Как сообщает сайт ФНС России, за январь-сентябрь 2017 года в консолидированный бюджет Тульской области поступило налогов и сборов 41,4 млрд рублей, что на 3,3% больше, чем год назад. В федеральный бюджет РФ поступило 8,2 млрд рублей, что на 16,7% больше поступлений за аналогичный период годовой давности.

Бюджет области сформирован, в основном, налогом на доходы физических лиц (39,5% от общего объёма поступлений), налогом на прибыль организаций (27,6%), имущественными налогами (13,1%), акцизами (13,4%) и налогами на совокупный доход (5,9%).

Объем поступлений налога на доходы физических лиц составил 16,3 млрд рублей (рост - на 5,3%), налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта – 11,4 млрд рублей (+0,8%), акцизов – 5,5 млрд рублей (снижение на 9%), имущественных налогов – 5,4 млрд рублей (+15,2%), налогов на совокупный доход – 2,4 млрд рублей (+10,5%). 

За январь-сентябрь 2017 года в федеральный бюджет РФ поступило 8,2 млрд рублей, что на 16,7% больше поступлений за аналогичный период годовой давности. В общей сумме поступлений 85,6% приходится на налог на добавленную стоимость, объем поступлений которого составил 7,1 млрд рублей (+16,4%). 

В январе-сентябре 2017 года поступления доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование в РФ составили 30,2 млрд рублей, что на 8,6% больше, чем год назад:

по страховым и другим взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ поступления в январе-сентябре 2017 года составили 24 млрд рублей (+8,4%);

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступления в январе-сентябре 2017 года - 5,4 млрд рублей (+8,4%);

по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,8 млрд рублей (+16,7%).

Комментарий «Тульского бизнес журнала»:

С социальными платежами – порядок, поступления уверенно растут.

А вот с налогами возникли проблемы.

Во-первых, заметно упал налог на прибыль. Чего и следовало ожидать: в первой половине года эти поступления росли на 20-25% против показателей прошлогоднего периода, но прибыльность тульской экономики при этом снижалась на 30%. В настоящее время обе тенденции начинают двигаться в одну сторону. В сторону снижения.

Во-вторых, болезненно сработал «пивной фактор». Региональная казна уже «недополучила» от запланированного уровня более полутора миллиардов.

Тут причин несколько. Начиная от того, что федеральные власти за шесть лет увеличили акцизы на пиво в семь раз, что привело к резкому росту цен на напиток и снижению его потребления. Продолжая тем, что региональные и местные власти ввели ограничения на места и время продажи пива, мотивируя это борьбой за трезвость. Формально уровень пьянства как бы снизился (если судить только по объемам официальной продаж водки и пива), но в реальности этого почти не ощущается. Народ снова переходит на самогон.

Сказывается и фактор изменения системы контроля производства и реализации пива. Введение системы ЕГАИС, которая позволяет отслеживать выпуск и продажу каждого литра пенного напитка от крупных производителей, оставила «за рамками» контроля малых и средних производителей пива. И если раньше таковых было немного, на их долю приходилось 1-2% объемов выпуска, то сегодня подобных фирм стало в разы больше. И они выпускают, по разным оценкам, от 7% до 15% пива, которое поголовно продается «в розлив» в сомнительных «пивбарах».  По сути, в России возникает рынок подпольного («серого») пива, чего у нас ранее не было никогда. Естественно, акцизов они платят столько, сколько позволяют себе нарисовать в отчетах. Проверить объемы выпуска – нельзя. Нет системы ЕГАИС. Льгота для малого бизнеса.

Наконец, крупные производители пива, в поисках путей компенсации убытков, переходят на выпуск безалкогольных напитков и безалкогольного же пива. А там акциза нет вообще. Только налоги. Суммы в казну – в разы меньше.

Возникает сильное подозрение, что эта проблема, во многом – рукотворная. Опять чиновники и депутаты в погоне за славой «борцов с алкоголизмом» сильно ударили по бюджету…

Задание по сбору налогов в 2017 году область все же выполнит. А вот на 2018 год «затянет пояс», оставив в неприкосновенности только «социальные»,  «образовательные» и «льготные» обязательства. Но вполне могут в очередной раз заморозить рост зарплат работникам бюджетной сферы – педагогам, медикам, самим себе, т.е. чиновникам.

Впрочем, региону вполне по силам компенсировать нынешние бюджетные потери. Нарастить, к примеру, госдолг на 2 млрд рублей. Все равно останемся в списке лучших субъектов страны, так как его нынешний объем – всего 31% от суммы собственных налоговых доходов (у большинства соседних областей – 40-75%). Можно также увеличить объемы дефицита, закон не запрещает.

Но в обоих случаях есть неприятная подробность. Все эти «наращивания» через год придется возвращать в федеральную казну. Но за счет чего? Пока не слишком понятно. А потому от высших чиновников прозвучала знакомая до боли фраза: «область будет жить по средствам». То есть - экономить.

Логично. Но - малоприятно.