За первые три месяца 2017 года денежный оборот тульских предприятий общественного питания (рестораны, кафе, столовые) составил 1,51 млрд рублей. Скромное 11-е место в ЦФО из 18-ти. И – болезненный для их владельцев сброс реальных продаж продукции и услуг сразу на 15,4%! Худший результат в нашем федеральном округе, пишет «Бизнес 71».

Предыстория «ресторанного» вопроса в Тульской области такова. В 2012 году во всей России для таких заведений наступил звездный час. Их количество росло неимоверными темпами, народ, отойдя от кризиса 2009-2010 гг., потянулся осваивать «культурный отдых» с музыкой и диковинными блюдами. Тульская область в тот момент входила в перечень трех регионов ЦФО с самыми низкими оборотами в данной сфере сервиса. С опозданием на год, у нас тоже грянул местных ресторанный бум.

В масштабах страны эта лафа длилась почти три года. Но в конце 2014 года наступил период постепенного охлаждения народного интереса к красивым ужинам и бизнес-ланчам. Грянул экономический кризис, к нам применили санкции, мы в ответ – антисанкции. Продукты вздорожали, а вот их выбор – оскудел.

Любопытно, что и здесь туляки «отстали» от остальной страны. В крае оружейников еще почти год народ посещал рестораны и кафе с прежней интенсивностью и даже наращивал свои расходы. На фоне соседних регионов, где шли совсем другие экономические процессы, туляки «прирастали», и по итогам 2015 года переместились с 16-го на 12- место.

А вот дальше – стоп. Динамика замерла, потом понемногу пошел процесс снижения ресторанных затрат. Народ не для того за три года снизил покупки продуктов питания на 15%, чтобы отнести сэкономленные деньги в ресторан или кафе. Получалось, что каждый средний взрослый житель нашей области ежемесячно тратил на эти цели чуть более 400 рублей. Маловато, конечно, втрое ниже, чем у москвичей и в полтора – жиже, чем у калужан.

Со второй половины 2016-го начался «откат». Превратившись к весне текущего года в «обвал». В городе-герое закрылось несколько известных заведений такого рода. Все чаще на их дверях красуется надписи типа «переехали в другое место» или – «сдается в аренду». Посетитель «не покупается» ни на «живую» музыку, ни на возможность посмотреть, как для него будут готовить экзотическое блюдо. Согласно последним опросам, доля жителей области, которые относительно регулярно – два-три раза в месяц – посещают кафе и рестораны упала с 30% до 10-12%. Накладно.

Впрочем, в ответ на кризисные трудности появились новые «форматы» общепита. Открылись относительно дешевые столовые «советского» образца, с системой самообслуживания. Если честно, они имеют шанс выжить там, где есть крупные группы потенциальных клиентов (заводы, техникумы, вузы), ибо качество блюд при их готовке на микроволновых печах высоким быть не может по определению.

Прирастает число мини-кофеен. И стационарных, и на специальных автомобилях. Но это - на любителя, по-настоящему насытиться чашечкой кофе и кексом - сложно. Наконец, пытается развиваться сеть объектов типа «стрит-фуд» («уличное питание») в виде передвижных «тонаров», где вам предложат горячие пирожки и прочие «бургеры». Тоже не всякому нравится кушать «на бегу», хотя – горячо, относительно чисто и втрое дешевле, чем в ресторане.

Тем не менее, многие туляки пока экономят. Предпочитают брать на работу домашнюю пищу и потреблять ее с чаем из кулера собственного приготовления…