26 июля 2014 года
Погода в Туле
  • 18
  • ночью:
  • 16
Это интересно!
ТВИТТЕР NEWSTULA
Ищете, где сделать массаж в Москве в салоне красоты? Посетите центр Елены Сычевой.

Валерий Отставных о «Pussy Riot»: «Поведение девушек и текст песни не являются кощунством»

09:37 06 августа 2012 г. Печать
Сообщает http://www.echo.msk.ru/blog/otstavnih/916428-echo/
ИА Тульские Новости

«Эхо Москвы» опубликовало экспертное мнение религиоведа Валерия Отставных об инциденте в Храме Христа Спасителя, имевшем место 21 февраля 2012 г.

 

Как указано в его блоге на сайте радиостанции, основанием для экспертизы явился видеоклип группы  «Pussy Riot», размещенный  на интернет-сайте YouTube (1 мин 53 сек.), а также материалы судебного дела, попавшие в СМИ и ставшие достоянием общественности.

Являются ли изображенное в клипе  поведение девушек на солее храма, а также текст песни, исполняемой в клипе, богохульством и кощунством?

Не являются. Девушки, изображенные в клипе, разыгрывают на солее храма некую пантомиму, сочетающую коленопреклоненное моление и нечто, отдаленно напоминающее танцы. Текст песни, звучащей за кадром, не содержит слов и выражений, оскорбляющих Бога или Пресвятую Богородицу.

Текст не содержит прямых оценок Бога или молитвенных обращений к Нему. В нем содержится два обращения к Пресвятой Богородице.

А) в первом случае просьба «прогнать» главу администрации страны (президента Путина), т.е. способствовать его уходу с данного поста.

Б) во втором просьба к Богородице разделить взгляды участниц выступления на положение женщины в социуме (т.н. феминистические взгляды).

Текст песни также выражает надежду на то, что Богородица незримо поддерживает участников оппозиционного гражданского движения, выступающего против фальсификации выборов парламента и президента РФ,  за нравственность в политике.

 

Таким образом, хулы Бога и святых ни в видеоизображении, ни в тексте песни нет.

Кощунством в церкви называется неуважительное отношение к священным предметам и обрядам. Как можно понять из видеоматериала клипа, данное неуважение к священным предметам, находящимся в храме (иконам, иконостасу, распятиям и т.д.) отсутствует. Отсутствует оно и в тексте песни. Нельзя говорить и о неуважении к церковному обряду (молебну, таинству), происходящему в храме, т.к. в момент проведения политической акции на солее в храме не проводились  богослужения, ни совершались таинства или обряды, которым девушки могли теоретически помешать.

 

Может ли являться богохульством использование в тексте песни выражения «Срань господня?»

По моему мнению, не может. С точки зрения науки, это междометие, т.е. устоявшийся  неизменяемый  речевой оборот, который рассматривается в лингвистике  в разделе «Части речи» вместе с предлогами и союзами. Междометия не несут никакой специальной смысловой нагрузки, а выражают яркое, переполняющее человека чувство (эмоцию) и служат для связи слов в предложении. Вероятно, данное словосочетание пришло к нам из английской речи, в частности американского кинематографа, в котором люди постоянно используют данное междометие, звучащее, как holi shit.

Пример. «Срань господня, он что, мать его, копыта отбросил?»

В русском языке подобными междометиями служат иные выражение, связанные, к примеру, с бесами.

«Что же ты сделал, черт тебя возьми, ты угробил мою машину». Понятно, что в данном случае, как и в первом, выражается просто сильное эмоциональное возбуждение, а не попытка вызвать сатану и приказать ему уничтожить некоего человека, «угробившего чужой автомобиль».

С теологической точки зрения, говорить о том, что выражение «срань господня» является богохульством, т.е. выражением, унижающим Бога, является  абсурдным. Если под «сранью» подразумевать продукты человеческой жизнедеятельности, то ставить в упрек Богу то, что Он имеет эти продукты, бессмысленно. Т.к. «Бог есть Дух» (св. ап. Иоанн). И прямое понимание его в антропоморфном смысле является язычеством. Если же имеется ввиду Воплотившийся Бог-Сын, ставший Иисусом Христом и не переставший быть Богом, то упрек это тем более нелеп. Бог воспринял человеческую природу полностью, с головным мозгом, сердцем, кишечником. Он пил и ел, будучи Совершенным Человеком. И как любой человек рефлекторно исторгал из себя продукты жизнедеятельности. Попытка считать Христа «кажущимся человеком», духом, принявшим «личину человека», унижает Христа, отказывает человечеству в спасении («что не воспринято ,то не уврачевано»), является ересью первых веков (монофизитством) и к православию никакого отношения не имеет.

И, наконец, если в данном речевом обороте человека с его грехами и пороками сравнивают с Самой Чистотой, с Богом, то человек, действительно, является при таком сравнении  «дерьмом». Про себя я, например, могу уверенно сказать, что без Бога я действительно просто «дерьмо», просто «срань Господня».

 

Как можно охарактеризовать то, что произошло в ХХС  и отражено в видеоклипе? Что «нарушили» участницы панк-группы?

По- моему, очевидно, что перед нами  политическая манифестация в форме панк-акции, не призванная никоим образом оскорбить религиозные чувства верующих, хуля Христа, Богородицу и святых Божиих угодников.  Манифестация выражает протест выступающих против попытки государства превратить  Русскую Церковь  в министерство по идеологии при администрации Президента Путина. Против попыток спикеров Церкви своей поддержкой легимитизировать  светскую власть, которую часть общества  РФ считает победившей в результате фальсифицированных выборов, а потому нелегитимной. Виновники называются в тексте песни. С точки зрения манифестантов, это  президент Путин и патриарх Кирилл. Видимо, потому была выбрана именно солея, с которой провозглашаются важнейшие послания церковной власти и солея ХХС, который, многие представители московской интеллигенции и молодежи считают самым «официозным» и «бюрократическим» собором в РФ. При этом, девушки признались, что место было выбрано ими неудачно, без учета  того, что многим их манифестация покажется непонятной и будет воспринята как покушение на святыни, расположенные в храме, и как пародия на богослужение. Они признали свою ошибку и принесли верующим свои искренние извинения.

Итак, перед нами недолжное поведение людей в храме, нарушение общественного храмового порядка. Девушкам можно также инкриминировать оскорбление патриарха в одной  из  строчек песни. Но не по содержанию обвинения , а по словесной формулировке этого обвинения ( обвинения в сращивании Церкви и госвласти), продиктованной, по всей вероятности, самим жанром панк-рока. Больше  «криминала» в действиях рок-группы лично  я не нахожу.

Почему я согласился выступить в суде?

Для меня это была единственная попытка попробовать спасти репутацию моей Церкви. Которая в глазах миллионов людей «не хочет простить тех, кто просит прощения», которая  молчит, «оглушительно и обличающе молчит», но не любит и не прощает. Не уподобляется Христу, просившему Бога о распинающих Его «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят». Я бы хотел сказать всем, кто наблюдает за ходом этого политического процесса, в который вовлекли Церковь. Не все мы такие, как «свидетели обвинения». В Церкви много людей, которые тяжело переживают издевательства над обвиняемыми. Но меня до сих пор удивляет то, что никто из десятков тысяч священников не пришел на процесс просто в качестве зрителя и не призвал все стороны к прощению и человеколюбию.

 

КОММЕНТАРИИ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сообщения на сером фоне размещены на правах рекламы