«Бренды Тулы»: В Доме-музее В.В. Вересаева завершился цикл мероприятий, посвященных 115-летию улицы Гоголевской

icon 23/10/2017
icon 11:22

Некогда улица Гоголевская делилась на две части. От начала до Киевской (пр-т Ленина) она называлась Путухановской, позже — Пешехонской, а от Киевской до конца — Дворянской, потом Большой Дворянской и Верхне-Дворянской. В 1902 году, в пятидесятую годовщину смерти Николая Гоголя, по Постановлению Городской Думы ее переименовали в Гоголевскую. Сейчас улица Гоголевская входит в состав Центрального района Тулы. С ней связаны имена многих известных жителей Тулы, а сохранившиеся деревянные дома хранят облик города начала XX века. 

«Тихая Верхне-Дворянская улица (теперь Гоголевская), одноэтажные особнячки и вокруг них сады. Улица почти на краю города, через два квартала уже поле. Туда гоняют пастись обывательских коров, по вечерам они возвращаются в облаке пыли, распространяя вокруг себя запах молока, останавливаются каждая у своих ворот и мычат протяжно. Внизу, в котловине - город. Вечером он весь в лиловой мгле, и только сверкают под заходящим солнцем кресты колоколен. Там дома друг на друге, пыль, вонь сточных канав, болотные испарения и вечная малярия. У нас наверху - почти полевой воздух, море садов и весною в них - сирень, гулкие раскаты соловьиных трелей и щелканий. 

У папы на Верхне-Дворянской улице был свой дом, в нем я и родился.» 

Так писал наш земляк В.В. Вересаев в первой части своих «Воспоминаний» о юных годах, проведенных в Туле. 

Цикл мероприятий, посвященных 115-летию улицы Гоголевской и продолжавшихся практически весь октябрь 2017 года, открыли подростки из клуба «TulaTeens».

Они провели мистический гоголевский квест, который начался в сквере Коммунаров, продолжился прогулкой по улице Гоголевской и завершился в Доме-музее В.В. Вересаева.

Участники квеста говорили о творчестве Н.В. Гоголя, о мистике и искали пути преодоления своих собственных страхов. Школьники показывали себя с самой лучшей стороны и обращали внимание на удивительную архитектуру старых домов улицы Гоголевской, украшенных лепниной, деревянными узорами и кованым ажуром.

Нагулявшись и надышавшись свежим, немного прохладным осенним воздухом, подростки расположились в уютной гостиной Дома-музея В.В. Вересаева, где их ждало чаепитие. И не просто чаепитие, а подведение итогов и жаркие дебаты на тему «Актуально ли творчество Н.В. Гоголя сегодня?». 

Участники квеста активно дискутировали, приводили доводы «за» и «против», записывали тезисы ответов и, конечно же, вновь и вновь говорили о русской классической литературе.

Далее акцию подхватили студенты Международного факультета ТГПУ им. Л.Н. Толстого.Их мероприятие «Русский язык – миссия мира» стало ярким событием в жизни города.

Молодые люди из Греции, Китая, Вьетнама, Молдовы и других стран рассредоточились по улице Гоголевской.

Они читали сами и предлагали прочитать прохожим отрывки из произведений классиков русской литературы.

 А в Доме-музее В.В. Вересаева, в этот день всех ждал ароматный травяной чай. 

Творческое внимание к растительному миру оказалось одной из точек соприкосновения Гоголя и Вересаева. Ведь оба писателя выросли в небольших усадьбах в непосредственном общении с природой.Также иностранные студенты Также узнали об исследованиях В.В. Вересаевым биографии Н.В. Гоголя и увидели уникальную книгу, хранящуюся в фондах музея. 

Завершающим этапом, который состоялся 20 октября 2017 года, стала интерактивная встреча «Чтения по Гоголю». Сетевое издание «Тульские бренды» и студенты Тульского филиала Всероссийского государственного университета юстиции (ВГУЮ) провели для участников подросткового клуба «TulaTeens» интеллектуальную игру Брэйн-ринг.

Школьники узнали ряд любопытных фактов, связанных с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя, и научились анализировать их. На основе услышанного они делали логические выводы и искренне радовались, когда давали правильный ответ. 

В игре использовались фрагменты из «Тараса Бульбы», «Старосветских помещиков», «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», фильма «Гоголь Начало», а также из дневников и писем Николая Васильевича. По завершении «мозгового штурма» подростки попробовали самостоятельно сочинить загадки о том, что их окружало в музее.