«Самозанятые» туляки останутся «невидимками»?

icon 12/10/2017
icon 00:21

В Тульской области 790 тысяч человек —  «экономически активное население». Но на субъектах региональной экономики занято лишь 620 тысяч. Еще 70-90 тысяч трудятся в других частях страны (в основном, в столице и Подмосковье). 30 тысяч ищут работу.

А 40-50 тысяч живут непонятно как. С государством их связывает только наличие паспорта. Нигде формально не числятся. За помощью не идут. Как бы не трудятся, но и не голодают. Да, там есть бедные люди. Однако богатые — тоже. И немало. Кто же они — «люди-невидимки»?..

«Параллельные» миры

Впервые я познакомился с ними лет 15 назад, когда поехал по грибы. Встретил в лесу двух тетушек. Двоюродные сестры, обеим —  под 50. Вдовы, дети выросли. Нигде не работали. У одной —  крошечная пенсия, у второй —  ничего.

Восстановили избушку родственницы в брошенной деревне, стали жить и собирать грибы-ягоды. Сначала отдавали перекупщикам. Потом стали дары природы мариновать и делать варенье, возили в Москву.

Купили подержаные «Жигули», научились рулить. Расширили объемы продаж. Построили отапливаемую теплицу для огурцов-помидоров. Часть продавали свежими, часть —  солили в дубовых бочках. Такой продукт шел «на ура» в периоды христианских постов —  осенью, зимой, весной.

Отремонтировали городские квартиры, сменили машину, помогли детям. Выглядели —  изумительно, забыли про болезни…

А потом была доктор —  кудесница массажа и китайского иглоукалывания. Услуги —  недешевые. Зато «ушли» из организма артроз, ревматизм и куча других хворей.

Несколько раз делал ремонт дома. Мастера —  из той же серии. По знакомству, качество —  высший класс. Дорого. Но —
 никаких нареканий.

Фотомастер сделал семейный альбом и видеофильм к юбилею свадьбы.

Со временем появились «персональные» парикмахеры, доктора по разным болезням, нелегальные фермеры с мясомолочной и овощной продукцией экстра-класса. Специалисты по домашним животным, таксисты, сварщики, водопроводчики, мастера по газу, свету, ландшафтному дизайну. Наконец, волшебники по ремонту автомобилей, педагоги-репетиторы, переводчица, юристы, нотариусы, риэлторы.

Блокнот пухнет от фамилий, профессий, адресов, телефонов…

Устав бороться с кризисами, чиновничьим хамством, мизерными зарплатами, люди ушли в «социально-экономическое подполье». Можно было стать предпринимателями, но отталкивала тяжелая процедура оформления бумаг, отчеты и «откаты», унижения перед «столоначальниками».

У «подпольщиков», как правило, высокий уровень профессионализма. Какое-то время многие «калымили» в свободное от основной работы время. А потом решили: будем жить «параллельно» с государством. И живут. 

Убойная цифирь

Итак, небольшая таблица. Структура денежных доходов туляков за 25 лет в процентах. Как она менялась. Очень любопытные данные, основанные на сведениях статистических органов и результатах социологических опросов.

 Доля зарплаты в общих доходах туляков кардинально падает. А вот доля социальных выплат (пенсии, стипендии, пособия), а также доходы от использования собственности (дачи, квартиры) — 
стабильная.

Сногсшибательная подробность: доля доходов от предпринимательства в Тульской области (и в целом по России) —  снижается! Власти шумят: развиваем, помогаем. А малый бизнес, и заработки имеет на четверть меньше, чем в остальных отраслях экономики, и доходы там ниже. Не знали?

А вы не забыли 2012 год, когда «социальные» платежи для предпринимателей удвоили? Более миллиона человек в России ушли в «тень». В Тульской области из малого бизнеса тогда «исчезло» 12-15 тысяч человек. 

И —  главный фактор. Объемы «неизвестных» доходов населения стабильно растут. При социализме государство не знало, откуда появляется в кошельках туляков 3% наличности, сегодня — 
каждый третий рубль с «темной» биографией!

Да, «самозанятые» граждане здесь не играют главной роли. Куда серьезнее влияние «серых» схем по зарплатам, «увод» прибыли от налогообложения.

Тем не менее 40-50 тысяч туляков, не вступая с государством ни в какие формальные контакты, зарабатывают себе на жизнь. И еще примерно полторы сотни тысяч человек имеют отношение к «теневым» схемам. Так и живем.

«Легализация»? Во имя чего?

Суть предложений со стороны государства к тем, кто сегодня «самозанят», в следующем. Вы пишете заявление в налоговые органы и —  не оформляя других документов —  автоматически получаете статус бизнесмена. Плюс —  двух- или трехлетнее освобождение от всех видов платежей и налогов. Наконец, вас не будут проверять. Никогда. Ну, если только не случится ЧП.

После завершения льготного периода будете платить фиксированную сумму, получите патент и станете спокойно работать. Имея право представлять свои интересы в судах и иных органах, официально являясь частью экономики.

Исключения: «новые бизнесмены» не будут иметь статус ИП (индивидуального предпринимателя), им нельзя нанимать работников, и заниматься они смогут только определенными видами деятельности.

Закон должен вступить в действие с 2018 года (по другой версии —  в 2019-м). Сейчас министерства и общественные объединения «бодаются» по поводу частностей. Так, Минфин РФ предлагает дать новый статус только трем видам работ: домработница (уборка помещений, уход за домом или садом), педагог-репетитор и мастер по ремонту жилья. Общественная Палата РФ, Деловая Россия, Торгово-промышленная палата РФ и другие общественные организации говорят о четырех десятках видов деятельности —  от сиделок и домашних учителей до владельцев кафе и гостиниц для кошек. Фантазии бушуют.

Хорошо? Вроде бы, да.

Но вот какая несуразность. С начала 2017 года действует порядок подачи заявлений в налоговые органы по поводу желания стать «самозанятым». По разным подсчетам, в России таких людей —  от 12 до 20 миллионов человек. А заявлений —  по всей стране! —  менее ста. Полный бойкот. С чего бы?

Причины есть. Например, сумма ежегодной платы за патент. Минфин говорит —  20 тысяч. Или —  1 700 в месяц. Вроде бы, немного. А если начнут менять эти суммы?

А вот и главное возражение. Через три года льготный период закончится. Значит, придется отдавать платежи в социальные фонды. И человек, который сегодня зарабатывает, к примеру, 25 тысяч рублей «чистыми», станет получать по 15 тысяч. Остальные деньги перечислит государству. Ради чего?

Наполнение казны? Увы, но ему —  «невидимке» —  до нее нет дела.

Пенсия? Её разница при стаже в 25 или 45 лет —  полторы-две тысячи в месяц! Мизер. Человек, честно «отпахавший»
40 лет, получает 12-15 тысяч, а тот, у кого трудовой стаж
10 лет —  социальное пособие в 10 тысяч. В обоих случаях прожить на эти суммы невозможно. О чем спорим?

Медицинское обслуживание? Но многие «самозанятые» пользуются платными услугами своих коллег по подпольному бизнесу. Минимум времени и качество.

Наконец, что сделает государство, если человек не легализуется? Будет ловить и наказывать? Кто этим займется? И как они докажут, что нарушитель действует «вне закона»? Четверть века таким «бизнесом» занимается как бы 5% населения Тульской области (на самом деле —  намного больше). И никто пока не наказан.

Власть пойдет по пути «бизнес-террора»? Вряд ли. Ибо — 
тупик.

Сложное это искусство - жить в государстве «отдельно» от него.

Сложное, но —  возможное…