В Тульской области работает несколько специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации. Согласно статье 13 федерального закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, они призваны заботиться о детях возрастом от 3 до 18 лет:

  • Которые остались без попечения родителей или других законных представителей;
  • Которые, по заключению специальной комиссии, живут в социально опасном положении с родителями или законными представителями (опекунами, попечителями):
    • Не выполняющими свои обязанности по содержанию детей, а именно «забывают» покупать им одежду, регулярно кормить, не соблюдают санитарно-гигиенические условия и не следят за вредными привычками ребенка – алкоголизмом, наркоманией и тому подобное;
    • Злоупотребляющими спиртными напитками, наркотическими или психотропными веществами, ведут аморальный образ жизни;
    • Вовлекающими детей в противоправные или антиобщественные действия – попрошайничество, бродяжничество, проституция и тому подобное;
    • Замеченными в жестоком обращении с детьми, то есть физическом, психическом, сексуальном или ином насилии.
  • Которые заблудились или которых подкинули;
  • Которые самовольно оставили семью, ушли из специальных детских образовательных учреждений для детей-сирот или других, за исключением специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (для несовершеннолетних преступников, не достигших возраста уголовной ответственности, не подлежащих ей из-за отставания в психическом развитии без психического расстройства и освобожденных судом с применением принудительных мер воспитательного воздействия)
  • Которые не имеют место жительства, пребывания или средства для существованию;
  • Которые оказались в другой трудной жизненной ситуации, не указанной выше, и нуждаются в социальной помощи или реабилитации.

По сути, учреждение должно стать для детей безопасным убежищем, заменить любовь родителей и наполнить их жизнь максимально возможным уровнем счастья. Справляются ли они с этой обязанностью? Попробуем разобраться.

Прокуратура Тульской области проверила, работают ли эти социальные учреждения в полном соответствии с законом. Как отмечает пресс-служба ведомства, проверки были организованы для устранения нарушений, касающихся:

  • Охраны жизни и здоровья детей;
  • Порядка проведения медицинских осмотров и диспансеризации;
  • Санитарно-эпидемиологических норм в организации питания;
  • Пожарной безопасности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, только за 2017 год и 8 месяцев 2018 года прокуратура выявила 122 нарушения закона в реабилитационных учреждениях. Был принесен один протест, направлен один иск в суд, внесено 39 представлений об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлекли 35 ответственных лиц, к административной ответственности – 6 лиц. Сами учреждения приняли дополнительные меры организационного характера для устранение нарушений прав и законных интересов детей.

Зачастую в учреждениях забывали вовремя чистить кровлю от снега и льда. Разумеется, это противоречит требованиям безопасности: ледяная масса может упасть на одного из воспитанников, став причиной трагедии. Кроме того, это противоречит требованиям постановления правительства РФ № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27 ноября 2000 года и министерства труда РФ № 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 29 марта 2002 года. Но бывали и более серьезные нарушения.

В частности, «Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»  не имела лицензии на работу. Несмотря на это воспитанников подвергали медицинским процедурам – в рамках доврачебной медпомощи и амбулаторно-поликлинической педиатрии – и, согласно штатному расписанию, на каждого воспитанника в среднем приходится один врач и четыре медсестры. Одна штатная единица массажиста по состоянию на 7 сентября 2012 года была вакантна.

29 июня 2012 года директору, Трубину Юрию Павловичу, направили представление о немедленном устранении таких недопустимых нарушений. 17 июля 2012 года он ответил, что администрация в процессе получения лицензии, и до 25 августа всё будет готово.

По этому факту в Суворовский районный суд поступило исковое требование от местного прокурора. Как было установлено проверкой, в сентябре 2012 года лицензию на медицинскую деятельность руководство интерната так и не получило. В 2014 году учреждение переименовали в ГУ ТО «Северо-Агеевская школа» на основании приказа Министерства образования Тульской области от 2 сентября 2014 года №819 «Об исполнении постановления правительства Тульской области от 28.08.2014 г. №440 "О реорганизации отдельных государственных учреждений Тульской области"», а в 2015 году – в ГУ ТО «Северо-Агеевская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на основании приказа Министерства образования Тульской области от 16 июня 2015 года.

ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» на улице Калинина в Туле появился в августе 2015 года после присоединения государственного учреждения соцобслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тулы» к «Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей, города Тулы». И уже с августа по сентябрь 2015 года из учреждения сбежали шестеро подростков.

Позже сбежавшие объяснили, что сотрудники спрашивают их только об обстоятельствах их самовольного ухода из семей, тогда как побудившие их к этому причины и условия никого не волновали.

- Отсутствие индивидуального подхода к подросткам, склонным к совершению самовольных уходов, не установление действительных причин их побегов, а также отсутствие надлежащей работы социальных работников учреждения приводит к совершению отдельными подростками повторных самовольных уходов, что в свою очередь может привести к совершению противоправных деяний в отношении них, - сообщала тогда прокуратура.

В адрес учреждения было внесено представление. Однако даже после этого дети не переставали убегать из учреждения. В августе 2016 года Центр покинули двое детей – по той же причине, а также, по данным региональной прокуратуры, чтобы привлечь к себе внимание, избавиться от опеки, контроля и однообразности жизни в учреждении. Кроме того, сотрудники центра вовсе хотели скрыть факт ухода детей, предоставив данные в полицию только через большой промежуток времени. 14 января 2017 года – всё та же причина и снова два беглых воспитанника. Причем один из них неоднократно и систематически самовольно уходил из Центра: в предыдущий раз он пропал 17 декабря 2016 года на 10 дней. Другой ранее не убегал ни разу, и как школа, так и сам Центр характеризовали его положительно. Почему сотрудники не обратили внимание на проблемного ребенка и, зная о его намерениях, не приняли никаких мер? Вопрос остаётся открытым. За каждый зафиксированный побег центр получал представления об устранении нарушений.

Еще до слияния центра, в 2012 году, правоохранители зафиксировали серьезный рост количества самовольных уходов в ГУ СОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2 Тулы» и ГУ СОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1 Тулы», которые теперь находятся в одном здании. Только за 2012 год из него сбежали 133 воспитанника, при этом 14 уходили неоднократно.

Эти несовершеннолетние совершили шесть правонарушений по статье 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения) и две кражи (статья 158 УК РФ) в 2012 году. За 2013 год воспитанники Центра два раза появлялись в нетрезвом виде в общественном месте и совершили четыре кражи. По всем нарушениям возбуждены уголовные дела.

В частности, ночью 28 января 2013 года несколько неблагополучных подростков Центра разбили окно водительской двери автомобиля и украл аккумулятор. Накануне они сбежали из учреждения. Однако по результатам проверки от 7 февраля 2013 года в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием признаков состава преступления по части 1 статьи 158 и части 1 статьи 167 УК РФ. Кроме того, информация о самовольном уходе подростков в правоохранительные органы так и не поступила, в розыск как безвестно отсутствующих воспитанников не объявляли.

- Несмотря на то, что в Центре имеется социальные работники, в должностные обязанности которых входят в том числе работа с указанной категорией несовершеннолетних, у подростков, склонных к совершению самовольных уходов, не выясняются их потребности, не рассматриваются способы организации досуга в целях реализации данных потребностей, а также причины и условия уходов, - заключила прокуратура. На директора внесли представление об устранении нарушений законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и требование привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.

Также 27 января 2017 года крышу здания и территорию очистили от снега только после прокурорского реагирования – одного из сотрудников привлекли к дисциплинарной ответственности. Противопожарная безопасность здесь также хромала: двери эвакуационных выходов открывались не по направлению выхода из здания. 9 апреля 2018 года нарушение устранили, и снова одного из сотрудников привлекли к дисциплинарной ответственности.

Но самое громкое правонарушение произошло 8 июля 2017 года. Тогда воспитанник ударился головой об угол стены, получил серьезную травму, с которой его госпитализировали. Согласно заключению прокуратуры, причина – отсутствие надлежащего присмотра за детьми со стороны воспитателей.

В ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2» на улице Пушкина в Белеве также забывают о соблюдении законодательства. В частности, эвакуационные наружные лестницы на втором этаже здания не очищали от снега и льда – в нарушение пункта 24 Правил противопожарного режима по постановлению правительства РФ № 390 «О противопожарном режиме» от 25 апреля 2012 года. Только после того, как местный прокурор вынес представление, 30 января 2017 года все нарушения устранили. Трех сотрудников привлекли к дисциплинарной ответственности.

Однако это нарушение – достаточно безобидное, учитывая произошедшее в феврале 2016 года. Тогда 13 воспитанников в возрасте от 3 до 17 лет попали в ГУЗ «Детская инфекционная больница № 4 Тулы» с острыми кишечными инфекциями. Согласно данным прокурорской проверки, это произошло из-за нарушений санитарно-эпидемиологических правил и отсутствия контроля за соблюдением состояния помещений в целом, включая санитарное состояние. Кроме того, была нарушена технология приготовления блюд, нарушен режим мытья кухонной и сервисной посуды, а уборка на пищеблоке и в столовой проводилась некачественно.

За нарушение было возбуждено уголовное дело на бывшего директора Центра, 47-летнюю Елену Филимонову, и медицинскую сестру, 36-летнюю Елену Сергееву – за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, по неосторожности повлекшее массовое заболевание людей (часть 1 статьи 236 УК РФ). С учетом тяжести преступления и заглаживания причиненного вреда Белевский районный суд освободил бывшего директора от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в 20 000 рублей. Медицинскую сестру также признали виновной и назначили 15 000 рублей штрафа.

Причем такой случай произошел не только в белевском Центре. В ночь с 10 на 11 ноября 2012 года в Северо-Задонскую больницу города Донского и Детскую городскую больницу города Новомосковска поступили восемь воспитанников ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Донского» в возрасте от 8 до 15 лет. У них диагностировали желудочно-кишечное отравление. На следующую ночь с аналогичным диагнозом госпитализировали еще двух воспитанников центра.

По результатам проверки местной прокуратуры выяснилось, что в Центре нарушали требования федерального закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года, № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года и санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»:

  • Группы детей были скомплектованы без учета возраста детей и подростков – в одной группе находились дети дошкольного и старшего школьного возраста;
  • Использовались стационарные двухъярусные кровати;
  • В учреждении не соблюдался питьевой режим – для питья сотрудники выставили один бокал на всех, при этом не поставили нет подносы для чистых и для использованных бокалов;
  • Точность технологического процесса на пищеблоке не соблюдалась;
  • Не по назначению использовались раздевалки при душевых;
  • Отсутствовало примерное двухнедельное меню;
  • До работы допущены сотрудники, не прошедшие обязательный медицинский осмотр.

12 ноября 2012 года прокурор Донского внес представление в адрес директора соцучреждения, Татьяны Труновой, с требованием об устранении нарушений и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Кроме того, 13 ноября 2012 года прокурор возбудил на нее административное дело по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ – за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения.

Хочется верить, что меры прокурорского реагирования хоть как-то помогают предотвратить нарушения в учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Что сотрудники будут прислушиваться к своим воспитанникам, обсуждать с ними проблемы и пытаться их решать. Что детство ребенка, попавшего в социальный Центр, постараются сделать счастливым. Ведь в этом и заключается его предназначение.