В Туле программа «Доступная среда» реализуется с 2015 года согласно приказу Министерства транспорта России №347. Такая программа предполагает взаимодействие всех государственных, коммерческих и частных субъектов по содействию социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями.

То есть с помощью «Доступной среды» маломобильные группы получают возможность свободно передвигаться по городу, появляется доступ к объектам социальной инфраструктуры и транспорту.

Таким образом, согласно вышеупомянутому приказу Минтранса региональные перевозчики должны обеспечивать пассажирам из числа инвалидов:

а) посадку в транспортные средства и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

б) возможность провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов;

в) провоз собак-проводников при наличии специального документа;

г) оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Также приказ гласит, что данный перечень является обязательным для перевозчиков эксплуатирующих  транспортные средства с 1 июля 2016 г. А вот транспортные средства перевозчиков, которые закуплены и эксплуатируются до данного срока, подлежат специальным мерам по повышению уровня доступности для пассажиров.  В связи с этим перевозчики составляют паспорта доступности транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов и предоставляемых услуг поэтапно. Стоить отметить, что сроки и порядок проведения таких мер по повышению уровня доступности законом не определены.

Однако, согласно ст.16 вышеуказанного закона региональным властям и муниципалитету рекомендовано разрабатывать и утверждать планы мероприятий (дорожные карты) по повышению значений показателей доступности для пассажиров с ограниченными возможностями объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.

Получается, что органам исполнительной власти дано право по формированию всей политики, направленной на создание реальных механизмов, благодаря которым транспортные средства перевозчиков постепенно перейдут в разряд доступных для использования их инвалидами.

Однако, какова сейчас реальная ситуация и что сделано со стороны перевозчиков и исполнительной власти для того, чтобы реализовать эту программу.

Что касается перевозчиков, то они отчитались, что провели работу и разработали паспорта доступности по своим автобусам с планом мероприятий по повышению доступности транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов. Они считают, что их транспортные средства являются условно или частично доступными для инвалидов, т.к. у них  имеется возможность ознакомления с правилами перевозки пассажиров, зрительная информация о схеме движения маршрута, наименовании и номере маршрута. Также обозначены места для инвалидов специальным знаком и как показывает проведенный натурный эксперимент  с помощью водителя и пассажиров удалось перевезти инвалида колясочника в автобусе малой вместимости.

Также перевозчики заявили, что норму закона, при которой они должны провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира и провозить собак-проводников при наличии специального документа они также готовы выполнить.

По официальным данным в Тульской области насчитывается более 2 тысяч инвалидов- колясочников. В связи с этим стоить учитывать, что не всегда пассажиры смогут или захотят прийти на помощь водителю, чтобы затащить коляску в автобус. Кроме того, для того чтобы осуществить такую посадку водитель должен покинуть кабину автобуса и выйти на проезжую часть (т.к. заездных остановочных карманов в Туле практически нет), что не безопасно для самих пассажиров и наверно не правильно с точки зрения ПДД.

Кроме того, перевозчики заявляют, что автобусы малой вместимости, которые так популярны у пассажиров за счет своей мобильности и скорости передвижения в принципе не предназначены для оказания такой вот услуги. По их словам, чтобы обеспечить выполнение требований ГОСТа, требуется серьезное переоборудование автобуса с сокращением его технических характеристик по вместимости, с устройством дополнительных поручней и площадок и проведения сложной организационной работы по узаконению внесения изменений в конструкцию автомобиля в ГИБДД.

Это в целом приведет к экономической нецелесообразности эксплуатации такого транспортного средства при существующем тарифе. Покупка же и обновление подвижного состава поставлены теперь в условия обеспечения доступности, но только вот такой приспособленный подвижной состав на рынке дороже более чем в два раза по сравнению с обычным автобусом для перевозки пассажиров.

Как обычно это и бывает, все упирается в экономическую целесообразность. В связи с этим помощи в этом вопросе перевозчики ждут от органов власти, которые целевыми программами и мероприятиями могут стимулировать перевозчиков  на обновление подвижного состава с учетом требований федеральных нормативных актов.

В настоящее время в регионе действует ряд документов, направленных на регулирование в данной сфере: Распоряжение правительства Тульской области от 07.10.2015 N 940-р «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тульской области». Постановление правительства Тульской области от 2 июня 2016 года N 221 «Об утверждении региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы.

В обоих этих документах акцент в решении проблем транспортного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) делается на комплексный подход. Указывается, что наличие низкопольного транспорта при необорудованных остановочных пунктах делает его использование неэффективным. Учитывая особенности застройки Тулы и инфраструктуру спальных районов города, адаптация остановочных площадок может обеспечить инвалидов услугами общественного транспорта практически во всех районах города. Т.е. решение вопроса по своей сути лежит не только в переоборудовании пассажирских транспортных средств, но и он не невозможен без приведения существующей транспортной инфраструктуры к определённым техническим требованиям и условиям.

Также власти считают, что специализированный подход к транспортному обслуживанию инвалидов-колясочников имеет более высокую эффективность. Для этого с 2013 года функции организации специального транспортного обслуживания инвалидов и других МГН были возложены на государственное учреждение Тульской области «Сервис», а затем для увеличения количества услуг по специальному транспортному обслуживанию и повышения их качества с 2016 года полномочия по специальному транспортному обслуживанию переданы в коммерческий сектор.

По данным статистики ежегодно услугами «Социальное такси» пользуются более 2 тысяч инвалидов. 

Таким образом, региональные власти сформировали определённую концепцию развития и повышения качества транспортных услуг для пассажиров из числа инвалидов и только от ее практической реализации на местах будет зависеть реальное качество повышения услуг.

К сожалению, нормативно правовые акты МО г.Тула в данной области регулирования пока не нашли своего отражения, поэтому за комментарием мы обратились к начальнику Управления по транспорту и дорожному хозяйству г. Тулы Алексею Крыгину.

Так, по словам Алексея Крыгина, для решения задач по координации деятельности в сфере формирования доступной среды в администрации г. Тулы создан сектор по координации работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Основной задачей сектора является  содействие в разработке мер, направленных на совершенствование деятельности в сфере формирования доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также участие в создании условий для социализации и интеграции инвалидов в общество.

«За последние 5 лет в рамках реализации региональной программы Тульской области «Доступная  среда» администрацией г. Тулы были проведены работы по обновлению подвижного состава муниципального транспорта. Вся обновленная техника оборудована пандусами, бегущей строкой, информирующей о наименовании остановочного пункта, голосовыми автоинформаторами и задействована в перевозках пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам г.Тулы. Данные транспортные средства находятся в оперативном управлении МКП «Тулгорэлектротранс», - сказал Крыгин.

В настоящее время муниципальный транспорт, выпускаемый на линию, по словам Крыгина, составляет 238 едениц. Из них для перевозки пассажиров из числа инвалидов  оборудовано 127 ед. автобусов, 53 ед. троллейбусов, 15 ед. трамваев. Из всех видов транспорта только трамвайный не оборудован в полном объеме: из 58 единиц техники оборудовано для перевозки инвалидов 26%.

«В целях обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения транспортных услуг администрацией города совместно с полномочными представителями общественных объединений инвалидов проводится мониторинг по определению наиболее востребованных объектов транспортной инфраструктуры. Так, в рамках реализации региональной программы Тульской области «Доступная  среда» были проведены работы по адаптации 19 остановочных павильонов общественного транспорта, расположенных на центральных магистралях города, а также  в районе ДК «ВОС», - отмечает начальнику Управления по транспорту и дорожному хозяйству г. Тулы.

По словам Алексея Крыгина, адаптация таких остановочных павильонов включает комплекс работ: установка тактильно-звуковых мнемосхем, установка металлических ограждений и боковых поручней скамеек, устройство покрытий из тактильной тротуарной плитки, установка акустической системы информирования, установка табло автобусной остановки. Работы по адаптации остановочных пунктов для пассажиров из числа инвалидов продолжаются и в настоящее время. При проведении ремонтных работ  производится обустройство площадок остановочных пунктов пандусами.

Кроме того, как отмечает Крыгин, при ремонте автомобильных дорог и тротуаров в г.Туле учитывается факт обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к элементам обустройства, предназначенных для движения и нахождения на них людей.

«Выполняется укладка бортовых камней в горизонтальном положении на пешеходных переходах, а также на перекрестках по линии прохождения тротуаров, тем самым обеспечивая доступность движения инвалидам и маломобильным группам населения», - отмечает он.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» установлена необходимость органам местного самоуправления разработать и утвердить план мероприятий (дорожная карта) по повышению  значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

В рамках данного постановления в администрации города Тулы такая дорожная карта утверждена постановлением администрации города Тулы  от 29.12.2015 № 6517. В ней предусмотрены показатели транспортных средств, используемых для перевозки МГН, инвалидов. Данный показатель формируется с учетом как муниципального транспорта, так и коммерческого.

По словам Алексея Крыгина, на сегодняшний день только муниципальный транспорт адаптирован для пассажиров из числа инвалидов. Он также отмечает, что в транспортных средствах перевозчиков, осуществляющих транспортную работу по нерегулируемому тарифу,  не созданы условия для беспрепятственного пользования инвалидами. Из общего количества (1653 ед.) городского пассажирского транспорта оборудовано для инвалидов 195 единиц, что составляет 11,7%.

«Администрацией города на регулярной основе проводятся рабочие совещания с коммерческими перевозчиками по обсуждению вопросов организации транспортного обслуживания населения, в рамках которых перевозчиков побуждают к разработке программ по оборудованию транспортных средств для перевозки инвалидов.

На очередном совещании с представителями транспортных компаний-перевозчиков 27.07.2017 под председательством главы администрации города Тулы Евгением Авиловым коммерческим перевозчикам было дано поручение  проработать вопрос адаптации транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов и представить дорожную карту по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг. 03.10.2017 дорожная карта была предоставлена.

В настоящее время представленная дорожная карта анализируется специалистами на предмет наличия необходимых мероприятий и сроков реализации. Среди прочих мероприятий коммерческими перевозчиками рассматриваются для реализации такие мероприятия, как установка автоинформаторов с громкоговорящей связью и оснащение ТС кнопкой-оповещения водителя о планируемом пассажиром выходе на остановке», - рассказал Крыгин.

Одна из основных сложностей, которая не решается коммерческим перевозчиком, по словам начальника управления, - это обеспечение доступности для маломобильных групп населения. Алексей Крыгин отметил, что в адрес транспортных компаний будут направлены замечания о необходимости предусмотреть в дорожных картах мероприятий по оборудованию транспортных средств для маломобильных групп населения.

Какие практические вещи и специальное оборудование в ближайшее время появятся в подвижном составе и на остановочных пунктах?

В соответствии с приказом Минтранса России от 01.12.2015 № 347 информация о доступности транспортных средств и предоставляемых услуг для пассажиров из числа инвалидов должна размещаться перевозчиком на транспортном средстве, либо на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и подлежит обновлению ежеквартально.

«Администрацией города проведена разъяснительная работа по данному вопросу с предприятиями-перевозчиками. В настоящее время данная информация размещена либо в салонах транспортных средств, либо на сайтах предприятий и доступна для ознакомления.

Администрацией города планируется проведение мероприятий по обустройству остановочных пунктов электронным информационным табло, используемым для оповещения пассажиров о номере маршрута и времени прибытия общественного транспорта, как муниципального, так и коммерческого», - отметил начальник управления.

Осуществление данного мероприятия, по мнению администрации города, позволит жителям города оперативно получать информацию о графике движения пассажирского транспорта; пассажиры из числа инвалидов будут информированы о времени прибытия муниципального транспорта, адаптированного на сегодняшний день для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

«Однако исполнение данного мероприятия, - отмечает Алексей Крыгин, -  затруднено нежеланием коммерческих перевозчиков предоставления навигационных сведений о работе транспорта на маршрутах посредством передачи данных через оператора единого навигационно-информационного центра города Тулы – АО «ЦДС ТО».

Кроме того администрация города отмечает, что все автобусы должны быть оснащены специальными пандусами для инвалидов-колясочников.

«Создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, оснащение транспортных специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами – все это требования действующего законодательства РФ, которые подлежат исполнению», - говорит Крыгин.

При этом стоит учесть, что всего на территории  г. Тулы зарегистрировано порядка 53 000 человек из числа инвалидов, из них порядка 600 инвалидов-колясочников. Из общего количества инвалидов-колясочников порядка 20-30% активно передвигаются по городу, в том числе с использованием общественного транспорта.