Почти как в старое доброе время

icon 03/05/2014
icon 12:38

©

Тренд на возрождение советских традиций празднования Первомая наглядно проявился и в Тульской области

 

Забвение и ренессанс

 

20 лет назад Международный день солидарности трудящихся у нас отмечали лишь профсоюзы и коммунисты – иногда даже вместе. На главную площадь Тулы имени вождя мирового пролетариата не пускали ни тех, ни других, загоняя желающих помитинговать то на площадь Искусств, то на площадь Победы, главное подальше от центра города.

«Ренессанс» красных праздников город и область пережили вместе с коммунистическим реваншем, когда во второй половине девяностых и начале нулевых выдвиженцы КПРФ Сергей Казаков и Василий Стародубцев стояли у руля. Тогда демонстрации вновь обрели массовость, а митинги на площади Ленина вновь были разрешены.

Но едва в конце апреля 2005 года сменилась власть, как все вновь быстро почувствовали «ветер перемен». Под предлогом совпадения Первомая с Пасхой тогда не была санкционирована демонстрация, а на митинге, который состоялся на площади Ленина, выступили лишь первые лица области, города и Тульской федерации профсоюзов.

«Праздники труда» вместо протестных митингов

В 2006 году коммунистам было предложено митинговать в Сквере Коммунаров, а шествие под предлогом спортивных мероприятий на проспекте Ленина, опять было запрещено. Год спустя, наоборот, коммунистам и примкнувшим к ним «эсерам» разрешили пройти по главной улице с оркестром, но митинговать на площади Ленина опять же не дали – на сей раз под предлогом проведения «праздника труда». Это было «ноу хау» местнвых профбоссов Во главе с тогдашним главным профсоюзником региона единороссом Игорем Каенковым. На вопрос будет ли митинг, он, смущённо улыбась, отвечал, что «будет праздник», поскольку все  все разногласия между трудом, капиталом и властью решаются в рамках трёхсторонней комиссии.

Но кроме праздника произошёл и конфликт, или, если угодно, скандал: к месту проведения действа (трибуну соорудили напротив памячтника Ленину) первым лицам города и области тогда пришлось продираться сквозь негодующую толпу коммунистов, которые скандировали «Позор! Позор!», тем самым осуждая власть за отказ в возможности проведения митинга на центральной площади города.

С 2008 года Тульская федерация профсоюзов вернулась к практике проведения митингов – то в сквере перед драмтеатром, то всё на той же площади Искусств, которые по формату всё больше непоминали «праздник труда», где не столько критиковали работодателей и чиновников, сколько чествовали трудовые династии и передовиков производств. Впрочем, несмотря на подстраховку явкой со стороны «Единой России», размахом и массовостью эти мероприятия не отличались, шествия собирали отсилы 600-800 человек. Были годы, когда тихо шагали даже без оркестра.

«Гетто» для коммунистов

Коммунисты и их союзники окончательно обосновались в сквере Коммунаров, собирая на свои демонстрации и митинги по 200-300 туляков. Однако, года два-три назад явка краснознамённых колонн на первомайские мероприятия немного подтянулась, и региональному отделению КПРФ удалось довести количество участников своих акций в День международной солидарности трудящихся до четырёхсот-пятисот человек.

В крупных городах области какие-то мероприятия все эти годы проводили профсоюзы, зачастую с местными администрациями и «Единой Россией». Коммунисты тоже собирались на малочисленные партийные акции, но особнячком, выводя на улицы и площади от нескольких десятков до одной-полутора сотен человек за исключением, наверное, Новомосковска, где им порой удавалось опередить по количеству митингующих даже своих тульских товарищей. В некоторых небольших городках, кроме Компартии, на Первомай все эти года никто ничего и не организовывал.

Другие партии выделялись фрагментарно: когда-то сильные новомосковские «эсеры», как правило, присоединялись к КПРФ, ЛДПР собирала своих людей у памятника Никите Демидову в Туле, более мелкие организации примыкали либо к коммунистам, либо к единороссам и профсоюзам.

Почти советский размах

Но в этом году формат празднования Первомая коренным образом изменился. Правда, ясность появилась буквально за считанные дни до проведения мероприятий. 22 апреля на официальном сайте администрации Тулы появилась информация о том, что профсоюзное шествие стартует в 11.30 от памятника Льву Толстому, участники которого пройдут по проспекту Ленина до площади Ленина, где затем состоятся митинг и концерт. А между тем, по стометровому периметру от Дома правительства области любые митинги законодательно запрещены. И уже в тот же день информацию про митинг убрали, а позднее стало известно, что он пройдёт на площади Искусств с количеством участников до восьмисот человек, а потом  на площадь Победы пойдёт шествие профсоюзов и всех тех, кто к ним примкнёт.

Правда, судя по явке, это сами профсоюзы примкнули к остальным. Управившись меньше, чем за полчаса со своим ритуальным митингом на площади Искусств, где одновременно хвалили губернатора и всю местную власть, но при этом робко говорили о низких зарплатах и необходимости улучшений условий труда, активисты ТФП вышли на проспект Ленина. Там уже собиралось до семи тысяч человек, чего за всю постсоветскую историю в этот день не было никогда.

Кого только не было в этих колоннах: трудовые коллективы, вузы, профячейки, чиновники, депутаты. Относительно служащих всех мастей, в том числе государственных и муниципальных, есть подозрение о разнарядке, но недовольные как-то не проявлялись. Во главе и в хвосте колонны – по полтора десятка флагов «Единой России». В гуще многотысячной толпы был замечен и одинокий флаг партии «Родина», которую недавно назначили быть новой «левой ногой» власти.

Демонстрация, двигавшаяся под марши, выдуваемые трубами губернаторского оркестра, была максимально деполитизирована. Вся атмосфера буквально дышала тем самым Первомаем, который ещё хорошо помнят представители среднего и особенно старшего поколений: тепло, солнце, шарики, улыбки, солидарность всех со всеми и со всем, многие идут целыми семьями, с детьми.

Так-то так, но не совсем

Когда праздичные колонны начали входить на площадь Победы, диктор стал громко объявлять, какой трудовой коллектив подошёл, и каких производственных успехов достиг. И пусть «закадровый» голос говорил невпопад, ибо всё смешалось ещё на этапе построения, но и это был маленький штришок к «тому самому» Первомаю.

Да, праздник не был организован на главной площади города, что, как сейчас говорят, не в тренде столицы, где впервые с 1991 года для этого использовали Красную площадь, и в этом было отступление и от советских традиций, и от московских тенденций.  

«От имени и по поручению» губернатора-миллиардера, который на демонстрации трудящихся по-прежнему не ходит, его первый заместитель, он же  председатель правительства региона Юрий Андрианов поздравил собравшихся, пожелал тулякам любви, дружбы и единения. «Общими усилиями нам удастся добиться максимально комфортных условий для работы в нашем регионе, улучшить качество жизни туляков», - пообещал тульский премьер.

Он также наградил победителей смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда, конкурса на лучшую научную работу среди студентов и учащихся по охране труда и безопасности жизнедеятельности и конкурса детского рисунка под девизом «Вера, Надежда, Любовь» дипломами и ценными подарками. Всё закончилось праздничным концертом.

Не менее масштабные мероприятия прошли в Новомосковске, Алексине и Ефремове. Но, если в двух из трёх этих городов прошли и демонстрация, и митинг, причём в городе химиков – без партийной символики, то в Алексине ограничились лишь шествием (то есть целиком в русле советских традиций), зато все желающие политические организации смогли выйти со своими флагами. Но воспользовались такой возможностью разве что местные единороссы и коммунисты – как и в Ефремове. В колонне трудового коллектива «Тяжпромарматуры» шагал и руководитель предприятия, председатель областной Думы Игорь Панченко. Руководство района приветствовало земляков с трибуны, потом, как и в Туле, был концерт.

«Баба Яга против»

За исключением Алексина и Ефремова, местные отделения КПРФ проводили отдельные мероприятия. В Туле они в количестве 350-400 человек традиционно собрались на углу Первомайской и проспекта Ленина и прошли по те же марши, что и участники общегородского шествия, вниз к скверу Коммунаров, где и провели митинг. Местную власть не трогали, федеральную тоже особо не обижали, а всё больше вспоминали, как плохо жилось трудящимся до революции и как хорошо при Советах. Не забыли, разумеется, и Украину, упомянув её и в выступлениях, и в принятой, как водится единогласно, резолюции.

ЛДПР ограничилась «одиночными пикетами», видимо, основные силы были брошены в первопрестольную. Остальные вообще не объявились никак.

Новомосковские товарищи, обидевшись на местную власть, которая позвала их на общую демонстрацию и митинг, не разрешив при этом использовать символику и выступать, тоже собрались отдельно в количестве человек ста – ста пятидесяти. А в некоторых городах типа Богородицк, Киреевск, Ленинский, Плавск, Узловая и ряде других, кроме скромных коммунистических мероприятий, никто ничего и не проводил. Модный нынче тренд на широкий Первомай туда, видимо, пока не докатился…