На форуме правительства Тульской области блогер Victor T высказался о работе областной Общественной палаты, создав тему «Очковтирательство при формировании общественных советов».

На этот  раз в поле зрения пользователя оказалась тема по формированию новых составов общественных советов, которые, по его мнению, сформированы с нарушениями закона.  

«Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вступил в силу почти 3 года назад. Согласно этому закону общественные советы при исполнительных органах государственной власти субъектов РФ и общественные советы муниципальных образований являются субъектами общественного контроля.

Задачи общественного контроля перечислены в статье 5 данного закона:

- формирование и развитие гражданского правосознания;

- повышение уровня доверия граждан к деятельности государства…;

- обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти…;

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению…

Учитывая стоящие перед общественными советами задачи, в состав общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации" не могут быть членами Общественной палаты РФ  (ч.4 ст.13 Закона).

Но в нашей области до недавнего времени эти запреты игнорировали и в состав общественных советов включали членов и сотрудников областного правительства, а также других лиц, которым федеральное законодательство запрещало входить в состав общественных советов. Например, согласно приказу министерства экономразвития от 18.11.2016 №145 в состав общественного совета при министерстве входили начальник Тульской таможни, руководитель УФНС России по Тульской области, председатель комитета по экономической политике и финансам областной Думы.

Следовательно, предложение губернатора Дюмина о «перезагрузке» общественных советов стало хорошей возможностью, не привлекая внимание к допущенным ранее нарушениям, убрать из состава общественных советов лиц, которые не имели права входить в состав советов. Но какой бы не была реальная причина «перезагрузки», организаторы имели все возможности для того, чтобы провести формирование общественных советов открыто и честно.

В начале марта в Тульской области был запущен информационный портал перезагрузка71.рф  по формированию новых составов общественных советов при органах исполнительной власти региона и муниципалитетов. Органы власти разместили на своих сайтах уведомления о формировании общественных советов, в которых всех кандидатов направляли на сайт перезагрузка71.рф.

А на самом сайте перезагрузка71.рф было объяснено, как стать кандидатом в члены общественного совета:

Таким образом, кроме подачи документов каждому кандидату необходимо было зарегистрироваться на сайте перезагрузка71.рф.

Однако в итоге, нарушив требование губернатора Дюмина об открытом формировании общественных советов, в состав советов включили и тех граждан, которые не регистрировались на сайте перезагрузка71.рф. С нарушением условий подачи заявок и жесткого требования губернатора Дюмина об открытости были сформированы общественные советы при комитете по спорту, комитете по тарифам, министерстве строительства и ЖКХ, министерстве культуры, министерстве промышленности, министерстве здравоохранения и некоторых других органах власти.

И это неудивительно. Руководство областной Общественной палаты, которое должно было сделать выборы открытыми и прозрачными, на деле проигнорировало требование губернатора Дюмина формировать общественные советы открыто. Более того, заместитель председателя палаты Д. Гольтяков сам подал пример неуважения установленных правил, так как вошел в общественный совет при ГЖИ, хотя не был зарегистрирован на сайте перезагрузка71.рф в качестве кандидата в этот совет.

Так с какой целью многим кандидатам позволили проигнорировать требование регистрации на сайте?

Может быть, для того, чтобы эти кандидаты не афишировали свое участие и могли обойти законодательные запреты, например, запрет для членов общественных советов иметь двойное гражданство?

Интересно, что в заявлении-анкете кандидаты в члены общественного совета должны были отметить наличие (отсутствие) неснятой или непогашенной судимости:

Но про двойное гражданство в анкете почему-то не было отдельного пункта, хотя запрет на двойное гражданство не менее важен, чем запрет на наличие неснятой или непогашенной судимости. И на устном собеседовании у кандидатов не спрашивали про наличие двойного гражданства. На сайте перезагрузка71.рф про данный запрет также не было никакой информации.

Очень трудно рассчитывать, что общественные советы, сформированные с откровенными нарушениями, смогут выполнить задачи, которые декларируются в качестве основных, в т.ч.:

- формирование и развитие гражданского правосознания;

- повышение уровня доверия граждан к деятельности государства…

О каком правосознании и доверии можно говорить, если некоторые члены попали в советы, даже не зарегистрировавшись? К тому же у кандидатов в общественные советы не только письменно, но и устно не спрашивали про наличие двойного гражданства.

Конечно, в первую очередь, в сложившейся ситуации виновато руководство областной Общественной палаты, допустившее нарушения. Но маловероятно, что граждане, не зарегистрировавшиеся на сайте перезагрузка71.рф, смогли бы стать официальными кандидатами и пройти отбор в общественной палате без соответствующих просьб от заинтересованных органов исполнительной власти.

Областное правительство серьезно недооценивает важность строгого соблюдения обещанной губернатором открытости при формировании общественных советов. В результате имитации «перезагрузки» возможно искренняя инициатива губернатора Дюмина провести формирование общественных советов открыто оказалась дискредитированной многочисленными откровенными нарушениями. А вместо повышения уровня доверия граждан к деятельности власти появилось значительное количество недовольных активных граждан, ранее поверивших губернатору.

В конкретной ситуации лучшим решением, которое позволит укрепить авторитет власти, будет отказ от общественных советов, сформированных нечестно, и их повторное формирование без применения двойных стандартов. Правительству следует предложить губернатору Дюмину провести реальную «перезагрузку» общественных советов.

Не надо имитировать «перезагрузку», перезагрузите общественные советы по-настоящему!», - подытожил пользователь.