Организаторы Веневских чтений: наше мероприятие носит культурно-познавательный характер
©
Ранее мы писали со ссылкой на пресс-службу Миссионерского отдела Тульской епархии, что в Тульской области представители т.н. Рериховского движения на протяжении многих лет занимаются распространением оккультных идей под видом культурологических мероприятий.
В редакцию ИА «Тульские новости» обратились организаторы Веневских Чтений, которые представили свою позицию по данной теме.
Организаторы и участники Чтений считают, что сведения были значительно искажены и поданы в неверном, «оккультно-мистическом» свете.
«Усилиями общественности в г. Туле и Венёве возрождается и утверждается память о замечательном человеке, нашем земляке – Борисе Николаевиче Абрамове (1897–1972). Последние 11 лет его жизни прошли в г. Венёве Тульской области. При его жизни почти никто из венёвцев не знал, что рядом с ними жил близкий ученик великого художника, общественного деятеля Н.К. Рериха и философа-гуманиста Е.И. Рерих, духовный подвижник и мыслитель. В Краеведческом Музее создан фонд его имени, включающий и личные вещи, переданные венёвцами.
Н.К. и Е.И. Рерихи, как и Б.Н. Абрамов, не любили и никогда не использовали по отношению к своей деятельности понятий «мистицизм» или «оккультизм». Так, Н.К. Рерих писал: «…Я вообще опасаюсь этого неопределенного слова «мистицизм». Уж очень оно мне напоминает английское «мист» – то есть «туман». Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света.…Для невежд, вероятно, любое научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность». В своих письмах Е.И. Рерих четко писала: «…Я очень не люблю слово «Оккультизм», оно так опошлено, и невежественные массы склонны подразумевать под ним всякое чернокнижие, всякое разрушение». Вместо этих устаревших и мало кому понятных слов и идей Рерихи утверждали главенство науки и научного знания в будущей истории человеческой мысли.
Многообразный мир художественных образов Н.К. Рериха и стройное философское мировоззрение, изложенное в Учении Живой Этики, посвящены вопросам нравственного совершенствования человека, одухотворения жизни путем укрепления в обществе идей общего блага, красоты, познания, творческого труда как высокого назначения каждого из нас, сотрудничества, мирного сосуществования и беспредельного развития всего живого на нашей планете.
Эти идеи гармонично отражены и в трудах Б.Н. Абрамова – философских, поэтических, живописных и музыкальных. Он писал стихи и рассказы на нравственные темы, рисовал акварели – пейзажи и символические картины, играл на фортепиано и сочинял музыку.
С середины 1990-х гг. началось научное изучение философского творчества Б.Н. Абрамова. Конференции и Чтения его памяти проходят в разных городах нашей страны (Москве, Новосибирске, Новокузнецке и др.). С 1997 г. –столетия со дня рождения Б.Н. Абрамова – в г. Венёве ежегодно проводятся Венёвские Чтения его памяти. Мероприятие носит открытый, культурно-познавательный характер. Его участники – взрослая интеллигентная аудитория (среди них преподаватели вузов, кандидаты наук, члены лектория при Институте Востоковедения РАН и др.). Чтения объединяют людей из Москвы и Московской обл., Новосибирска,Владимира, Калуги, Кирова, Омска, Таганрога и ближнего зарубежья. Организатором Чтений является Тульский Рериховский исследовательский центр.
В 2015 г. сотрудниками Центра была создана выставка «Верхний путь Духа: жизнь и творчество Б.Н. Абрамова». Она экспонировалась в Доме Культуры г. Венёва, в Государственном Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. В 2016 г. выставка проходила в Тульском Областном художественном музее и в Доме Русского Зарубежья им. А. Солженицына в Москве. На Венёвских Чтениях 2016 г. состоялось открытие ответной фотодокументальной выставки «Путёвку многим в жизнь он дал» из Дома Русского Зарубежья, посвященной истории Харбинского политехнического института, где с 1949 по 1952 гг. Б.Н. Абрамов работал консультантом китайских преподавателей русского языка.
В 2016 г. в г. Венёве создан Сквер имени Б.Н. Абрамова у торца пятиэтажного здания, построенного на месте дома, где жил мыслитель. На стене здания установлена мемориальная доска.