Управление Роспотребнадзора по Тульской области проверило сетевые супермаркеты, действующие в регионе. По информации ведомства, в 2018 году количество жалоб клиентов таких магазинов увеличилось на 37% по сравнению с показателями прошлых лет.

Так, самое большое недовольство туляков вызвали магазины «Пятёрочка», «Магнит» и «Дикси». И именно на эти магазины жители стали жаловаться гораздо больше, чем в прошлом году. Скорее всего, взрыв негатива к именно этим магазинам обусловлен ежегодным ростом количества самих магазинов – и соответственно нарушений в них.

По данным Роспотребнадзора, жители чаще всего жаловались на качество продаваемых пищевых продуктов, с нарушением сроков годности и условий хранения – 54%. Такие нарушения чаще всего были замечены в «Пятерочке» и «Магните». Остальные жалобы касались:

  • Ненормативной продажи и рекламы табачной продукции – 12% (чаще всего – в «Спаре»);
  • Продажи алкоголя и табака несовершеннолетним, около учебных заведений, в не установленное время – 10% (чаще всего – «Пятерочка» и «Магнит»);
  • Несоответствия цен в зале и на кассе, отсутствия ценников и необходимой потребителю информации – 10% (чаще всего – в «Магните»);
  • Плохого санитарного состояния помещений самих магазинов и территории вокруг – 10% (чаще всего – в «Магните»);
  • Ухудшений условий проживания в домах неподалеку из-за деятельности магазина из-за шума, неприятных запахов и прочего – 4% (чаще всего в квартирах над магазинами «Дикси»).

Посмотрим, как туляки отзываются об этих магазинах в социальных сетях.

«Магнит». В основном клиенты этих магазинов «хвастались» штампами со сроком годности на продуктах и красотой самой «просрочки». Бич этих сетевых магазинов по всей Тульской области – плесень.

Но если плесень видно сразу, то бывают и «сюрпризы». Тулякам повезло купить в магазине на Одоевском шоссе развесную свинину, накачанную непонятной желейной субстанцией неизвестного происхождения и состава – видимо, для увеличения веса.

Вишенкой на торте нарушений в «Магнитах» – ситуация в магазине на улице Маршала Жукова. Но только образно – это вовсе не аппетитная вишенка и даже не на аппетитном торте, а замороженная мертвая мышь на перемороженных опятах.

Также мы писали, что в магазине на улице Кирова отсутствовали ценники, а в поселке Ленинский – нарушены правила противопожарной безопасности.

В «Пятёрочках» также забывают следить за сроком годности товаров. Плесень и даже полусгнившие продукты здесь не убирают с полок, пока за ними не придет невнимательный покупатель.

Впрочем, проблема бывает даже не в сроке годности. Странное дело – товары, которые, судя по упаковке, должны быть съедобными, покрываются плесенью. Неправильное хранение или, может быть, наклейки со сроком годности собственного производства?

Также мы неоднократно писали о том, что на некоторых товарах в «Пятёрочке» отсутствуют ценники – в частности, последний раз нарушение было замечено в магазине на улице Марата. Но туляки жаловались не только на просрочку и ценники. Часто магазины этой сети снижают удобство жителей, поневоле оказавшихся с ними в одном доме.

Так, в июне 2018 года «Пятёрочку» на улице Максима Горького в Туле оштрафовали за слишком громкие холодильники, уровень шума которых превышает гигиенические нормативы. А в доме на улице Новомосковская из-за неправильного складирования мусора расплодились грызуны.

На просрочку в магазинах «Дикси» жалуются уже меньше, но проблем хватает. К примеру, в пакетах с овощами и фруктами заводятся мошки.

Административных дел сеть магазинов собрала также немало. В основном это касается нарушений антитабачного законодательства – на улице Металлургов и Тульского Рабочего Полка. В июле в магазине на улице Оборонной нашли просроченную молочную продукцию. Но самое крупное из них – на 500 тысяч рублей в магазине на улице Бундурина. В 2015 году магазин уличили в неправильной утилизации отходов.

«Спары» также славятся в интернете просроченной и заплесневелой продукцией.

Но плесень – это ещё не самое страшное. В еде, изготовленной в самом магазине, покупатели зачастую находят «сюрпризы».

Вернемся к проверкам Роспотребнадзора. Как сообщает ведомство, 37% жалоб послужили основанием для проведения административных расследований и внеплановых проверок. Подтверждение нашли не все обращения, но, возможно, некоторые магазины успели их быстро устранить, подозревая скорое посещение инспекторов. Но на тех, кого поймали, применили меры административного воздействия – на 77 из них наложили штрафы.

Так что же всё-таки делать, если не повезло попасть в один из злополучных супермаркетов и купить несъедобный продукт?

Вернуть его в магазин. В этом поможет знание закона «О защите прав потребителей», согласно которому потребитель имеет право в случае обнаружения в товаре недостатков требовать замены товара этой же марки или возврата денег. Даже если товар не просрочен, а испорчен, его тоде можно вернуть – возможно, виновато неправильное хранение. При этом важно не скандалить, а уверенно аргументировать свою позицию – предъявив чек или в крайнем случае запросив запись с камер видеонаблюдения. Также согласно статье 25 закона, отсутствие товарного, кассового чека или другого подтверждающего оплату товара документа не лишает возможности ссылаться на свидетельские показания – то есть, если вы ходили в магазин с мамой или другом, они могут помочь.

Составить претензию в книге жалоб и обратиться Роспотребнадзор, если магазин категорически отказывается принимать ваши требования. Необходимые телефоны, как правило, размещаются в магазинах на информационных стендах. Написать письмо в Роспотребнадзор с жалобой можно на официальном сайте, приложив фотографии товара и чека, а также обратиться по телефонам +7 (4872) 31-28-79 и «горячей линии» +7 (4872) 55-55-50 (с 10:00 до 16:00) и по электронной почте tula@71.rospotrebnadzor.ru.