Счетная палата выявила нарушения в сфере госзакупок Тульской области

icon 21/11/2018
icon 19:41
Важная новость
Счетная палата выявила нарушения в сфере госзакупок Тульской области

Автор:

С 22 июня по 6 августа Счетная палата Тульской области провела экспертно-аналитический мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в регионе.

В частности, эксперты проверяли:

  • Нормативную правовую и методическую базу федерального и регионального уровня, регулирующую контрактную систему закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд;
  • Региональную информационную систему в сфере закупок;
  • Разграничение полномочий между органами, занимающимися закупками в регионе, в том числе рассматривающие дела об административных правонарушениях в этой сфере;
  • Объем закупок по способам определения поставщиков – через конкурс, аукцион, запрос котировки, запрос предложений или с единственным поставщиком;
  • Отчетность закупок и другие материалы.

Как сообщает ведомство, проверка проводилась не только для анализа документов и контроля закупок в Тульской области, но и для анализа эффективности контрактной системы в области.

Под проверку попала деятельность региональных министерств и комитетов в закупках с 2014 по 1 квартал 2018 года.

Специалисты основывались на документах министерства финансов, министерства информатизации, контрольного комитета, ГРБС, а также информации на сайтах «Контрактная системы Тульской области в сфере закупок товаров, работ и услуг», Региональная информационная система и ЕИС.

Посмотрим, какие результаты показал этот мониторинг.

С 2014 года до июля 2018 года в Тульской области приняли 61 нормативный правовой акт, регулирующий работу контрактной системы. На момент проверки органы госвласти региона приняли все необходимые документы.

На данный момент структура контрактной системы Тульской области включает:

  • Органы областной госвласти, проводящие правовое регулирование региональных особенностей контрактной системы;
  • Министерство финансов – орган, регулирующий и контролирующий контрактную систему и как администратор РИС ТО;
  • Министерство информатизации как оператор РИС ТО;
  • ГКУ ТО «ЦОЗ» - учреждение, определяющее подрядчиков и исполнителей в рамках централизации закупок для заказчиков Тульской области;
  • Государственные органы Тульской области, проводящие ведомственный контроль в сфере закупок;
  • Государственные и муниципальные заказчики, муниципальные уполномоченные органы;
  • Контрольный комитет – орган исполнительной власти области, контролирующий закупки и проводящий внутренний государственный финансовый контроль закупок;
  • Счетную палату – региональный орган аудита в сфере закупок, региональный орган внешнего государственного финансового контроля.

В 2014 – 2016 годах министерство финансов приняло 17 методических документов – приказы и методические рекомендации, с 2015 по 2017 годы провело 22 мероприятия (форумы, совещания, семинары, конференции). Кроме того, минфин и мининформатизации ответственны за развитие и обслуживание РИС ТО, которая занимается информационно-техническим обеспечением контрактной системы региона. К 1 апреля 2018 года в РИС ТО зарегистрировались 2 997 пользователя, 1 514 заказчика и 2 478 поставщиков.

Контрактная система региона развивается в рамках соответствующей подпрограммы госпрограммы «Управление государственными финансами Тульской области». По оценке экспертов, исполнение бюджетных назначений по расходам на достаточно высоком уровне: с 2014 по 2017 год освоили 121 743,7 тысячи рублей или 98,8% от планового объема.

По состоянию на 1 января 2018 года в Тульской области зарегистрировано 283 государственные и муниципальные контрактные службы сферы закупок с 1 320 сотрудниками и 1 234 контрактных управляющих. А по данным отчетов в 2014-2017 годах было проведено 148 506 закупок для государственных нужд на сумму 79 546,3 млн рублей, при этом в 2017 году их было на 16,4% больше, чем в 2014 году.

Чаще всего госучреждения пользуются закупками у единственного поставщика: в 2017 году их доля составляла 63,7%, а также через аукцион в электронной форме, которых в 2017 году было 82,8%.

При этом подрядчиков и исполнителей из других регионов в 2017 году – от 1,5% по конкурсам с ограниченным участием до 50% по запросам предложений. По оценке Счетной палаты, это свидетельствует о доступности информации о закупках для участников из других регионов РФ. Однако, как показывает среднее количество поставщиков на 1 лот – от 1,3 по запросам предложений до 3,4 по открытым конкурсам – вовлечение новых участников в процесс закупок остается среди приоритетных задач Тульской области. В связи с этим Счетная палата предлагает активнее стимулировать конкуренцию на региональном рынке товаров, работ и услуг, а также привлекать всё новых потенциальных участников закупок.

Чаще всего эксперты выявляли следующие нарушения в контроле и аудите закупок:

  • Нарушения порядка закупок товаров, работ, услуг;
  • Нарушения порядка ведения реестра контрактов;
  • Нарушения порядка заключения и изменения контрактов.

Также в 2017 году нарушался порядок планирования закупок, срока и порядка оплаты товаров, работ, услуг.

В 2018 году специалисты зафиксировали 937 правонарушений, 67,1% которых – несвоевременное направление документов о приемке товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также нарушение срока размещения отчета об исполнении контракта на официальном сайте.

По результатам проверок Счетная палата подготовила несколько предложений по совершенствованию сферы закупок. В частности:

  • Принять на региональном уровне НПА по мониторингу закупок, который будет проводить минфин, и устанавливающий порядок оценки соответствующих показателей;
  • Внести изменения в постановление регионального правительства от 22 июля 2014 года №360 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств», которое учитывает заключение такого контракта органом управления территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области;
  • Утвердить типовое положение о закупке и определить перечень организаций, на которые оно распространяется;
  • Принять НПА, устанавливающий порядок ведомственного контроля за соблюдением закона о закупках для некоторых юридических лиц и в соответствии с уже принятыми НПА РФ;
  • Дополнить правила проведения ведомственного контроля в сфере закупок, утвержденных соответствующим постановлением правительства Тульской области от 26 июня 2014 года № 304 нормой, которая обязывает при выявлении нарушений во время мониторинга разработать и утвердить план их устранения, а заказчику – в 30 календарных дней уведомить орган ведомственного контроля о принятых мерах;
  • Установить в регламентах о проведении ведомственного контроля положения о планах устранения нарушений и об информировании соответствующего органа о результатах этой работы;
  • Применить в Тульской области практику казначейского сопровождения контрактов;
  • Скорректировать подпрограмму «Развитие контрактной системы Тульской области» госпрограммы «Управление государственными финансами Тульской области».

С учетом вышеизложенного Счетная палата предложила Главному распорядителю бюджетных средств и подведомственным учреждениям принять меры к соблюдению законодательства о контрактной системе и недопущению нарушений. Отчет ведомство направило в правительство Тульской области.