Тульский историк Олег Кузнецов: «Причиной беспорядков в Дагестане является социальный фактор»

Тульский историк Олег Кузнецов рассказал о причинах беспорядков в Дагестане

icon 31/10/2023
icon 06:07

© фото: ТН

фото: ТН

Известный российский историк-медиевист и кавказовед Олег Кузнецов  прокомментировал события в Дагестане «Тульским новостям». По мнению эксперта, причиной беспорядков стали, прежде всего,  социальные факторы, а также большое количество студентов с Ближнего Востока, обучающихся в вузах Дагестана.

- Как вы уже знаете, 10 октября на заседании Национального Антитеррористического Комитета директор ФСБ, генерал армии Александр Бортников совершенно недвусмысленно и открыто заявил, что оперативная ситуация на республиках Северного Кавказа оставляет желать лучшего, - сказал Олег Кузнецов, -  следовательно, уже тогда у нашей госбезопасности была если не точная оценка ситуации, то по крайней мере приблизительное понимание ситуации на Северном Кавказе, что далека от благополучной. Показательно и то, что в регионах, особенно с преимущественным мусульманским населением, где социально-экономическая обстановка стабильна, например, там Татарстан, Чечня ситуация не выходит из под контроля, до такого рода эксцессов не доходит. Дагестан же является неблагополучной с социально экономическом отношении регионом, эта республика является источником внутренней трудовой миграции. В Тульской области проживает от 20 до 30 тысяч уроженцев Дагестана, которые сюда бежали от бытовой и социальной неустроенности. В тех субъектах федерации, где социально-экономическая стабильность находятся на достаточном уровне, в тех субъектах главы регионов работают десятилетиями, там ничего не происходит.  В Дагестане за последние 20 лет поменялось 7 руководителей региона, не успеваешь привыкнуть к одному, сразу назначают другого, соответственно, власти до конца ситуацию в регионе не контролировали и не контролируют.

Еще один фактор, который по мнению историка существенно  повлиял на ситуацию в Дагестане, - большое количество иностранных студентов приезжающих к Россию по линии Россотрудничества на основании различных межгосударственных соглашений.

- Так случилось, что Дагестан стал регионом, где сосредоточено большое количество студентов из арабских стран, - говорит Олег Кузнецов, - ну а постольку, поскольку Россотрудничеству гораздо проще подбор потенциальных кандидатов отдать на аутсорсинг, чем самим заниматься проверкой этих людей, то иностранцы из стран Ближнего востока нам приезжают в основном по линии «Хизбаллы» и «ХАМАСа», то есть к нам едут на получение образования дети религиозных радикалов и даже сами радикалы, и они, соответственно, обучаясь в одних группах с местными студентами мусульманами, заражают их своими идеями. Это также объективная реальность, также надо понимать, что основная движущая сила тех, кто вышел на улицу в Дагестане, это молодёжь, а она в силу своих психологических и физиологических особенностей,  крайне радикальна, во всех странах мира, вне зависимости от вероисповедания и национальность. Молодёжь часто радикально относится к жизни, если же все  помножено на бытовую неустроенность Дагестана в целом и соседство с мусульманскими студентами, обработанными  по линии «Хизбаллы» и «ХАМАСа»,  то все это образует ту самую гремучую смесь, которая и взорвалась. Это в первую очередь, не религиозный протест, перед нами совершенно конкретный социальный протест, которыйприобрёл религиозную окраску, это все те же реакции, которые у нас происходят в центральной России из-за сложившейся социально-экономической ситуации.

По словам Олега Кузнецова, он часто общается тульскими мусульманами и  не видел в них какой-либо агрессии по отношению к Израилю.

- Они прекрасно понимают, что причиной произошедшего является не религиозный фактор, а экономический, - продолжает эксперт, - ну и конечно, нельзя сбрасывать  со счетов «Хизбаллу» и «ХАМАС», прокси Ирана, их интересы. Только нужно понимать, что что Ближний восток это в основном суннитские страны, вот та же Сирия это алавиты и, соответственно, как такового глобального мусульманского единства нет и быть не может. Более того, Сектор Газа с 1947 или с 1948 года с момента образования Израиля до Войны Судного дня 1967 года находился под оккупацией Египта и даже являлся составной частью Египта. Западный берег реки Иордан был включён в состав королевства Иордания, так что самим арабам Палестина не сильно-то и нужна. Там нет ни арабского, ни мусульманского единства. Там идёт большая война, за деньги за ресурсы. Ну и отголоски этой войны за ресурсы мы наблюдаем сейчас и в Российской Федерации.

Как считает историк, в Тульской области ситуация так в целом спокойная, хотя сотрудники министерства внутренних дел переведены на усиленный порядок несения службы.

- Никаких вот проявлений религиозного экстремизма в Туле не было и нет, - продолжает Олег Кузнецов, - по одной простой причине, - власти сотрудничают с религиозными группами а также с диаспорами.  У нас совершенно отчётливая социально-экономическая стабильность, в том числе и стабильность по вопросам мигрантов из мусульманских стран. В этом смысле у нас нет социально экономической почвы для каких-либо протестов, прикрываемых религиозными идеями.