Современные секты: что скрывается за ними и как защититься
Современные секты: что скрывается за ними
© ООО "Региональные новости"
Они называют себя связующим звеном между Богом и человечеством, обещают вылечить болезни силой мысли, предсказывают дату Армагеддона и гарантируют «истинное счастье». На сегодняшний день в Тульской области насчитывается около 150 сектантских групп и оккультных объединений. Мы поговорили с заместителем руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ и узнали как выглядят секты в эпоху социальных сетей.
- Какие секты вообще сейчас существуют по типам? И какие из них есть в Тульской области?
- Сейчас в современном сектоведении принято делить секты на две категории — классические и тоталитарные. Классические существуют уже достаточно давно, часть из них свое начало берут в 19 веке. Тоталитарные же секты возникли в послевоенный период, во второй половине 20 века . И эти секты как раз отличаются от сект классических: они взяли на вооружение способы психологических манипуляций с целью привлечения к себе новых адептов, либо удержание внутри секты, то есть используют определенные техники психологического воздействия. Лидеры этих сект выстраивают организацию деятельности так, чтобы все адепты были подчинены непосредственно им. В Тульской области представлены оба типа сект. Есть классические — «Адвентисты седьмого дня», баптисты, ну и, соответственно, тоталитарные — «Неопятидесятники», «Свидетели Иеговы»* (запрещенная в России экстремистская организация), а также ряд других сект.
- Какие из них самые опасные?
- Как правило сектоведы говорят, что самая опасная секта это та, в которую попали ваши близкие. А так, прежде всего, это секты экстремистского толка, которые настраивают людей агрессивно по отношению ко всем тем, кто иначе верует, а также неоязыческого толка, поскольку там присутствует крайняя агрессия по отношению к православным людям, которых большинство в нашем регионе. Опасны секты такие, в которых людям обещают исцеление от различных недугов, есть секты восточного толка, например, «Сахаджа-йога», пришедшая из Индии. Там обещают через медитацию получить исцеление от различных заболеваний. Когда человек доверяется сектантам бывает так, что не обращается к врачам, а пытается вылечиться в таких псевдооздоровительных группах.
- Как вы считаете, как изменились секты за последние двадцать лет в России?
- В этой ситуации правильнее говорить не как изменились секты, а какие потерпела изменения их деятельность. За последние 20 лет изменения коснулись методов миссионерской деятельности. Большая часть самых распространенных сект в стране появилась в 90-е годы, их внутренняя жизнь особо не поменялась, поменялись методы их вербовки. С развитием интернета секты активно переместили свою миссионерскую деятельность в интернет и ведут ее там. Они активно осваивают современные технологии по привлечению в свои ряды новых членов через социальные сети, а у некоторых из них даже есть свои собственные сайты, каналы на YouTube, где ведется вещание, транслируются богослужебные собрания, выходят рекламные и обучающие ролики.
- Стало ли их больше с появлением интернета?
- Правильнее сказать, что у них появилась возможность через интернет вещать на более крупную аудиторию, привлекать к себе внимание большого количества людей. Если раньше занимались к себе привлечением новых людей рядовые сектанты "из уст в уста" или расклеивали объявления на улице, что и сейчас остается, то теперь им достаточно в социальных сетях создать страницу или сайт и заниматься пропагандой собственных учений и взглядов там. А что касается "больше или меньше", как таковых сект не намного стало больше за эти два десятилетия. Конечно, появляются какие-то новые секты, но чаще всего на новых местах открываются отделения уже существующей секты. Принципиального нового не появляется, то есть мы имеем дело с различными комбинациями ранее известных лжеучений. Единственное, что можно сказать, что за последние 20 лет, во всяком случае, в Тульской области несколько сократился численный состав сект. Если брать нулевые годы и наши годы, то в некоторых сектах число адептов сократилось даже в половину. Одна из таких, действующих в Туле, «Слово жизни»: если в середине нулевых порядка ста человек посещали их собрания, то сейчас в районе сорока. И это касается не только приведенного мной примера.
- А с чем это связано?
- Здесь множество факторов, но один из них - это конечно же то, что пусть немного, но выросла религиозная грамотность населения. Понятно, в каком состоянии находилось религиозное просвещение в Советском Союзе, поэтому бывшие советские граждане плохо ориентировались в религиях, попадали в секты зачастую по незнанию, не понимали, что это за организации и какую она опасность несет. Сейчас не всякий поддастся такой вот уличной и интернет-вербовке, будет задавать неудобные вопросы. Но ещё важную роль играла общая ситуация в 90-е годы: для многих людей секта была какой-то опорой в тяжелое время, им обещали всяческую помощь и поддержку, когда они в них попадали. Созданные единоверцами за рубежом, американские секты занимались распространением гуманитарной помощи, некоторые только из-за этого начинали посещать те или иные секты. Например, с конца 80-х годов активно начинает действовать секта " Адвентистов седьмого дня". Их духовная академия и община находится в поселке Заокский. Как мне рассказывали местные жители, что в нулевые годы, в момент, когда перестали раздавать гуманитарную помощь, численность общины немного сократилась.
- А какой контингент людей сейчас наиболее склонен к вступлению в подобную организацию?
- Это контингент, который всегда был склонен. Это люди, испытывающие какие-то жизненные проблемы, неурядицы, переживающие потерю близких. В этот момент, если на пути человека появляется опытный вербовщик, есть опасность, что он может попасть в ту или иную секту. Там ему обещают понимание, поддержку, решение проблем. Также в группе риска подростки и молодежь, особенно те из них, которые ищут самоутверждения или испытывают какие-то проблемы в общении. Этих ребят могут привлечь, обещая им помощь, поддержку. В любой секте создается такая псевдосемейная обстановка, там начинают проявлять в пришедшему человеку огромное внимание, интерес, окружают его такой заботой, любовью. Даже есть специальный термин «бомбардировка любовью». Естественно, человека это привлекает, он начинает ощущать, будто его новые друзья - это самые близкие люди, которые только могут быть.
- Как можно уберечь своих близких от этого? Например, подростков?
- Прежде всего, надо сказать, что лучший способ защиты - это знать свою традиционную веру. Если человек будет крепок в своей вере, хорошо ее знать, то никакой сектант его с пути сбить не сможет. Что касается подростков, стариков, то здесь конечно же нужно проявлять внимание. Как к подросткам со стороны их родителей, так и к старикам со стороны уже их детей. Если человеку одиноко, то его легко затащить в секту, его там окружают мнимой заботой и, конечно же, он будет склонен вновь и вновь посещать собрания, где его поддерживают, проявляют к нему интерес.
- А если уберечь уже не получилось, то как донести до человека, что он в опасности, что ему врут? Как правильно себя вести?
- Проще это сделать, когда человек только-только начинает делать первые шаги и посещать секту, здесь стоит обратиться к специалисту: наш отдел такую консультативную помощь оказывает, мы беседуем с людьми, родственниками тех, кто попал в подобную организацию. Мы пытаемся донести до них информацию о том, что это за организация. Но это бывает сложно делать, когда человек уже какое-то время находился в секте, там уже на него активно повлияли. Прежде всего, мы даем следующий совет: ни в коем случае не нападать на него, не устраивать скандалы по этому поводу, но и не поддерживать его новые интересы. То есть пытаться выводить его на разговоры, постепенно подводить человека к тому, чтобы он почитал какую-то критическую информацию о той организации, в которой он находится. Необходимо проявлять любовь и заботу, при этом ни в коем случае не притворяться, что вы разделяете его новые взгляды. А самое главное - не допускать разрыва отношений с этим человеком, поскольку это будет только на руку той секте, в которую он попал, ведь поле этого разрыва его будет проще удерживать и с ним работать. Например у «Свидетелей Иеговы»* (организация признана экстремистской) есть строгое правило внутри секты: если кто-то из родственников не разделяет взглядов, то с ними следует прекратить любое общение, даже не здороваться на улице.
- А бывают ли какие-то безопасные организации?
- Вообще, не каждая секта обязательно наносит какой-то вред, есть секты, лидеры которых не ставят перед собой задачу завладеть вашим имуществом и не калечат психику своих последователей. Но есть и те, как правило, они экстремистского характера, которые способны принести серьезный вред человеку. Если брать секты, действующие под видом «христианских церквей», то там присутствует обязательное внесение десятины, т.е. каждый адепт должен ежемесячно отдавать секте десятую часть своих доходов. Также постоянно организуются сборы дополнительных пожертвований. Я однажды присутствовал на собрании одной из тульских неопротестанстских сект, которая расположена в Мясново, называется «Церковь Святой Троицы». Я лично наблюдал, как пастор вышел на сцену и обратился к присутствующим со словами о том, что Бог вспомнит этот день, этот час, эту сумму, которую вы положите в мешок, и более того, даже те чувства, с которыми вы будете отдавать деньги. То есть такие дополнительные сборы, помимо десятины, в сектах практикуются. Есть лидеры сект, желающие завладеть как можно большим количеством материальных благ своих последователей. Например, основатель церкви Саентологии говорил, что заработать миллион долларов можно путем создания собственной религии.
- А как вы считаете этим людям нужна помощь в адаптации к жизни вне секты?
- Да, конечно, нередко бывает нужна помощь психологическая, но, прежде всего, духовная. У нас священник беседует с людьми, пострадавшими от сект, а также с ними работает психолог, помогает разобраться в себе, решить какие-то проблемы. Со стороны Церкви такая помощь оказывается, в том числе в нашей Тульской епархии, в нашем миссионерском центре.
- Что бы вы посоветовали людям, которые сейчас находятся в подобной организации?
Я бы посоветовал им задуматься, не закрываться от разного рода информации, в том числе критической по отношению к той организации, в которой они находятся. Нужно быть объективным, изучать все «за» и «против», а не просто следовать за лидером. Всегда необходимо проявлять здоровое критическое мышление.