 миллионов, потом администрация Тулы с контрактом на 15 миллионов, МУ «Комитет по Транспорту, Потребительскому Рынку и Предпринимательству» республики Бурятия. Есть и множество контрактов на меньшие суммы, но упоминать о них вряд ли стоит.

Отметим главное – компания тесно работает с администрацией Перми и Пермского края, с минтрансом края заключено 2 больших контракта, с департаментом Перми – 10 контрактов. По большей части, все контракты «Радара», как можно догадаться, связаны с разработкой схем оптимизации транспортных схем городов и проведение научных изысканий на эту тему. И вот с этим у компании почему-то возникали проблемы не только в Туле, но и в других городах России. В картотеке арбитражных судов, где в том или ином виде фигурировало «Агентство Дорожной Информации Радар» содержится информация о десятках судебных разбирательств. Некоторые из них интересны, и даже попадали в поле зрения местных СМИ. Расскажем об этих полузабытых ныне историях, они крайне интересны.

«Работа антинаучна»

Например, компанию «Радар» привлекали в 2017 году к разработке маршрутной сети в Березниках, во втором по величине городе Пермского края. Правда, итог работы привел к возмущениям со стороны частных перевозчиков, а местные жители откровенно не понимали, для чего были нужны такие изменения. О руководителе аналитического отдела «Радара» Ирине Фоменко  местные СМИ сообщали, что она баллотировалась в заксобрание Пермского края от ЛДПР, однако на кампанию она почему-то не потратила ни рубля.

В 2019 году администрация Томска отсудила у компании 305 тысяч рублей неустойки, специалисты «Радар» на 71 день просрочили срок исполнения контракта. В 2020 году администрация Перми отсудила у компании 70 тысяч рублей.

Кроме этого, компания занималась обследованием пассажиропотоков по межмуниципальным маршрутам Архангельской области. По этому контракту они должны собрать данные о пассажиропотоке и оценить баланс расходов и доходов перевозчиков, работающих на таких маршрутах. Работа закончилась выяснением отношений в Арбитражном суде. Юристы «Радар» позже подали иск к министерству транспорта Архангельской области о взыскании 939 тысяч 698 рублей, в том числе 892 тысяч 500 рублей долга за работы, выполненные по государственному контракту и 47 тысяч 198 рублей неустойки. Как оказалось, министерство транспорта направляло истцу мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг и отказалось выплачивать деньги. Это объяснялось тем, что по техническому заданию научно-исследовательская работа включала в себя описание 96 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, а фактически, работа выполнена в отношении 81 межмуниципального маршрута. Правда, судебную тяжбу в министерстве транспорта в итоге проиграли и все деньги выплатили.

Самое интересное случилось при разработке новой схемы маршрутной сети в городе Дзержинске Нижегородской области в 2017 году, за этот проект администрация заплатила «Радару» 1,8 миллиона рублей. Новая схема маршрутной сети вызвала большой скандал и какое-то время активно обсуждалась в местных СМИ. Выяснилось, что требования населения подрядчик проигнорировал, не объясняя в аналитических материалах причин этого явления. Ликвидация популярных и доступных по стоимости проезда маршрутов сильно взбудоражила дзержинцев. Горожане собрали более десяти тысяч подписей и направили их в администрацию, а также губернатору и президенту страны.

Правоохранительные органы города позже работали по заявлению местной Общественной палаты, где основательно изучили проект новой маршрутной сети общественного транспорта, разработанной «Радаром». Труд был представлен как научно-исследовательская работа, но по факту таковой, по мнению экспертов, не являлся. Заключения питерской «Ассоциации транспортных инженеров» и нижегородского «Института транспортных систем» Общественная палата презентовала на пресс-конференции, посвященной этому событию. Основной вывод экспертов – работа «Радара» не только антинаучна, но и не соответствует техническому заданию муниципального контракта, а также ухудшает условия передвижения по городу и, в общем, не может быть реализована на практике. Общественники направили экспертизы в правоохранительные органы и потребовали возбудить уголовное дел о мошенничестве. Уголовное дело тогда возбуждать так и не стали.

Так что как видим, к проектам «Радара» относительно транспортных схем в городах, возникало много вопросов. Причем, возможно, и уголовно-процессуальных.

Тем не менее это не мешает фирме каким-то загадочным образом участвовать в контрактах и тендерах на миллионы рублей по всей России, и выигрывать их. Посмотрим, чем закончится судебная история в Туле, у фирмы, как показывает практика судебных разбирательств, есть все шансы выиграть судебный процесс и получить деньги.