Активисты броуновского движения

icon 18/06/2014
icon 11:35

©

Какие тульские депутаты могли бы лишиться мандатов за отступничество от своих партий?

 

На недавней встрече с президентом РФ Владимиром Путиным председатель партии «Справедливая Россия» и руководитель одноимённой фракции в Государственной Думе Сергей Миронов обозначил такую проблему: избран человек депутатом по партсписку, а дисциплину не соблюдает, голосует, как хочет, из партии его исключили, а выгнать из фракции и лишить полномочий закон не позволяет.

 

Чтобы исправить это досадное для оппозиции недоразумение, справедливороссы внесли поправку, согласно которой, если депутат, который прошёл по спискам партии, исключён из партии, если он не работает в соответствии с тем обязательством, которое он на себя брал перед партией и перед избирателями, то фракция имеет право обратиться в Государственную Думу, и на основании этого обращения Государственная Дума может проголосовать и лишить депутатского мандата такого депутата. Миронов попросил Путина поддержать эту идею, заявив, что все четыре фракции в принципе согласны с такой позицией.

 

Президент высказался в том духе, что, если фракции согласны, тогда у него не может быть возражений, правда, оговорившись: нужно услышать мнение всех лидеров фракций.

Возможно, лидер «эсеров», жалуясь главе государства на отступников, имел в виду и депутата Госдумы Игоря Зотова. Он был избран в нижнюю палату парламента от Тульской территориальной группы кандидатов, выдвинутых «Справедливой Россией». И, едва получив заветный мандат, заявил о том, что  покидает ряды этой организации и намерен возродить проект «Российская партия пенсионеров», которая в 2006 году стала одной из структур, собственно и образовавших «Справедливую Россию» вместе с Партией жизни и «Родиной».

 

При этом формально Зотов остаётся членом фракции «эсеров» в Госдуме, но связанным себя фракционной дисциплиной не считает и временами голосует вразрез с бывшими товарищами. По закону депутат не может покинуть фракцию, и выгнать его оттуда нельзя. Единственным основанием для утраты мандата может стать его вступление в другую партию, которая официально зарегистрирована Минюстом. Парадокс в том, что Игорь Зотов, возглавив возрождённую Партию пенсионеров, не стал её членом – приблизительно так же, как в своё время беспартийный президент Владимир Путин был лидером «Единой России».

 

Впрочем, Зотов – не единственная «головная боль» Сергея Миронова. В Госдуме заседают ещё несколько бывших справедливороссов, исключённых, по разным причинам из партии: Алексей Митрофанов, Илья Пономарёв, Дмитрий Гудков. Кстати, у тульских эсеров те же проблемы, и об этом – подробнее.

 

Предположим, что норму об отъёме мандатов у депутатов-отступников не только примут, но и распространят не представительные учреждения всех уровней. Если бы такое произошло раньше, то целый ряд тульских народных избранников опять стали бы избирателями.

 

В областной Думе о «броуновском движении» не любят говорить. Кстати, на них распространяется та же норма, что и на депутатов Госдумы – из партии выгнать могут, из фракции нет, сам уйти тоже не можешь, но если вступишь в другую партию – сдашь мандат.

 

Итак, во фракции КПРФ из десятерых как минимум трое стоят особнячком от товарищей. Это Владимир Сидоров, Анатолий Неделин и Александр Новиков. Последний до сих пор значится как заместитель руководителя фракции, но при этом на днях был замечен в президиуме областной партконференции «эсеров» рядом с Владиславом Сухорученковым.

 

Ещё раз подчеркнём: в случае вступления в «Справедливую Россию», Новиков должен будет немедленно расстаться с депутатством. Так что формализовать свои отношения с вдруг полюбившейся организацией он пока вряд ли захочет.

 

У «героев» этой статьи – справедливороссов – дела совсем плохи. Том смысле, что их фракция в областной Думе существует только на бумаге. Формально руководит ею Антон Белобрагин, больше известный как предприниматель, чем как политик. Замом у него – Олег Гиленко, который на прошлогодних выборах в Новомосковское городское Собрание возглавлял одну из территориальных групп… «Единой России». Юрий Гордов, до недавнего времени возглавлявший местное отделение «эсеров» всё в том же Новомосковске, по сути, распустил некогда самую мощную партячейку в области. Владимир Абакумов уже открыто связывает своё политическое будущее с «Единой России», успев ранее побывать и в СПС, и в «Справедливой России». Реально компанию во фракции руководителю регионального отделения справедливороссов Владиславу Сухорученкову составляет лишь Геннадий Медведев, приходящийся зятем Алексею Берёзину.

 

Ещё раз подчеркнём: всё это происходит при формальном сохранении первоначального состояния фракций, которое не имеет ничего общего с действительностью.

 

В Тульской городской Думе, в отличие от областной, избранные по партспискам депутаты, не были связаны «крепостным правом» – запретом на выход из фракции. Соответствующая норма в законодательстве появилась позже, а любой закон, как известно, обратной силы не имеет.

 

Самый громкий скандал имел место в ситуации с изгнанием Алисы Толкачёвой с поста главы муниципального образований город Тула – председателя Тулгордумы. В результате она оказалась вне фракции «Единой России», а вот из партии Алису Евгеньевну исключить не успели, исключатель был исключен из губернаторов  и отправился в места не столь отдаленные.  Потом взбрыкнули два «коммуниста» – Константин Ерофеев и Александр Лежебоков. Первый якобы очень сильно переживал из-за того, что принадлежность к КПРФ мешает эффективно решать вопросы по бизнесу, а вот в «Единой России»… Увещевать отступника тогда взялась не кто-нибудь, а сама Татьяна Постернак – член президиума регионального политсовета этой самой «Единой», а по совместительству – первый зам. губернатора и руководитель аппарата обладминистрации. Убедила одуматься, но не надолго, ушёл таки. Лежебоков, получив по партийной квоте КПРФ кресло председателя постоянной комиссии Тульской городской Думы по инвестиционной политике, строительству и развитию предпринимательства, тоже поспешил примкнуть к единороссам – «решать вопросы».

 

Но, если коммунисты устояли, правда, превратившись из фракции в депутатскую группу, то сразу три думских объединения просто развалились. Это «Справедливая Россия», которая изначально равнялась по численности КПРФ и даже была представлена зампредом гордумы, это ЛДПР и «Яблоко».

Итого, на момент роспуска из 35-ти городских депутатов 18 значились в «Единой России», 4 – в КПРФ, оставшиеся, то есть 13 человек, имели статус внефракционных.

До сих пор такая «беготня» из партии в партию, из фракции во фракцию, лежала либо в политической плоскости, либо в морально-этической. Лидер «Справедливой России» сотоварищи пытается перевести вопрос в плоскость правовую – пока в отношении депутатов Государственной Думы. Получиться ли – узнаем совсем скоро. Пока такое положение дел было выгодно одной партии – «Единой России», ведь перебежчики, формально или неформально, как правило, пополняли её ряды.

 

Ещё один аспект проблемы – обстоятельства очень скоро изменятся – с возвращением депутатов-одномандатников и многомандатников на выборах всех уровней. А вот этих уже никаким законом не удержишь, и очень многие «независимые», «самовыдвиженцы» и прочие «несгибаемые партийцы» весьма быстро могут оказаться в числе тех, кого больше, кто сильнее. В общем, как говорил кукольный персонаж, похожий на Жириновского в почившей программе «Куклы», оказаться там, где отоваривают…