Тульский терапевт Надежда Сафронова: Врач должен любить людей
© Фото из личного архива Надежды Сафроновой
К 115-летию Тульской городской клинической больницы скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина «Тульские новости» подготовили несколько интервью с врачами, работающими там. Это и молодые специалисты, и медики, отдавшие своей профессии всю жизнь.
Сегодня публикуем беседу с заведующей терапевтическим отделением Городской поликлиники № 1 Надеждой Александровной Сафроновой.
Надежда Александровна, как и когда началась ваша медицинская карьера?
- Я окончила в 1984 году 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. Сразу после него начала работу участковым терапевтом в 4-й городской больнице Тулы, а в 89 году пришла работать в 1-ю городскую больницу. Я стала здесь работать цеховым врачом, потом участковым, потом врачом общей практики. С 2007 года я зав. отделением врачей общей практики, ну и совмещаю как врач.
Что такое цеховый врач?
- В те годы практиковалась цеховая служба, когда врачи обслуживали определённые предприятия. Я, например, обслуживала тульское ОКБА и ТНИТИ. Цеховый врач сидел на приёме в поликлинике и принимал работников предприятия. Один раз в неделю мы выезжали на предприятие, там смотрели больных, проводили профосмотры. И также мы ездили по вызовам к своим работникам на дом по всему городу. Приходилось ездить на Косую Гору, в Заречье, в Криволучье, но зато я знала всех своих пациентов.
Когда вы учились в медицинском институте, практику проходили в Туле, в этой поликлинике?
- Да, проходила интернатуру в Туле, в том числе, на базе 1-й городской больницы.
То есть с Ваныкинской больницей вы познакомились ещё на этапе обучения. Скажите, под чьим руководством вы начинали?
- Я начинала работать под руководством Дубровского Михаила Григорьевича. Это был прекрасный доктор, который возглавлял поликлинику при 4-й горбольнице, а потом его назначили главным врачом в 1-ю горбольницу. И с 1989 по 1997 год я работала здесь участковым врачом под его руководством. Также моими наставниками были Акимова Наталья Козьминична и Терещенко Лариса Борисовна. Наталья Козьминична была заведующей поликлиникой, когда я пришла сюда работать. А Лариса Борисовна была заведующей отделением цеховой службы. Когда я перешла на работу участковым врачом, заведующей уже была Наталья Степановна Черных. Это человек, которому я благодарна до сих пор. Она научила меня всему. Она научила меня врачевать, работать с людьми, она научила меня выходить из любых сложных ситуаций. Она учила и административным методам работы. Это человек, с которым можно было всегда обо всем посоветоваться. Это, наверное, был мой самый главный учитель.
Расскажите немного о Михаиле Дубровском.
- Михаил Григорьевич - необыкновенный человек. Во-первых, он был очень человечный, к нему можно было подойти по любому вопросу - по профессиональному, по семейным обстоятельствам. Была такая история. Когда мы начинали работать, ещё не было категорий. Для того, чтобы получить категорию, надо было написать аттестационную работу. Он меня вызывает к себе и говорит: «Ты почему не пишешь аттестационную работу?» Я отвечаю: «У меня нет сил – полтора участка, двое маленьких детей». Нет, давай писать! И он меня посадил в своем кабинете и говорит: «Давай с тобой план сделаем сейчас, через неделю придёшь ко мне, доложишь». Он сумел меня подстегнуть, мотивировать. Благодаря ему я очень быстро написала эту аттестационную работу.
Как изменилась поликлиника за годы вашей работы здесь?
- Она поменялась в хорошую сторону. В 80-е в стране начался врачебный «голод», у нас в поликлинике к началу двухтысячных годов была укомплектованность всего где-то на 30-35%. Помещения очень долго не ремонтировались, у нас не было оборудования. В 2021 году произошёл грандиозный капитальный ремонт поликлиники благодаря Алексею Геннадьевичу Дюмину и федеральной программе. Мы теперь работаем в прекрасном помещении, с современным оборудованием. У нас есть фиброгастроскопия, колоноскопия, два новых аппарата УЗИ. У нас можно сделать холтер ЭКГ, прекрасно оборудованы ЛОР-кабинет, гинекологический. С кадрами тоже все налаживается – сейчас в поликлинике работает 33 врача-терапевта. У меня в бригаде работает 9 врачей-терапевтов на 14 участках, это очень хороший коэффициент совмещения. К нам приходят врачи-целевики, у нас есть практически все узкие специалисты, кроме гастоэнтеролога и нефролога. Сочетание профессионализма наших врачей, укомплектованности кадрами и хорошего оснащения способствует тому, что люди получают более качественную медицинскую помощь, а это наш самый главный долг.
Насколько развит институт наставничества в вашем отделении?
- Вы знаете, вот у меня в бригаде 9 врачей, и из них только один работает долго, все остальные - молодёжь, которые работают год, два, три. Когда они приходят, в первую очередь они знакомятся с заведующим отделением, то есть со мной. Я им рассказываю о том, как надо работать, рассказываю все подробности лечебного и диагностического процессов, и практически каждый день они заходят ко мне по несколько раз с разными вопросами, и все это решается.
Молодёжь охотно идёт в эту сферу деятельности?
- Судя по моему жизненному опыту, кто пришёл в первый раз после окончания института в поликлинику, и она ему понравилась, тот остаётся на всю жизнь. Некоторые уходят в стационары, говорят, что они никогда не смогут работать в поликлинике, потому что у нас надо решать все молниеносно, у нас времени думать намного меньше, чем в стационаре.
Как вы считаете, какие главные отличия молодых, современных врачей от врачей старшего поколения?
- Молодые специалисты больше ориентированы на современные информационные технологии. Это современные реалии, это естественно. Я думаю, в этом есть и хорошая, и плохая сторона. Замечательно, что у врачей есть возможность при необходимости быстро найти подсказку в трудной ситуации благодаря интернету. Но, с другой стороны, они меньше читают именно книги и реже советуются со старшими, более опытными товарищами. Но тут, я думаю, много зависит и от нас самих – как и чему мы будем их учить.
Расскажите, пожалуйста, об интересных случаях из своей практики.
- Сразу на память приходит такой случай. Когда я уже работала участковым врачом-терапевтом, ко мне продолжали ходить ещё люди, которые работали на предприятии, где я была цеховым врачом. Однажды пришла моя пациентка и попросила посмотреть ее дочку. Они были в Москве в 5 разных клиниках, и девочке никто не мог поставить диагноз, у неё были пятна на коже. Хоть такое напрямую не имело отношения к общей терапии, я приняла их и при осмотре обнаружила уплотнения на коже. По всем признакам определялась склеродермия. Такой диагноз трудно поставить, я проконсультировалась с коллегой (мы работали в соседних кабинетах), и она со мной согласилась. И в институте ревматологии наш диагноз подтвердился.
А так, наверное, у нас вся жизнь необычная, потому что каждый день кто-то теряет сознание, кого-то мы реанимируем, кого-то отправляем в стационар срочно. Для врачей это рутинная, повседневная работа. Мне приходилось за годы работы выявлять инфаркты и инсульты, сталкиваться и с острой кишечной непроходимостью, и с аппендицитами, и с переломами. Вот, например, женщина у меня была - несколько дней у нее держалась температура под 39, озноб, тупые боли в животе. УЗИ ничего не показывало. Я её понаблюдала день и отправила в отделение патологии печени и желчевыводящих путей. И там нашли камень в желчных протоках, который не видно было на УЗИ.
Без преувеличения, вы спасаете пациентам жизни. Такая способность ставить точные диагнозы вызывает восхищение.
- Вот кстати, когда я училась в школе, в 9 классе, пришла однажды в поликлинику, сижу у кабинета врача и думаю - какая же она там умная, я сейчас войду, скажу несколько слов, она на меня посмотрит, послушает и скажет, чем я болею. Возможно, такие мысли и подтолкнули меня к желанию учиться этой профессии.
Какое, по вашему мнению, главное качество для человека вашей профессии?
- Я думаю, любовь к людям и самоотверженность. Как пример. Однажды наш окулист шел на работу во вторую смену. И увидел на улице мужчину – он шел, спотыкаясь, одежда грязная, голова в крови. Доктор подошел к нему, спросил, нужна ли помощь. Оказалось, этот мужчина глухонемой. Доктор буквально за руку довел его до поликлиники. И у входа встретились им наши хирург и травмотолог, которые уже закончили работать в свою смену. И они не ушли, остались, осмотрели этого мужчину, оказали ему первую помощь, обработали рану, вызвали «скорую помощь», чтобы перевезти его в травмотологию. Были с ним, пока все не уладилось, все трое, хотя окулист, казалось бы, вообще ни при чем. Вот в этом и заключается наша работа – помогать людям в любых ситуациях.
Читайте также об истории Ваныкинской больницы:
Дмитрий Ваныкин: монополист-ритуальщик и меценат
История жизни первого главного врача Ваныкинской больницы
Как врач из Петербурга стал душеприказчиком Дмитрия Ваныкина