В интервью корреспонденту ИА «Тульские новости» руководитель УФАС по Тульской области Юрий Елагин рассказал о работе ведомства за 2017 год. 

Юрий Владимирович, ведётся ли внутриведомственная работа тульского УФАС в сфере противодействия коррупции?

- Работа нашего управления, касающаяся вопросов борьбы с коррупцией внутри ведомства, заключается в профилактике антикоррупционных проявлений, состоящих из большого набора показателей. В частности, фиксируется количество заседаний, проведённых антикоррупционной комиссией, сколько рассмотрено вопросов, связанных с конфликтом интересов. Для антимонопольных органов коррупция не очень характерна. Да, есть личности, которые задерживались за взятки, но в целом нам удается бороться с этим злом. В этом помогает открытость перед гражданами, для которых мы работаем.

Какие ключевые мероприятия по реализации антикоррупционной политики были проведены в сфере госзакупок?

- Нельзя говорить о том, что все нарушения, которые существуют в системе госзакупок связаны именно с коррупцией. В большинстве случаев у заказчика и участников аукциона нет каких-либо коррупционных действий. В основном, мы встречаемся с ошибками в техническом задании, влекущими большие материальные потери для бюджета. В данном направлении мы активно работаем. 333 жалобы рассмотрены за 2017 год в сфере госзакупок в нашем регионе. В рамках жалоб выдано 140 предписаний и зафиксировано 147 нарушений, 92 должностных лица привлечены к административной ответственности, а общая сумма наложенных штрафов по госзакупкам в Тульской области составляет 972 тыс. рублей. Необходимо, чтобы конкурсная аукционная документация была предельно точна, как бухгалтерская отчётность, потому что ошибки приводят к экономическим потерям для бюджета любого уровня. Отмечу, что правильность составления и выполнения технического задания зависит от профессионализма людей, работающих в системе госзакупок.

Уменьшился или увеличился показатель нарушения антимонопольного законодательства в Тульской области в сравнении с 2016 годом?

- Вся антимонопольная деятельность сместила определённые акценты в сторону предупредительно-профилактической работы. В 2016 году было принято изменение в законодательстве, в соответствии с которым до начала процессуальных действий в случае выявления нарушений в деятельности органов власти или в деятельности хозяйствующих субъектов нужно было возбуждать судебные дела. На сегодняшний день сначала выдаётся предупреждение и только, если оно не выполняется, то мы вправе возбудить антимонопольное дело в процессуальном порядке.

В 2016 году возбуждалось порядка 45-50 антимонопольных дел в сфере контроля актов органов власти, в которых содержались нормы, ограничивающие конкуренцию. За 2017 год данный показатель уменьшился – возбуждено 3 антимонопольных дела и вынесено 45 предупреждений. Соответственно, если выполняется предупреждение, то никаких действий с нашей стороны не предпринимается, если оно не выполняется, то возбуждается антимонопольное дело и лица, нарушившие законодательство, привлекаются к административной ответственности.

В 2017 году выдавали предупреждение министерству транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по признакам нарушения, которое запрещает антиконкурентные действия со стороны органов власти. Министерством в устав ГУ ТО «Тулаавтодор» была внесена норма, которая налагала на эту организацию обязанность по выполнению контрольных и разрешительных функций на осуществление деятельности на рынке по строительству дорог, имевшие возможность ограничивать конкуренцию в данном сегменте по отношению к другим организациям. Проще говоря, ГУ ТО «Тулаавтодор» могло влиять на рынок, на котором оно работало как хозяйствующий субъект. В конечном итоге, наше предупреждение минтранс обжаловал в суде, и суд принял решение в нашу пользу, и минтранс исправил устав. Ограничение конкуренции влечёт большие потеряи бюджета, торги в неконкурентной среде по  цене на один и тот же товар отличаются на 10-15% в сравнении с конкурентными торгами. Для бюджета любого уровня это существенная экономия.

Организовано ли взаимодействие со СМИ, общественными институтами? Как вы оцениваете свою успешность в данном направлении? Что планируете делать в дальнейшем?

- У нас есть сайт. Все решения и документы в рамках информационной политики ФАС России публикуются на сайте. Для СМИ закрытых тем нет. Мы стремимся к диалогу и открытости. На конструктивную критику всегда реагируем, принимаем её и совершенствуемся.

Какие ключевые задачи будут стоять перед вашим ведомством по реализации «Национального плана развития конкуренции» на 2018-2020 гг. в Тульской области?

- Дорогу осилит идущий, и в рамках своей работы мы всегда стремились взаимодействовать со всеми органами власти в части обеспечения и защиты конкуренции, конечно, мы не всегда встречали и встречаем понимание. Бывают случаи, когда решения УФАС обжалуются в суде, но статистика говорит о том, что большинство судебных дел мы выигрываем. Если говорить о задачах на 2018 год, то планируем совершенствовать свою работу, проявлять более широкую открытость, проводить более частые встречи с бизнесом с разъяснениями антимонопольного законодательства, бороться с картелизацией экономики. Возможно, в конечном счёте, 2018 год будет не очень хорошим для людей, нарушающих антимонопольное законодательство в части, касающейся договорённостей, ограничивающих конкуренцию на рынке, различных торгах, особенно, если это связано с вопросами социальной сферы.