Выступая в конце февраля 2013 года на совещании в Кремле, президент Владимир Путин подверг резкой критике январский рост платежей за коммунальные услуги в 49 регионах Российской Федерации. Глава правительства потребовал вернуть в закон о тарифообразовании норму, ограничивающую рост платежей 6 процентами.

 

В то же время, как было отмечено на проходившей недавно коллегии Госстроя, основные фонды российского ЖКХ в среднем изношены на 60%, а в некоторых населенных пунктах - на 85% и более. На поправку коммунальной инфраструктуры, как доложил врио главы Госстроя Владимир Токарев, надо более 10,4 трлн. рублей. Как эти инвестиционные потребности совместить с установленным президентом 6-процентным ростом платежей за «коммуналку»?

 

Данным вопросом задаются руководители всех ресурсоснабжающих организаций страны. Но едва ли не более остро, чем в других регионах, он стоит перед ОАО «Тулагорводоканал».

 

 

Затраты больше тарифов

 

Главный тульский поставщик услуг водоснабжения и канализования имеет славную 120-летнюю историю и едва ли не до предела изношенную инфраструктуру. Срочной перекладки требуют 87% тульских линий водопровода и канализации. Во многих местах города, как, например, на улицах Мосина и Демидовская плотина, еще действуют проложенные в конце XIX века – дубовые! – трубы.

 

Но для проведения работ по замене сетей необходимо соответствующее финансирование. Вопрос в том – где его найти?

 

ОАО «Тулагорводоканал» - просто обслуживающая организация, и тарифы на собственные услуги сама она не устанавливает. Ценообразование в системе ЖКХ регулируется федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Согласно которому вначале на уровне правительства утверждается предельный индекс изменения цен на данный год для определённого субъекта федерации, а затем и сам субъект в лице своего департамента по ценовой политике регулирует изменение цен для отдельных организаций коммунального комплекса. Причем, тарифы на услуги каждого конкретного предприятия должны рассчитываться, исходя из уровня его фактических затрат.

 

Однако в реальности затраты, которые сегодня несут коммунальные предприятия, в большинстве случаев не вписываются в рамки тарифов. В частности, ОАО «Тулагорводоканал» население постоянно не доплачивает за те услуги, которые получает. На сегодняшний день тульские потребители услуг водоснабжения и водоотведения оплачивают лишь 80-85% от их реальной стоимости. В результате ОАО «Тулагорводоканал» является планово-убыточным предприятием.

 

В 2007 году его убытки составляли 43 млн. рублей или 7% от затрат;

в 2008 – 30 млн. рублей (5%);

в 2009 – 85 млн. рублей (10%);

в 2010 – 87  млн. рублей (10%);

в 2011 – 90  млн. рублей (9%);

в 2012 году - 93 млн. рублей (в том числе, по водоснабжению - 44 млн. рублей, по водоотведению - 49 млн. рублей) (9%).

 

 

Причина – «голодный паек»

 

При определении тарифов на 2013 год, как и положено в соответствии с федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ОАО «Тулагорводоканал» представил информацию для определения предельного индекса изменения цен. В течение года тарифы рассматривались. Но те их значения, что в итоге установил региональный комитет по тарифам, предприятие совсем не устроили. Пришлось  руководству «Тулагорводоканала» подавать заявление о разногласиях в Федеральную службу по тарифам.

 

- Разногласия идут по статьям «объем реализации», «уровень заработной платы», «амортизационные расходы», «электроэнергия», «недополученный доход по независящим причинам», - рассказал и.о. заместителя директора по экономике, финансам и сбыту ОАО «Тулагорводоканал» Дмитрий Лапшин. – Я думаю, подобные проблемы у многих «Водоканалов» в стране, мы созваниваемся. Но наши тарифы по ЦФО, практически, самые низкие. Даже в письме в ФСТ РЭК пишет, что тариф на водоотведение по  ЦФО в г. Туле - вообще самый низкий: 6,79 рублей! Практически, нет таких цен. Где-то около 12 рублей - такой порядок цифр…

 

Надо сказать, столь низкие тарифы на услуги «Тулагорводоканала» были заложены еще с тех времен, когда предприятие носило статус МУПа. Начиная с 2008 года этот поставщик чуть ли не самых жизненно важных для населения услуг только и делает, что пытается наверстать упущенное. Но нормально работать в условиях хронического недофинансирования и ежегодно возникающих из-за заниженных тарифов убытков очень  непросто!

 

И надо не забывать еще вот о чем: если работа предприятия делается финансово необоснованной, это может привести к страшным последствиям для всех туляков. Наглядный пример таких последствий хорошо памятен жителям тульского поселка Мясново. В прошлом году там произошла масштабная авария на прогнившем от старости канализационном коллекторе. Тогда «заложниками ситуации» оказались как оставшиеся без воды жители поселка, так и работники «Водоканала», буквально сутками не покидавшие свои «боевые посты». И причиной этого многодневного «ЧП» стал «голодный тарифный паек», на котором «сидит» предприятие в течение, как минимум, пяти последних лет.

 

Постановлением комитета по тарифам Тульской области для ОАО «Тулагорводоканал» на 2012 год с 1 сентября были установлены следующие тарифы:

на услугу водоснабжения – 15,14 руб. за1 куб. м;

на услугу водоотведения  - 6,79 руб. за1 куб. м.

 

Предельный индекс роста цен на данные услуги на 2013 год, утвержденный  Правительством страны, для Тульской области равняется 111%. Соответственно, эти 11% составляют менее половины от экономически обоснованной величины роста тарифов на воду и чуть более четверти – на водоотведение.

 

Экономически обоснованная величина тарифов на 2013 год должна составлять:

на услугу водоснабжения – не менее 23,9 руб. за1 куб. м;

на услугу водоотведения – 12,25 руб. за1 куб. м.

Это составит, соответственно, 58% и 80% роста.

 

 

Помоги себе сам!

 

На взгляд неспециалиста, приведенные цифры экономически обоснованного роста тарифов очень значительны. Но надо принимать во внимание объем затрат предприятия. Этот показатель у него далеко не копеечный!

 

Помимо 40-процентов расходов на электроэнергию сюда входят расходы на выплату зарплаты, налогов, оплату материалов, арендные платежи, услуг по госохране,  обязательного страхования автотранспорта предприятия и еще многое другое.  

 

Кстати - напомним насчёт аренды. Водопроводные и канализационные сети с прилагающимся к ним оборудованием «Тулагорводоканалу» не принадлежат, организация их у города арендует. Соответственно, выплачивает за это в муниципальный бюджет кругленькую сумму. Хорошо, по крайней мере, что недавно договор аренды стал долгосрочным, на 50 лет. Благодаря этому работа предприятия стала более прогнозируемой, и его акционеры получили возможность привлекать заемные средства.

 

Ведь надо принять во внимание: «подработать на стороне» «Водоканал» не может – в Туле централизованная система водоснабжения и водоотведения. Таким образом, вся добыча воды из скважин строго лимитирована, исходя из численности населения города. Вот и спрашивается: из каких таких доходов предприятие должно брать средства на собственные затраты?

 

Короче, налицо типичный конфликт интересов. Повысить тарифы для населения на свои услуги «Тулагорводоканалу» жизненно необходимо – да только кто ж ему позволит это вот так просто сделать?

 

Но работать над приближением значений тарифов к их экономически обоснованным величинам действующее законодательство предприятию не мешает. И оно этой возможностью пользуется. Еще с 2011 года, когда «Тулагорводоканал» впервые подал заявление на разногласие, идет активная работа по привидению тарифа в нормальное состояние и возмещению выпадающих расходов, возникающих в составе этого тарифа.

 

- В рамках данных ему полномочий областной комитет по тарифам нам помогает, - рассказывает начальник планово-экономического отдела ОАО «Тулагорводоканал» Людмила Пищулина. - Он подавал письмо в федеральную службу по тарифам, просил согласовать индекс-дефлятор больше, чем он устанавливается для субъектов федерации. Но и наш региональный комитет не все может сделать, поэтому ОАО «Тулагорводоканал» вынуждено обращаться в ФСТ с разногласиями.

 

 

Ждем мая

 

А пока суд да дело, в прошлом году общество было вынуждено взять банковский кредит в размере 59 млн. руб. для расчетов с поставщиками электроэнергии. В результате кредиторская задолженность предприятия увеличилась на 27% и составила 121,9 млн. рублей.

 

И произошло это не только из-за привлечения заемных средств, но и за счет увеличения стоимости электроэнергии. Только в прошлом году размер оплаты за нее вырос на 12%, тогда как тариф на воду - всего на 7%.

 

Разница для «Тулагорводоканала» очень значимая! Ведь в стоимости услуг водоснабжения и водоотведения электроэнергия составляет 40%. То есть, в каждом рубле, который жители платят за воду и канализацию, 40 копеек уходят энергетикам.

 

Конечно, работники предприятия делают все, что могут, для экономии в прямом смысле слова драгоценного для них ресурса. Запланированные на 2012 год мероприятия по энергосбережению были выполнены «Тулагорводоканалом» в полном объеме. Это позволило получить экономический эффект в сумме 4,2 млн. рублей. Но, жалуются специалисты предприятия, всю экономию тут же «пожирают» непрерывно растущие цены на электроэнергию.

 

В результате сейчас зарплата на предприятии гораздо ниже среднегородской. Даже представители основной специальности «Тулагорводоканала», машинисты насосных станций, получают менее 10 тысяч рублей! Что уж говорить о дворниках и уборщицах, без которых, как известно, тоже не обойдешься…

 

- Мы надеемся на лучшее, - улыбается Людмила Пищулина. - Пока еще наш вопрос рассмотрен только предварительно. Некоторые предложенные нами статьи возможно будут в какой-то степени удовлетворены, хотя не все. Сейчас мы подали заявление на возмещение недополученных доходов за 2010 и 2011 годы. Эти средства должны войти в состав тарифа. Но сейчас в Федеральной службе по тарифам, как они сказали, очень много подано заявлений на разногласия от разных Водоканалов и организаций коммунального комплекса. Очередность большая, поэтому результаты рассмотрения разногласий будут известны где-то в конце мая…

 

В итоге, если заявление «Тулагорводоканала» будет рассмотрено положительно, тарифы на услуги предприятия увеличатся процентов на 25. Но разве тулякам не выгодно, чтобы услуги по водоснабжению и водоотведению стали качественными и надежными? Чтобы сети не рвались, что ни день, и вода безотказно бежала из крана? А то, чему положено уходить, покидало наши дома без намерения тут же вернуться обратно, зафонтанировав из унитаза или затопив многострадальные подвалы? Пожалуй, ради спасения от таких коммунальных бедствий жителям все же стоит чуть-чуть раскошелиться. Ведь никакие блага на этом свете не даются даром, и бесплатный сыр бывает только в мышеловках!..

 

 

Ирина Михайлова