Тульские СМИ и блогеры часто обсуждают, как обустроить городской общественный транспорт. Особенно достается электротранспорту. Интересующиеся этой темой наверняка помнят, какой гвалт поднялся во время «экскурсии» популярного блогера Ильи Варламов. «Эхо» спора носилось по улицам, дорогам, рельсам и салонам (особенно - трамваев) больше недели!
 
Нужны ли трамваи и трамвайные пути? Не стоит ли городу вообще отказаться от троллейбусов и перейти на «маршрутки»? Как руководству Тулгорэлектротранса не просить у властей субсидий и выживать? Профессиональную точку зрения на эти вопросы «Тульские новости» попросили озвучить заместителя главы администрации города Тулы – начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству Алексея Сергеевича Крыгина.

1.

Маршрутки, как альтернатива?

 
Маршрутные такси, как таковые, появились в СССР еще в 1960-ые годы. Они отличались от регулярных автобусных маршрутов использованием автобусов малой вместимости, отсутствием фиксированных расписаний и возможностью останавливаться «по требованию».
За прошедшие годы многое изменилось, однако «маршрутки» или «лайны», как мы привыкли их называть, продолжают пользоваться популярностью среди пассажиров.
И тогда и сейчас единственным критерием, определяющим выбор данного вида транспорта, является малый интервал их движения в пиковое время.
Однако вместимость такого вида транспортных средств минимальна, а количество в нашем городе превышает 1000 единиц. Расстояние между креслами всегда небольшое, с багажом или детской коляской сесть в маршрутку просто невозможно.

2.

Практика Воронежа, на которую любят ссылаться в комментариях в интернете?

 
Не так давно 96% всего транспорта Воронежа составлял коммерческий транспорт. Трамвай там «выпилила на мороз» мэрия (потом власти потратили 2 млрд, чтобы восстановить трамвайное движение), а троллейбус сильно побила (его удалось отбить и спасти). Основным транспортом Воронежа как раз являлась «маршрутка»....
Вот одна из главных улиц города - проспект Ленина. В часы пик он встает в одной большой пробке. А теперь посмотрим, кто стоит в этой пробке. Правильно, процентов 30-40 трафика – это маршрутки. Они забивают всю правую полосу, они постоянно перестраиваются из ряда в ряд, пытаясь объехать друг друга, чем только усугубляют ситуацию.
Вместо 10 маршруток здесь мог бы быть один современный автобус. Улица бы тогда поехала. А сейчас коммерческий транспорт блокирует всё движение.  
Маршрутки постоянно маневрируют, так как подбирают и высаживают пассажиров, осуществляют посадку и высадку пассажиров из среднего ряда, не доезжая до остановки, что провоцирует многочисленные ДТП с транспортом, ставящие под угрозу жизни людей, и еще сильнее тормозит поток.

3.

В чем разница, с кем ездить?

 
Соблюдение ПДД водителями маршруток уже давно стало темой для анекдотов и одновременно причиной серьезных ДТП. По уровню безопасности маршрутка была и остается самым опасным видом общественного транспорта
Стоит ли говорить о качестве предоставляемых услуг пассажирам? Техническое состояние многих маршруток вызывает большие вопросы и опасения, а водители зачастую работают без всякого соблюдения трудового законодательства. В салонах накурено, звуковое информирование пассажиров отсутствует, билетов нет, льгот не предоставляется.
А что касается перевозки маломобильных групп населения, то коммерческие перевозчики не заботятся о доступности: инвалид-колясочник или мама с коляской не смогут воспользоваться «быстрым» транспортом.
Муниципальный же перевозчик четко следит за такими условиями как низкопольность транспорта, наличие зрительной и звуковой информации в транспорте. На сегодняшний день 100% автобусов МКП «Тулгорэлектротранс» доступны для маломобильных групп населения и приспособлены для их перевозки. Водители регулярно проходят инструктажи о работе с пандусами и культуре обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями.

4.

Что с техникой?

 
Подвижной состав муниципального перевозчика обновляется, пусть даже и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но то, что имеется старательно сохраняется и поддерживается в рабочем состоянии. Так, в 2014 году год выпуска транспортных средств муниципального перевозчика составлял в среднем 13 лет (автобусы - 6 лет, троллейбусы  - 11 лет, трамваи - 22 года). В 2017 году год выпуска транспортных средств выходящих на линию составляет 7 лет (автобусы - 4 года, троллейбусы  - 6 лет, трамваи - 16 лет).
Транспорт выходит на линию, пройдя не только технический контроль, но и обязательную санитарную обработку. Причем эту работу осуществляют не водители, а технические работники.
Что же касается коммерческого перевозчика, то принцип работы следующий. Собственники транспортных средств, в большинстве случаев водители, ежемесячно отчисляют часть выручки предприятию-перевозчику, получившему право работы на маршруте, подтвержденное свидетельством.
Водители работают на автобусе сутками, после чего сами же их чинят. Гаража у них тоже нет - автобусы хранят у дома, и выезжают на линию опять же без всякого контроля. Водители не имеют никаких социальных фондов, по факту никто не контролирует их состояние здоровья. Поэтому часто на маршрутах работают молодые парни, не имеющие опыта вождения.
Водители МКП «Тулгорэлектротранс» оформлены в соответствии с трудовым законодательством РФ. Ежедневно проходят предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль. Работа водителей организована с соблюдением режима труда и отдыха.

5. Кто и кому приносит прибыль?

 
Владельцы микроавтобусов хотят много зарабатывать и, естественно, выходят на самые загруженные городские маршруты. Кому охота гонять маршрутку там, где маленький пассажиропоток, и она будет ходить полупустая? Поэтому почти всегда маршрутки начинают конкурировать за пассажиров с трамваями и автобусами. При этом они находятся в более выгодном положении, так как у них нет социальных обязательств перед пассажирами. Им не надо работать допоздна, когда пассажиропоток падает. Им не надо возить льготников. Им не надо строить остановки: все хлопоты возьмёт на себя город. И к соблюдению расписания можно относиться спустя рукава, не выполняя установленных требований.
Сколько пассажиров перевозят маршрутки? Точно можно сказать только одно - никто не знает! Вся оплата происходит наличными водителю. Конечно, можно попросить (и даже потребовать) билет, но кто это делает? В итоге часть денег за проезд оседает в кармане водителя, и даже хозяин/директор транспортной фирмы не имеет точного представления о количестве перевезенных пассажиров. Нельзя исключать и сокрытие объемов выручки (и количества перевезенных пассажиров) руководством компаний от налоговых инспекций.
Так МКП «Тулгорэлектротранс», осуществляющее перевозки пассажиров 234 ед. техники (123 автобуса, 53 троллейбуса, 58 трамваев) за 2016 год было отчислено подоходного налога в размере порядка 60 млн руб.
В то время как одной из фирм предприятий-перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров 288 ед. техники, за 2016 год было отчислено подоходного налога в размере 1,8 млн руб, а всеми коммерческими предприятиями, осуществляющими перевозки пассажиров автотранспортными средствами порядка 1 200 ед, за 2016 год было отчислено подоходного налога в общей сумме 7, 1 млн руб.
Средства, поступающие от оплаты проезда, в реальности никем не контролируются. Это создаёт почву для огромного количества финансовых махинаций. Частные перевозчики работают на существующей городской инфраструктуре только в самых прибыльных местах. Это означает только то, что город недополучает из-за этого огромное количество средств, которое мог бы направить на развитие транспортной инфраструктуры.

6.

Что делать?

 
Ответ очень прост:
Необходимо перевести коммерческий транспорт малой вместимости на транспорт средней вместимости (ПАЗ, Богдан)
Тем самым сократить количество маневрирующих маршруток на улицах города, сохранив возможности по перевозке за счет большей вместимости транспорта.
Организовать выделенную полосу для движения пассажирского транспорта, что станет плюсом для всех участников движения. В частности, выделенная полоса для движения трамваев позволит увеличить среднюю скорость движения за счет отсутствия простоев по причине ДТП на трамвайных путях. Выделенная полоса для автобусов и троллейбусов позволит разгрузить движение в левой полосе, упорядочить движения общественного транспорта, сократить пробки, приведет к соблюдению скоростного режима всеми перевозчиками.
Сформировать сводное расписание движения муниципального и коммерческого транспорта, обеспечив пассажиру равный интервал при прохождении остановок.
Как следствие данные меры принесут плюсы для всех - для автомобилистов движение станет более упорядоченным (не станет маневрирующего от остановок пассажирского транспорта, сократятся пробки), для пассажиров будет обеспечен равный интервал движения между всеми перевозчиками.
Организовать транспортно-пересадочные узлы, до которых из отдаленных районов города будет осуществляться доставка пассажиров коммерческим транспортом малой вместимости, а на ключевых центральных улицах города Тулы (проспект Ленина, улица Советская, улица Октябрьская, улица Пролетарская, Красноармейский проспект) будет работать электротранспорт и автобусы большого класса.