На чем туляки больше всего экономят?
В январе 2017 года Центробанк России провел очередной опрос среди граждан страны по вопросу: на чем вы экономите в условиях экономических трудностей? Лидерами по «снижению показателей» оказались отдельные продукты питания, а также отдых и покупка дорогой бытовой техники, пишет «Бизнес 71».
Но начнем обзор результатов опроса с ответа на другой вопрос. Он – главная сенсация опроса. Оказалось, что 30% россиян (и, соответственно, туляков) не снизили свои потребности и не уменьшили расходы на покупки товаров или оплату сервисных услуг. Они питаются в прежнем режиме, посещают кафе и рестораны, ходят в театры, ездят отдыхать за пределы России, отдают детей на платные учебные курсы, пользуются услугами коммерческих медицинских центров, покупают престижную парфюмерию, автомобили, модную одежду и обувь, проводят дорогой ремонт жилья.
Это – откровенный парадокс. Потому что – если верить опросам и исследованиям по уровню жизни туляков - только 12-17% из них могут себе сегодня позволить такое «внекризисное» поведение. У остальных на это не должно хватать денег. Объяснение может быть только одно: немалая часть жителей нашей области (около 12-15% от общей численности) «залезла» в свои сбережения и понемногу тратит их для сохранения прежнего уровня потребительского поведения. Как долго это продлится? Неизвестно. Либо кризис вперед кончится, либо наши сбережения. Пока второй вариант ответа кажется более реальным…
Теперь про тех, кто реально и заметно экономит. Менее всего туляков (лишь 3-7% от опрошенных) оказалось среди тех, кто снизил потребление хлеба, сахара-соли, растительного масла, круп, макарон. А также уменьшил траты на бензин, детские товары, ремонт автомобилей, урезал семейные тожества, покупку обычной мебели, сотовых телефонов, компьютеров, прочих гаджетов. Тот же минимум - среди земляков, рискнувших экономить на лечении, образовании для детей.
Каждый десятый – в числе экономящих на посещениях ресторанов, покупках лекарств, алкоголя, бытовой химии, домашней техники типа кухонных комбайнов, холодильников, автоматических стиральных машин, а также относительно дорогой парфюмерии, натуральных соков, кофе-чая, сигарет и прочих табачных изделий. Ну, снижение тяги к последнему из перечисленных видов товара – только к лучшему. Это мы про никотин, капля которого убивает лошадь.
Около 15-20% туляков резко урезали свои потребности по всему перечню молочных продуктов – от молока и кефира до сметаны, сыров и масла. Вот это – плохо. Ибо туляки и без того – одни из самых «скромных» в России потребителей «молочки». Значит, усугубляем вред для здоровья. Примерно столько же сограждан отказались от шоколада и прочих кондитерских излишеств. Тут мы явно переедали, так что зубы и фигуры - целее будут. Увы, в той же пропорции – люди, отложившие поездки в санатории и туристические путешествия. Причем, не только за пределы России, но и – внутри нее. Грустно.
О других печальных рекордах. Каждый четвертый житель области заметно снизил потребление фруктов, овощей, зелени. Тоже – по всему спектру. Очень нехорошо. Тут же – теперь уже бывшие любители сосисок, колбас, мясных копченостей и дорогих сыров. Если вместо этих продуктов они стали потреблять охлажденную курятину, индюшатину, телятину – нормально. Однако гораздо больше тех, кто вернулся к дешевым замороженным «суповым наборам», низкосортному ливеру и куриным импортным «ножкам Буша». Однозначно плохо.
И товары – рекордсмены по урезанию потребления. Каждый третий туляк отказался от покупки свежего охлажденного мяса (говядина, телятина, свинина, баранина), а также свежей и слабосоленой рыбы, включая любимую нами атлантическую сельдь. Кстати, эта же тенденция коснулась рыбных и мясных консервов. Про икру – молчим. Она снова - диковинный деликатес. Как и многие представители фруктов из разряда цитрусовых. Очень не радостно.