По данным органов государственной статистики, в 2007 году общий показатель перевозки пассажиров составил в Тульской области 4 936 млн пассажиро-километров, а в 2016-м – 2 010 млн. Снижение – в 2,45 раз. Причем, перевозки людей по железной дороге уменьшились с 3 232 до 1 378 (в 2,35 раз), а автомобильным транспортом - с 1 587 до 632 (в 2,5 раза) пассажиро-километров, пишет «Бизнес 71».

Суммарный объем перевозок пассажиров последовательно падал 8 лет подряд. И только в 2015 и 2016 гг. он «остановился». Но в «разрезе» по видам транспорта показатель немного вырос у железнодорожников и продолжает снижаться среди автоперевозчиков. И хотя последние даны без учета перевозок коммерческими легковыми такси (только - все виды автобусов и маршруток), тенденции видны четко. Перевозчики последовательно «теряют» пассажиров. Причем, такие виды общественного транспорта как троллейбусы и трамваи (их данных в этих сведениях тоже нет) ситуации и тенденций кардинально не меняют – и здесь объемы перевозок людей падают.

Главная причина – почти массовая «автомобилизация» населения Тульской области. Если брать людей в возрасте от 18 до 60 лет (работающая часть жителей региона), то 15 лет назад личные автомобили были у 35-40 из каждых 100 семей (в советское время – у 8-ми), а сейчас – более чем у 65-ти! Разговоры про «восстановление» пригородных и межрайонных маршрутов «выходного дня» и «дачных» направлений на практике в заметных масштабах не были реализованы по причине …нехватки пассажиров. Да, есть страдающая от этого социальная группа дачников-пенсионеров, но ее количественный состав очень оперативно снижается. Старшее поколение по естественным причинам «уходит», а молодежь использует дачи лишь в качестве мест для регулярных, но нечастных пикников. Желающих заниматься выращиванием там картофеля, плодов и овощей – все меньше и меньше…

Примерно тоже самое, получилось с поездками до новых гипермаркетов, расположенных в окрестностях Тулы. Маршрутные такси здесь есть в достаточном количестве, но основная масса покупателей прибывает туда все-таки на личных авто.

В условиях продолжающегося снижения численности население Тульской области, а также уменьшения числа реально работающих в весенне-осенний период дачников, ожидать роста пассажиропотока в части перевозов людей автобусами или поездами на «средние» или «близкие» расстояния не приходится. Стабильными остаются только объемы межобластных (дальних) поездок по железной дороге и на отдельных направлениях - междугородними автобусами.

Картина по перевозкам грузов такова, что в проигрыше – железная дорога. Общий суммарный объем упал с 2007 года по настоящее время с 18,4 до 16,6 млн тонн ежегодно. То есть – на 10%. Это к слову про то, что «кризис закончился». Правда, в последние три года этот показатель почти не меняется. Но и не растет.

У железнодорожников он снизился с 16,5 до 11,9 млн тонн (почти на 40% ), у автомобилистов - вырос с 2,8 до 4,7 млн тонн (увеличение в 1,68 раз). Здесь, кстати, в последние три года аналогичная картина – существенного роста объема перевозок тоже нет. И рекордный показатель для грузоперевозчиков-автомобилистов образца 2000 года (6,7 млн тонн) пока остается мечтой, недостижимым рубежом…