Этим летом состоялось заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством Владимира Путина. Основной темой заседания тогда стала программа «Цифровая экономика».

«Хотел бы повторить, цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути – это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. И конечно, формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути на десятилетия вперёд», - сказал президент.

В Тульской области следуют вектору заданному Путиным. Так, на сегодняшний день в регионе уже проведена большая работа в развитии и реализации элементов цифровой экономики в сфере госуправления.

Мы оказались в числе лучших 8-ми субъектов, которым Минкомсвязь РФ одобрило и сохранило использование региональных порталов госуслуг. Доля трафика оказываемых услуг на gosuslugi71.ru составляет более 35% от общего трафика в регионе, при минимальном пороге в 30%.

С целью проработки роста эффективности использования регионального портала государственных услуг Тульской области, а также для комфортного перехода пользователей с единого портала, в настоящее время в рамках участия в проекте «Совместное развитие ЕПГУ и РПГУ» запущена новая версия gosuslugi71.ru beta с использованием единого фирменного стиля. Дизайн портала адаптирован под мобильные устройства и телефоны. Благодаря этому пользователи с любого устройства смогут получить услугу в электронной форме.

На Региональном портале государственных и муниципальных услуг Тульской области (gosuslugi71.ru) размещено более 200 электронных форм для получения государственных услуг в различных сферах деятельности. 

Также высокие показатели по получению госуслуг в электронном виде неразрывно связаны с количеством зарегистрированных граждан в ЕСИА.


Сейчас в ЕСИА зарегистрировано 597 811 жителей Тульской области, что составляет 70,5% населения старше 14 лет, и соответствует 5-му месту среди субъектов РФ.


 

Другим не менее важным инструментом «Цифровой экономики» для Тульская области является проекты – «Открытые данные» и «Открытый регион».

В настоящий момент на портале открытых данных Тульской области (opendata71.ru):

- опубликовано 767 наборов данных от 71 поставщика данных, в том числе более 65 новых наборов было размещено в 2017 году;

- более 4 167 935 просмотров наборов данных;

- более 1 355 406 скачиваний файлов наборов;

- около 340 000 уникальных пользователей;

- 1 место со 100% результатом в экспертном рейтинге открытых данных «Госмонитор», опыт Тульской области в сфере открытых данных был признан лучшим на федеральном уровне.

Портал «Открытый регион 71» функционирует в Тульской области с марта 2013 года. За это время было реализовано более 21 социального сервиса: «Реши проблему», «Дороги Тульской области», «Антикоррупция», «Народный бюджет», мероприятия, опросы, «Оценка учреждений», «Экспертиза НПА», обсуждение крупных госзакупок, «Открытый муниципалитет», «Открытое министерство», «Электронный врач», «Электронный ЗАГС» и прочие.

На портале «Открытый регион 71»:

-реализовано более 20 полезных городских сервисов для жителей Тульской области, в том числе в 2017 году созданы следующие сервисы: «Запись на прием к должностному лицу», «Информационный сервис для застройщика», «Калькулятор подключения ЖКХ», завершаются работы по наполнению сервиса «Инструкция для приемных родителей».

-более 835 000 уникальных посетителей;

-решено более 10600 проблем в ключевом сервисе портала «Реши проблему»;

-призовые места во всероссийском конкурсе региональной информатизации «ПРОФ-ИТ 2015» и «ПРОФ-ИТ 2016», диплом победителя открытого Российского конкурса «Лучший проект - 2016», диплом Шестого Среднерусского экономического форума - 2017.

Так же в сервисе «Открытое министерство» на портале «Открытый регион 71» Тульской области размещена актуальная информация в соответствии с ведомственными планами («дорожными картами») органов исполнительной власти Тульской области.

Для получения доступа к информационным ресурсам для граждан в Тульской области реализуется масштабный проект по созданию Единой Информационно-Коммуникационной Сети (далее - ЕИКС). В рамках реализации проекта ЕИКС в 2015 году доступ был организован в 418 учреждениях, расположенных в 174 населенных пунктах, в том числе в 69 населенных пунктах, где ранее технической возможности подключения к широкополосному доступу в сеть Интернет не существовало.

В 2016 году были проложены волоконно-оптические каналы связи и организован  широкополосный доступ в сеть Интернет в 255 учреждениях, расположенных в 135 населенных пунктах, в том числе в 65 населенных пунктах, где ранее технической возможности подключения к широкополосному доступу в сеть Интернет ранее не существовало.

В 2017 году проводятся работы по поддержке уже построенных точек (491 гос. учреждение) и на строительству ФАП.

По проекту «Устранение цифрового неравенства» (далее – УЦН) в  2015 году были установлены всепогодные точки доступа Wi-Fi в сеть Интернет со специальным социальным тарифом в 28 населенных пунктах. В 2016 году точки доступа WiFi были установлены в 101 населенном пункте, с общей численностью населения 35 191 человек.


В начале 2017 года точки доступа были установлены еще в 12 населенных пунктах, таким образом, общее количество установленных точек доступа достигло 141 из запланированных 224 точек.


 

Для обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления общественными финансами и в целях совершенствования процесса открытости бюджетного процесса в Тульской области действует информационно- аналитическая система «Открытый бюджет Тульской области», составной частью которой являются «Бюджет для граждан». Портал «Открытый бюджет Тульской области» обеспечивает предоставление для широкого круга пользователей в объективной, доступной и простой для понимания форме информации о целях, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.

Продолжается активное внедрение единой информационной системы для централизованного сбора, консолидации и анализа бюджетной отчетности Тульской области, отчетности бюджетных и автономных учреждений Тульской области с использование web-технологий.

В  планах:

  • дальнейшая интеграция информационных систем в сфере управления финансами с системами в сфере управления государственными закупками;
  • внедрение компонентов государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет» на уровне Тульской области, интеграция и взаимодействие информационных систем в сфере управления финансами области с ГИИС:
  • оказание методологической помощи по автоматизации деятельности финансовых органов муниципальных образований области.

О КАДРАХ

Напомним, что образовательная система должна обеспечивать предприятиям необходимое воспроизводство высокопрофессиональных и современных кадров. А нашим молодым жителям – гарантировать востребованность на рынке труда и достойное место в жизни.

В Тульской области ведется ежедневная работа по улучшению материальной базы образовательных учреждений, повышению доступности и качества образования на всех его ступенях. Большое значение придается ранней профориентации и формированию начальных профессиональных навыков, которые будут востребованы с учетом активного развития инновационных технологий.

На базе 2 общеобразовательных организаций города Тулы открыты минитехнопарки по направлениям «Робототехника» и «IT-технологии». В 2016 году открыт первый Тульский детский технопарк «Кванториум» (направления «IТ-квантум», «Робоквантум», «Аэроквантум», «Наноквантум», «Промышленный дизайн», интерактивный квант «Музей»).

Создана физико-математическая школа им. академика А.Г. Шипунова. На базе тульского лицея № 2 им. Б.А. Слободского проводится региональная физико-математическая олимпиада.


Сегодня Тульская область в числе лидеров по внедрению новых образовательных стандартов в системе профессионального образования.


 

В регионе активно внедряется практико-ориентированное образование в партнерстве с промышленными предприятиями. Такие модели действуют в:

  • Щекинском политехническом колледже (партнер ОАО «Щекиноазот»);
  • Алексинском химико-технологическом техникуме (партнер ФКУ «Алексинский химический комбинат»);
  • Тульском государственном машиностроительном колледже им. Н. Демидова (партнеры АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Шипунова» и ОАО «Тульский оружейный завод»).
  • в 2016 году создано малое инновационное предприятие ООО «Инжиниринговый центр «Цифровые средства производства» при Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого;

В ходе работы Петербургского международного экономического форума правительство Тульской области заключило соглашение с государственной корпорацией «Ростех» о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта по созданию креативного индустриального кластера на базе предприятия «Октава».

Данное Соглашение предусматривает реализацию в регионе совместно с государственной корпорацией «Ростех» проекта по созданию Высшей технологической школы для подготовки кадров, переподготовке и повышению квалификации специалистов по дополнительным профессиональным образовательным программам.


 

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что для госуправления цифровая экономика - это возможность повысить оперативность качество принимаемых решений, своевременно реагировать на запросы населения и повысить эффективность и качество  государственных услуг. А что самое главное, в перспективе цифровая экономика позволит в большей мере и гораздо лучше удовлетворять все потребности человека.


 

Справка:

Цифровая экономика сама по себе, без реального сектора, без производства, без сельского хозяйства и без транспорта, без торговли — существовать не может. То есть цифровая экономика — это экономика в целом, а цифровой сектор экономики состоящий из электронных товаров и услуг, электронного взаимодействия между участниками экономических процессов.

Для успешного функционирования цифровой экономики необходимо наличие несколько основных элементов:

  • инфраструктура (доступ к Интернету и телекоммуникациям);
  • электронное взаимодействие в госуправлении (госуслуги), подготовка кадров, формирование баз данных и безопасность;
  • электронный бизнес (ведение хозяйственной деятельности организаций через компьютерные сети с использованием современных программных продуктов);
  • электронная коммерция (продажа товаров через интернет).