На этот раз профессиональную точку зрения на те же самые вопросы «Тульские новости» попросили озвучить президента Тульского регионального транспортного Союза по развитию пассажирских перевозок – почётного работника транспорта России, ветерана труда, отмеченного наградой за заслуги перед городом 2 степени, имеющего 40-летний опыт работы в транспортной отрасли г.Тулы, Веру Коротких.

МАРШРУТКИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА

Хочу согласиться с А.С. Крыгиным в том, что коммерческий транспорт в нашем городе действительно популярен среди населения. Это  и есть альтернатива транспорту большой вместимости. Пассажир, стоящий на остановке должен иметь право выбора каким видом транспорта ему воспользоваться: ехать на трамвае с эксплуатационной скоростью 13км/час, троллейбусе чуть быстрее 14,5-15км/час.,  с простоем на посадке у передней двери до 5 минут, или все-таки в 2 раза быстрее проехать на современном микроавтобусе. С моей точки зрения предоставление данного выбора  и должно являться целью муниципалитета, в обязанности которого входит создание условий и организация транспортного обслуживания населения с требуемым комфортом, а лишать человека такого права выбора, по меньшей мере, не правильно.

Для сведения А.С.Крыгину хочется сообщить о том, что в Туле нет «лайнов» и «маршруток», вещи нужно называть своими именами. В соответствии с имеющими лицензиями, коммерческий транспорт малой и особо малой вместимости категории М2, М3 считается общественным транспортом и в своей деятельности руководствуется тем же законодательством, что и муниципальный. Единственным и немаловажным отличием является тот факт, что коммерческий транспорт,  выполняя те же функции что и муниципальный, не финансируется из бюджета, в то время как МКП Тулгорэлектротранс,  при себестоимости перевозок более 30 руб., получает порядка 560 млн.руб. в год из бюджета на возмещение затрат, куда также входят, в том числе,  и затраты на навигационный контроль со стороны АО ЦДС ТО, и затраты на  безналичную систему оплаты проезда. Кроме этого, только  на текущий год из бюджета дополнительно выделено 140 млн.руб. на реконструкцию трамвайных путей. Не дороговато ли для бюджета? Если учесть, что коммерческий транспорт перевозит большую часть пассажиров, порядка 80% от общего количества.   Единственно  чего хотят и добиваются коммерческие перевозчики - это равных прав между всеми участниками процесса перевозок, прозрачных отношений   с власть имущими чиновниками, перспективы развития и уверенности в завтрашнем дне.

ПРАКТИКА ВОРОНЕЖА, НА КОТОРУЮ ЛЮБЯТ ССЫЛАТЬСЯ В КОММЕНТАРИЯХ В ИНТЕРНЕТЕ?

Когда слышишь или читаешь в СМИ комментарии представителей власти о том, что необходимо в транспортной отрасли внедрить опыт или метод того или иного города, всегда вспоминается киногерой Верещагин из фильма «Белое солнце пустыни» и его слова – «За державу обидно». Еще совсем в недалеком прошлом, 5-6 лет назад, Тула сама являлась городом, в который приезжали представители транспортных департаментов из городов Брянска, Ростова Великого, Казани, Ярославля, Калуги, Воронежа, Липецка и других.

Гостей интересовал опыт работы города  Тулы по внедрению на транспорте а) системы спутниковой навигации ГЛОНАСС - GPS (в Туле она существует с 2006 г);  б) системы  мониторинга транспортных потоков на основных транспортных развязках города  при помощи интеллектуальных видеокамер,  сбора и обобщения  сведений;  в) построения аналитических программно-аппаратных комплексов (таких как «Транснет»), позволяющих на базе  данных мониторинга накапливать  статистику о характеристиках транспортных потоков на улицах  города, формировать прогнозные модели,   являющиеся основой для проектирования комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) и принятия решений по оптимизации всей системы в целом; г) системы звукового оповещения на перекрестках города в рамках гражданской обороны; д) системы электронных табло на остановочных пунктах; е) портала прогнозных данных «городской транспорт», который до сих пор добрым словом вспоминают блогеры. Кроме этого гостей интересовала  разработанная документация и проведение конкурсных процедур на городском коммерческом транспорте (первый конкурс в Туле на перевозки коммерческим транспортом состоялся в 2006 г., второй в 2011 г.)

Однако, вместо того, чтобы взять за основу и претворить в жизнь всё  то, что было успешно наработано,    горе-чиновники   развалили всю систему, разогнали специалистов, свели на нет потраченные усилия и неэффективно израсходовали бюджетные средства. А теперь  все те же чиновники, как в той пословице, считают, что « за морем телушка- полушка…, но забывают что …рубль перевоз». В каждом городе своя специфика, свой пассажиропоток, своя архитектурная застройка, дорожная инфраструктура, экономическая составляющая и совсем не значит то, что внедряется в Москве, Санкт-Петербурге, Казани можно применить в Туле. Большого ума, чтобы все это понять, для этого не нужно.  Городские чиновники засучив рукава должны  работать на авторитет города, а не отвлекать различными надуманными  публикациями в СМИ внимание правительства и населения от основных существующих проблем в транспортной системе и в частности в  муниципальном транспорте,  тем самым затягивая время и усугубляя кризис и надеясь -  «авось пронесет».

Думаю, что на этот раз не пронесёт - не получится. Губернатор слишком хорошо во всем разбирается и реально оценивает обстановку.

А ТЕПЕРЬ О ПРОБКАХ, КОТОРЫЕ ЯКОБЫ СОЗДАЮТ КОММЕРЧЕСКИЕ МИКРОАВТОБУСЫ, ПЫТАЯСЬ ПОДЪЕХАТЬ К ОСТАНОВКЕ, ЧТОБЫ ВЫСАДИТЬ ПАССАЖИРОВ.

А. С. Крыгин,  являясь руководителем управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города, не может не знать, что 90% городских остановок общественного транспорта (не говоря уже о конечных разворотных площадках) в Туле не соответствуют требованиям ГОСТа,   в части их размещения,   оборудования и эксплуатации.

Если чиновник считает, что стоящий на тротуаре павильон с приваренным на крыше дорожным знаком 5.16, установленным ограждением имеющим разрыв 3-5 м длиной - это остановка по правилам, то куда тогда смотрят надзорные органы -  прокуратура города, УГАДН ТО, УГИБДД? Как можно при существующем состоянии остановочных пунктов безопасно осуществлять посадку и высадку пассажиров?   Только по ул.Октябрьской проходят порядка 20, а на пр. Ленина порядка 37 маршрутов общественного транспорта.  На ул. Советской и Октябрьской автобусные остановки совпадают еще  и с трамвайными, которые расположены  напротив друг друга, в то время когда они должны быть разнесены,  как минимум на 50м, а сама трамвайная остановка по правилам должна располагаться перед перекрестком,  а не за ним (остановки Луначарского, Арсенальная, Дзержинского, Тургеневская).

Говоря о пробках на остановках и мечтая о пересадочных узлах на въездах в город, Алексей Сергеевич почему-то умалчивает о том, что межмуниципальные маршруты 114к, 117к могли бы успешно довозить пассажиров г. Щекино до автовокзала г.Тулы, но  вместо этого едут через весь проспект Ленина, ул.Советскую да еще и отстаивают на остановке ул.Мосина, создавая аварийную обстановку для тех же троллейбусов.  Маршруты,  обслуживающие Ревякино, ранее отправлялись от а/с Заречье ,теперь едут до Автовокзала, Московского вокзала. Маршрут Тула-Алексин теперь проходит через центр, и ещё много примеров можно приводить. Почему бы не начать с этого?

Бездействие должностных лиц  администрации города, двойные стандарты при проводимых проверках и показная забота о безопасности  и комфортабельности пассажирских перевозок видны невооруженным глазом, стоит только  выйти на улицу и внимательно присмотреться. Почему нет муниципальной программы по обустройству остановочных и конечных пунктов? Меняются только павильоны  одни на другие  чуть ли не каждый год.

В ЧЕМ РАЗНИЦА, С КЕМ ЕЗДИТЬ?

Транспорт - это средство повышенной опасности. Соблюдение ПДД является обязанностью водителя не зависимо от того, каким средством он управляет – это аксиома. Существует человеческий фактор и вольно или невольно случаются нарушения, а порой и ДТП.

Стоит посмотреть статистику и, исходя из процентного соотношения количества транспортных средств к количеству совершённых ДТП, можно увидеть, что картина как раз  не столь радужная в МКП Тулгорэлектротранс, а не в коммерческом транспорте.

 ТЕПЕРЬ ВОПРОС ПО ПЕРЕВОЗКЕ ЛЬГОТНИКОВ И  МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.

Что касается перевозки льготников, то здесь А. С. Крыгин лукавит,  умалчивая о том, что за каждого перевезенного льготника трамваем, троллейбусом или муниципальным автобусом предприятию возмещаются затраты из бюджета различных уровней.

Коммерческие же перевозчики, за счет собственных средств, предоставляют льготы на перевозки 5-ти категориям граждан (в том числе инвалидам 1-й группы) на протяжении всех лет своей деятельности. Видимо чиновник этого не знает, или не хочет об этом говорить.

Городом для МКП Тулгорэлектротранс были  закуплены низкопольные автобусы и троллейбусы, с наличием оборудования для перевозки  лиц с ограниченными возможностями передвижения, да ещё и Москва подарила часть подвижного состава. Уважаемый директор предприятия Симакович В.Т., в силу того, что он знающий специалист, замечательный руководитель и уважаемый человек, за  всем этим следит. Не каждый, будучи на его месте, так относится к своим обязанностям.

Коммерческие перевозчики, обновляя парк, за счет собственных средств покупают автобусы малой (средней) вместимости в лизинг или  кредит для работы на муниципальных маршрутах в соответствии со свидетельствами и картами маршрута, выданными уполномоченным органом, в которых указаны   категории  автобусов эксплуатируемых на маршрутах. При этом заводом изготовителем не предусмотрен серийный выпуск данных моделей с наличием оборудования для перевозки  лиц с ограниченными возможностями передвижения.

ЧТО С ТЕХНИКОЙ?

Транспорт МКП Тулгорэлектротранс обновляется. Директор старается сохранять и поддерживать подвижной состав в рабочем состоянии. Парк транспорта стал, если можно так сказать, более «молодым». Вот только количество этого транспорта  (234ед. общий план выхода на маршруты) оставляет желать лучшего.

 Потребное количество только автобусов большой вместимости в городе составляет 250ед., не беря во внимание потребное количество трамваев и троллейбусов. Отсюда вопрос: если учесть, что за последнее время к Туле присоединили Ленинский район, построили большое количество новых многоэтажных домов в спальных районах и на окраинах города, то каким образом обеспечиваются  перевозки? Не эти ли, так называемые «пресловутые маршрутки», перевозят до 80% пассажиров, не получая субсидий из бюджета? При этом перевозчики за последние 3 года нашли возможность  обновления порядка 85% своего подвижного состава на более комфортабельный транспорт.

Микроавтобусы обслуживают  микрорайоны и населенные пункты, где нет муниципального транспорта, а в некоторых  из них не видели общественный транспорт вообще никогда – п.Озёрный, , п. Сергиевский, Н.Присады, д.Судаково, д.Рвы, д.Кишкино, д.Фалдино, д.Морозовка, д.Фёдоровка, д.Клоково, Козлова Засека, ЖК «Парус»…и другие. Взяв на себя социальную нагрузку при заведомой нерентабельности всех продленных участков маршрутов, особенно в выходные, праздничные дни, в утренние и вечерние часы, коммерческие перевозчики добросовестно осуществляют перевозки, изучают потребность  в количестве транспорта и пожелания жителей по времени отправления автобусов.

 Администрация города до сих пор не находит мужества признать, что благодаря работе коммерческого транспорта в Туле уже много лет не существует проблемы уехать из любого микрорайона. Если ранее пассажир ожидал свой транспорт на остановке от 20мин  до часа, сейчас в большинстве случаев никто не задумывается о том, что он может опоздать в  пункт назначения, просто потому что практика показывает - коммерческий транспорт, по сравнению с муниципальным, ходит регулярно.

Чтобы не быть голословной приведу только несколько примеров сравнительной статистики:

Сравнительная таблица показывает, что расписание движения коммерческого транспорта, составленное уполномоченным органом администрации города Тулы, как говорят в народе сделано «от фонаря», ни о каком пассажиропотоке здесь речи не идет. Утверждение Алексея Крыгина о том, что 10 маршруток может заменить 1 большой комфортабельный автобус как минимум не профессионально. Если следовать логике этот автобус будет ездить в 10 раз реже, а реальное время его ожидания составит на остановках от 50 до 133 мин. Это мы можем прочитать на информационных табличках интервала движения, размещенных на остановках общественного транспорта. И поедет этот автобус по конкретному маршруту, в то время как 10 микроавтобусов отвезут пассажиров в 10 мест не доступных большегрузному транспорту с интервалом от 4 до  15 минут.

Вызывает удивление голословные комментарии А.С.Крыгина о том, что коммерческий транспорт не имеет гаража, не проходит технический и медицинский осмотр. Видимо, Алексей Сергеевич  не доверяет руководителям администрации города,  ранее отвечавшим  за вопросы транспортного обеспечения и выдавшим карты маршрута на данных основаниях, или просто  не знаком с федеральным законодательством в части того, что 220 ФЗ обязал перевозчиков обеспечить хранение автобусов на аккредитованных ночных парковках, которые должны быть занесены в соответствующий реестр. Так вот, перевозчиками закон соблюдается, что подтверждается   результатами неоднократных проверок надзорными органами. Жаль, что власть не следует принципам преемственности управляющих подходов, и каждый вновь пришедший чиновник считает себя гораздо профессиональнее  предыдущего.

Не владея информацией по реальному положению дел на маршрутах,  уполномоченный орган тем самым расписывается в своей некомпетентности. В то же время это не помешало администрации города направить  несколько обращений в прокуратуру города Тулы с просьбой о проведении ряда очередных внеплановых проверок в коммерческих предприятиях. О недопустимости такого метода репрессивного подхода к предпринимателям  говорил 7 апреля на конференции в Туле министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Однако с подачи начальника УТиДХ администрации г.Тулы по странному стечению обстоятельств внеплановые проверки и проверки на линии продолжают проводиться только в отношении перевозчиков, которые работали на городском рынке ранее, а  новые перевозчики, пришедшие на  городские маршруты уже после назначения Крыгина, и с которыми ранее сотрудничал Алексей Сергеевич, не занимая муниципальной должности, почему-то не попадают в сферу его надзорных действий (ИП Краева, ООО Движение, а/к 1810)

А уж о том, как ведется внутренняя финансово-хозяйственная деятельность коммерческих предприятий,  представителям исполнительной власти обсуждать через СМИ, как минимум,  нескромно и, тем более давать провокационные комментарии, как говорится «считать чужие деньги».

Мы понимаем, что А.С. Крыгин пришел во власть из бизнеса и уже 4 месяца никак не может войти в роль чиновника. Все его действия,  по странному стечению обстоятельств, ангажированы с новыми перевозчиками,  с которыми ему, также по странному стечению обстоятельств, приходилось взаимодействовать в период своей прежней деятельности.

Чего стоит следующее его заявление  в адрес перевозчиков  членов Союза, прямая цитата: «Пока не заключите договор с АО ЦДС ТО никакого расписания Вам менять не будем. И мне все равно, что там жители хотят». А другим, вновь пришедшим, получается менять можно не только расписание, режим работы, но и еще более интересные факты, когда после проведения конкурсов на маршрутах элементарно меняются условия конкурсных процедур и вместо одного маршрута фактически возникает другой: меняется схема движения, расписание, количество автобусов  ( маршруты №31,70).

Заявление начальника  УТиДХ о том, что маршрутки выходят на самые загруженные городские маршруты г.Тулы и у них нет социальных обязательств перед пассажирами, якобы никто не знает сколько пассажиров они перевозят говорит о его полной некомпетентности.  Разве не он, занимает должность руководителя управления - являющегося уполномоченным органом,  сформировавшим реестр, выдавшим свидетельства, расписание и карты маршрута, изменившим прежние схемы маршрутов, добавив на каждый социальную нагрузку. Ещё совсем недавно Алексей Сергеевич  утверждал, что пассажиропоток на маршрутах  изучили!?, Разве не его управление подготовило  информацию главе администрации города для отчета губернатору Тульской области о том, что муниципальным транспортом перевезено в 2016 г. 40 млн. человек, а коммерческим 73млн.?

В силу своих должностных обязанностей  Алексей Сергеевич должен знать, что в 220 ФЗ говорится о том, что при открытии маршрута по нерегулируемому тарифу одним из требований является экономическая целесообразность, так как  финансирование из  бюджета на данный вид перевозок  не предусмотрено.

Получается,  что администрация города не заинтересована в выстраивании равноправных прозрачных отношений в сфере организации пассажирских перевозок, не готова строить отношения  в парадигме «согласования интересов», конструктивно развивать маршрутную сеть в двустороннем диалоге, а главное , что ее действия противоречат тем посланиям президента РФ, который говорит о том, что исполнительные органы, прежде всего, должны создать условия для бизнеса, поддержать его через созданные ими механизмы сотрудничества, а не «кошмарить» через свой репрессивный аппарат.

РS. Уже после  данного интервью, на совещании в администрации города,  27.04.2017 г.,   профессионал «своего дела» Крыгин А.С. в очередной раз пообещал перевозчикам (по случайному обстоятельству только членам Союза), «сладкую жизнь»,  пригрозив,  что  готовит документы в суд на отзыв свидетельств на право осуществления перевозок  на основании того, что перевозчики якобы не соблюдают заведомо не выполнимые расписания и за то, что не готовы «кормить» сателлита администрации - АО ЦДС ТО.

И еще хотелось бы задать  вопрос: Готов ли нести Алексей Крыгин персональную ответственность за срыв перевозок пассажиров в  городе Туле, если все перевозчики города выполнят его пожелание и сдадут свидетельства на все городские маршруты?