6 ноября на еженедельном оперативном совещании в региональном правительстве губернатор раскритиковал проект по строительству второй очереди Восточного обвода Тулы и указал на его слабое сопровождение.

Министр транспорта и дорожного хозяйства области Родион Дудник, обращаясь к губернатору Тульской области Алексею Дюмину:

«Было письмо от вашего имени на имя Владимира Владимировича Путина, и резолюция рассмотреть возможность выделения средств».

Губернатор Тульской области Алексей Дюмин:

«Резолюция – не решение. Это значит, что вам нужно ножками походить по Белому дому, и сопровождать эту резолюцию, надо бегать по коридорам. Если вы не можете, это мне нужно делать?»

Первый заместитель губернатора Тульской области Валерий Шерин:

«Зафиксировав статус, что мы не успеваем, мы создали рабочую группу и выехали в федеральный минтранс, отстояли этот проект. Теперь уже точно начнём в 2019 г., а в 2020 г. закончим. В январе объявим аукцион».

698126d0ac099adc210dfdaa67b7adc8

Губернатор Тульской области Алексей Дюмин:

«Почему это все не было сделано более года назад? Надо бегать, отстаивать интересы того региона, где вы работаете. А не ждать каши небесной. Мне за всех за вас стыдно. Прикладывайте все усилия».

Возмущения Алексея Геннадьевича обоснованы, и с ними трудно поспорить. Однако давайте проведем временные параллели и вспомним о существовании генерального плана Тулы 1971 года. Говорили ли о создании Восточного обвода Тулы, был ли проект в 70 - 80-е годы XX века?

Корреспондент ИА «Тульские новости» связался с бывшим главным архитектором Тулы Андреем Клепановым, который рассказал о советском подходе в планировании, создании городских транспортных схем и генерального плана нашего города.

db3c159d-a8aa-4d5d-b8b8-c3045514c9ba_1

Андрей Львович, в то время не стоял вопрос о строительстве Восточного обвода Тулы?

- Существовал генеральный план 1971 года, разработанный институтом «Гипрогор», автор транспортной схемы – один из ведущих инженеров Советского Союза Шерешевский. Генплан действовал до 1990-х гг. В то время транспорту уделялось огромное внимание, хотя личного транспорта было гораздо меньше, чем сейчас. В основном ориентировались на общественный транспорт. Генеральный план в то время утверждался советом министров СССР, то есть, чтобы внести в него изменения, необходимо было сначала подготовить их, а затем отправить в Госстрой СССР. Правда, одно время только совет министров вносил изменения в генеральный план. Контроль был на высочайшем уровне. Никак сейчас, когда проходят обсуждения, и проект принимается в Тульской городской Думе. На тот момент была разработана мощная транспортная схема. В качестве Восточного обвода никогда не рассматривалась, потому что это была магистраль, которая продолжала улицу Рязанскую через Упу, шла вдоль Щегловского ручья в Северо-Восточные микрорайоны и выходила уже на магистраль за город. Грубо говоря, это была автомобильно-грузовая дорога.  Генеральный план определял стратегию развития города на 20-25 лет. На самом деле он просуществовал больше. Проекта и рабочей документации самого обвода не было. То, что было реализовано в 2006 году – новый проект, и он соответствовал генеральному плану, в том числе 1971 года.

Почему в советское время так и не реализовали строительство?

- Это все зависело от финансирования и государственного плана, поэтому автомобильно-грузовая дорога и не была реализована. Денег тоже не было, так как была плановая экономика. По тем временам закладывали миллиарды рублей, «рисовали» идеальные схемы города при коммунизме. Ещё не было столько транспорта. Уже после 1990-х гг. данный вопрос остро подняли, так как резко увеличилось количество личного транспорта, - рассказал Андрей Клепанов.

В период, когда главой Тулы был Владимир Могильников, строительство первой очереди Восточного обвода Тулы завершилось. Интересовало несколько вопросов относительно сроков реализации проекта, его стоимости, источники финансирования.

2ff19205cd5a8bf18f558facf54d410b

- Сама жизнь заставила нас бросить все силы на строительство Восточного обвода. Строительство первой очереди обошлось в 260 млн рублей, а сейчас хотят сделать за 900 млн рублей. Мы задействовали только областные и городские средства. Всё было сделано за 1,5 года. В 1980-е годы проекта не было. Может какой-то был сделан эскиз. Данный проект сделали и реализовали при Дудке. Продолжать вторую очередь не стали, потому что денег не было, да и проект был только на первую очередь. Однако вторую очередь мы всё-таки заложили: опоры поставили над железной дорогой и над речкой, то есть сегодня часть уже второй очереди есть, - поделился Владимир Могильников.  

Реализация масштабных работ позволила бы оптимизировать движение на улице Рязанской, а также большей части Пролетарского округа. К сожалению, проект по строительству второй очереди Восточного обвода Тулы до сих пор не начат.

Наверное, все уже давно забыли о факте того, что в 2016 году велись переговоры по государственно-частному партнерству с  компанией «Штрабаг» относительно строительства второй очереди Восточного обвода. Однако по какой-то непонятной причине было принято решение использовать средства исключительно из федерального бюджета без привлечения к проекту частных организаций. Может быть, представителям государственной власти не удалось с кем-то «договориться», и ответственность за реализацию проекта решено было взять исключительно на себя? Только что-то идёт не по плану.

Вот уже второй год проект не сдвигается с места и, скорее всего, причина кроется в нехватке средств у федералов. В ноябре прошлого года министерство транспорта и дорожного хозяйства области направило письмо в федеральное дорожное агентство о потребности в софинансировании строительства «Восточного обхода» (II пусковой комплекс) на 2018 год из федерального бюджета в размере 900 млн. рублей, но средства в указанные сроки не выделили. Теперь заключить соглашение с федеральным дорожным агентством планируется в середине февраля 2019 года. Соответствующее поручение дал минтранс России.

На сегодняшний день в проекте второй очереди Восточного обвода запланировано, что автомобильная дорога территориально будет расположена в Пролетарском и Центральном округах Тулы, она пройдет от ул. Новомосковской до ул. Ложевой. Грубо говоря, планируется расширение Восточного обвода в той части, где заканчивается разделительный барьер и происходит слияние дорог в одну. По проекту улица магистрального движения будет двухполосной. Ширина одной полосы движения – 3,75 м, длина дороги составит 2270 м. Таким образом, Восточный обвод в данной части будет расширен до 4 полос – по две в каждом направлении.

В июне 2016 года Евгений Авилов выделил проблему, которая негативно влияет на реализацию проекта. Ситуация следующая: если расширить «Восточку», все транспортные потоки будут упираться в ул. Металлургов, а там постоянно пробки, поэтому нужно именно строить Восточный обвод, который бы огибал Пролетарский район и в итоге выходил на Веневское шоссе. Первоочередная задача – ввод ул. Песчаной, чтобы транспорт не задерживался на ул. Металлургов. 

Следуя из этого, расширение Восточного обвода не имеет смысла без ввода в эксплуатацию проезда по ул. Песчаной, так как обвод может сместиться и создастся эффект «бутылочного горла» в районе ул. Ложевой, ул. Металлургов, ул. Приупской. Кроме того,  в связи с окончанием строительства парка «Патриот» увеличится транспортный поток и проблема отяготится. 

Проект по строительству второй очереди Восточного обвода Тулы в 2016 году был включен в число основных направлений деятельности правительства Тульской области до 2021 года соответствующим указом главы нашего региона. На сегодняшний день результат налицо – за два года ничего не сделано, кроме демонтажа гаражей, попадающих в зону строительства, и утверждения проекта планировки территории.

Автор: Глеб Илюшин