По заказу Центробанка России среди россиян был проведен опрос о «потребительских настроениях», сообщает портал «Бизнес 71». Сколько получают, экономят ли на покупках, пополняют ли банковские вклады, верят ли в улучшение экономической ситуации?


По большинству вопросов получили то, чего ждали. Экономят, пополняют, верят.


Но в двух случаях - казус.


Во-первых, каждый третий ответил, что никакого кризиса он не чувствует. И не экономит. Удивление в том, что так себя должны чувствовать не более 10-12% населения. Самые зажиточные. Значит, у многих туляков есть «заначки».


Во-вторых, ответы на «ценовой» вопрос. Каждый шестой респондент по поводу того, насколько в 2016 году подорожали продукты питания, ответил: в полтора-два раза! На самом деле – на 5-7%. Гигантское несовпадение.


Оказывается, люди так крепко запомнили валютный обвал курса рубля в конце 2014 года, и полуторный рост цен тогда же, что «перенесли» это на два последующих года!


Меж тем, максимальный рост потребительских цен с начала 2016 года зафиксирован на крупу гречневую (+21,2%), масло сливочное, сыры и другие молокопродукты (+18,5%), рыбу мороженую, чай и табак. На 5-7% стали стоить больше прежнего  хлеб, алкоголь.


Но, одновременно с этим на 2-5% подешевели куры, свинина, сахар, яйцо, яблоки, картофель. И очень заметно - на 12-24% - снизились цена на местные овощи: огурцы, помидоры, морковь, капусту, свеклу, лук.


Баланс – темпы «продуктовой инфляции» - 5,6%. Рекордно мало за 15 лет.


Формально зарплата выросла в реальном исчислении на 4-6%. А доходы сократились на 1,5% (кроме зарплаты, здесь пенсии, пособия, доходы от предпринимательства). Учитывая, что в России доходы упали на 7%, неплохо. 


Однако есть нюанс. За 11 месяцев 2016 года в Тульской области оборот розничной торговли составил 226,6 млрд рублей, на оплату всех видов услуг у населения ушло 61,9 млрд, а на посещение ресторанов и кафе – 5,74 млрд рублей. Отставание от данных годовой давности на 6,1%, 2,0% и 5,5%.


Значит, есть немало бедняков, которым приходится жестко экономить.