Приводим точку зрения блогера Viktora T относительно выполнения регионом показателя по росту реальной заработной платы в регионе.

«На прошлой неделе пресс-центр областного правительства проинформировал граждан об очередных успехах:
11 мая заместитель председателя правительства Тульской области – министр экономического развития Тульской области Григорий Лаврухин провел пресс-конференцию, приуроченную к пятилетию майских указов Президента РФ.
<…>
По словам заместителя председателя правительства, рост реальной заработной платы в 2016 году по отношению к 2011 году в Тульской области составил 111,5%. По данному показателю Тульская область занимает 1 место в ЦФО (104,6%) и 10 место в РФ (105,4%)…

Некоторые тульские СМИ откликнулись на это бодрыми заголовками: «Тульская область — лидер в ЦФО по росту заработной платы», «В прошлом году реальные зарплаты выросли на 111,5% к уровню 2011 года»…

Но разве не странно, что граждан подробно проинформировали о том, на каком месте находится наша область среди других регионов, но ничего не сообщили о главном: выполнило ли областное правительство плановый показатель по росту реальной зарплаты?

К сожалению, зампред областного правительства Лаврухин неоднократно пытался скрывать важную информацию от граждан, например, отказался назвать получателей гигантских «грантов», необоснованно ссылаясь на налоговую тайну; не отвечает по существу на вопросы, касающиеся первого концессионного соглашения, а также деятельности «Агентства экономического развития Тульской области».

И в случае с лидерством нашей области по реальным зарплатам не всё так хорошо, как пытается преподнести представитель областной власти.
Так о чем же умолчал зампред правительства?

1. Полный провал с выполнением плановых показателей

Как известно, Владимир Путин в день вступления в должность президента (7 мая 2012 года) с целью выполнения своих предвыборных обязательств подписал 11 указов, в т.ч.указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Первым поручением правительству в этом указе было:
обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза.

В соответствие с этой задачей по нашей области на 2015 год был запланирован рост реальной зарплаты относительно уровня 2011 года в размере 122%, на 2016 год – 135%, а на 2017 год – 141%. Причем федеральная власть в отличие от граждан требует отчетность с указанием фактических и плановых показателей:


См.: Публичная отчетность органов исполнительной власти субъектов РФ о ходе достижения показателей содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606

Как видно из отчетности, с выполнением планового показателя по росту реальной зарплаты – полный провал: 112% (111,5%) вместо 135%. Таким образом, за прошедшие 5 лет (2012-2016 гг.) фактический прирост реальной зарплаты оказался в 3 раза меньше запланированного (11,5% вместо 35%).

Причем названный зампредом правительства рост реальной зарплаты 111,5% вызывает серьезные сомнения. Но даже если исходить из 112% по итогам 2016 года, то для того, чтобы выполнить показатель 2017 года (141%), необходимо совершить невероятное:
обеспечить рост реальной заработной платы за 2017 год относительно уровня 2016 года в размере 126%. Уже понятно, что нынешняя областная власть не сможет это обеспечить.

2. Отставание от других регионов по абсолютному размеру средней зарплаты

Лидерство по темпам роста реальной зарплаты еще не означает лидерства по абсолютному размеру зарплат. Если посмотреть данные по номинальным зарплатам за 2016 год, то по абсолютной величине наша область со среднемесячной номинальной зарплатой за 2016 год в размере 29080 рублей отстает как от среднероссийского показателя, так и от среднего показателя по ЦФО (см. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации за 2000-2016 гг.).

В ЦФО по номинальной зарплате нашу область опережает не только Москва (почти в 2,5 раза) и Московская область (в 1,5 раза), что ожидаемо, но и Калужская область. Конечно, номинальная зарплата не учитывает цены, которые в разных субъектах РФ могут быть разными, но очевидно, что тульские цены не компенсируют огромный разрыв в уровне зарплат с Москвой и Московской областью. А перед Калужской областью нет никаких особых преимуществ по ценам.

Более того, при прочих равных условиях зарплаты в Тульской области должны быть выше, чем в соседних, из-за того, что многие туляки работают на вредных производствах (химических, металлургических), да и условия жизни в экологически неблагополучном регионе должны находить отражение в более высоких зарплатах. Тем не менее, в сравнительно благополучной в экологическом отношении Калужской области, к тому же не имеющей столько «грязных» производств, номинальная зарплата до сих пор выше.

3. Реальная зарплата падает 2 года подряд, несмотря на двузначные темпы прироста объемов промышленного производства

Наша область имеет очень высокие темпы роста промышленного производства в последние годы, по крайней мере, в статотчетности. Так, индекс промышленного производства за 2015 год составил 111,9%, а за 2016 год – 112,6%. Областное правительство любит напоминать об этом.

И как раз в период очень существенного роста промышленного производства (прирост физических объемов производства составил 26% за два последних года) происходит падение реальной зарплаты:


При этом в целом по стране за 2015-2016 годы объемы промышленного производства немного снизились , а по ЦФО прирост объемов составил менее чем 2%, да и то благодаря значительному росту в нашей области. В условиях снижения производства провал с реальными зарплатами в целом по стране и ЦФО объясним.

Но почему в нашей области с «китайскими» темпами роста промышленного производства произошло падение реальной зарплаты?

То ли  двузначные темпы прироста физических объемов производства существуют только на бумаге (сфальсифицированы), то ли российские «капиталисты» и «госкапиталисты» нещадно эксплуатируют работников, не желая делится даже малой частью дополнительных доходов от роста объемов производства…»